Айки-дзюдзюцу ( 大東流合気柔術 ), первоначально называвшееся Дайто-рю-дзюдзюцу ( 大東流柔術Daito-ryu judjutsu ), является японским боевым искусством, которое впервые стало широко известно в начале 20 века в мастерстве Такэды Сокака.
Герб семьи Такеда.
Такеда имел обширную подготовку в нескольких боевых искусствах (включая Касима Синден Джикишинкагэ-рю и сумо) и назвал стиль, который он преподавал, «Дайто-рю» (буквально «Великая восточная школа»). Хотя традиция школы претендует на многовековую историю Японии, нет никаких известных записей о рюдо Такэды. Независимо от того, считают ли Такэду восстановителем или основателем этого искусства, именно с него начинается знаменитая история Дайто-рю. [1] Самым известным учеником Такэды был Морихэй Уэсиба, основатель Айкидо.
История
Дайто-рю берет свое начало в предположительно 900-летней истории, восходящей к Синра Сабур Минамото-но Ёсимицу (新 羅 三郎 源 義 光, 1045-1127), который был самураем клана Минамото и членом Сэйва Гэндзи (ветвь Минамото, происходящая от японского императора Сэйва 56). Дайто-рю берет свое название от поместья, где в детстве жил Ёсимицу, которое называлось «Дайто» ( 大 東 ), в провинции Сими (современная префектура Сига). Согласно легенде, Ёсимицу препарировал скелеты убитых в бою людей, изучая их анатомию, чтобы научиться методам соединения суставов и нанесения ударов по жизненно важным точкам (кюшо-дзюцу).
Родословная Сэйва Гэндзи
Ёсимицу ранее изучал боевое искусство тэгои с пустыми руками, родоначальника японского национального вида спорта сумо, и добавил, что. В конце концов он поселился в провинции Кай (современная префектура Яманаси) и передал полученные знания своей семье. В конце концов, правнук Ёсимицу Нобуёси принял фамилию «Такэда», которая и по сей день является фамилией семьи. Семья Такэда оставалась в провинции Кай до времен Такэда Сингэн (武田 信玄, 1521-1573). Сингэн выступал против Токугавы Иэясу и Оды Нобунагавы в их кампании по объединению и контролю над всей Японией. После смерти Сингэна и его преемника Такэды Кацуёри (武田 勝 頼, 1546-1582) семья Такэда переехала в регион Айдзу (территория, охватывающая западную треть современной префектуры Фукусима).
Отретушированная фотография Такэды Сокаку, около 1888 года.
Хотя в результате этих событий семья Такэда утратила часть своей власти и влияния, она по-прежнему была связана с правящим классом Японии. Что еще более важно, переезд в Айдзу и последующие события оказали глубокое влияние на то, что возникло в 19 веке как Дайто-рю Айки Дзюдзюцу. Одним из важных событий стало удочерение Такэды Кэншоин (четвертой дочери Такэды Сингэна) внуком Токугавы Иэясу Комацумару (1611-1673). Комацумару посвятил себя изучению боевых искусств семьи Такэда, а позже был усыновлен Хосином Масамицу. Комацумару изменил свое имя на Хосина Масаюки (保 科 正 之) и был назначен губернатором Айдзу в 1644 году. Будучи правителем, он предписал всем последующим правителям Айдзу изучать искусство Оноха Итто-рю (которым овладел сам), а также искусство осикиути — боевое искусство, разработанное им для советников и слуг сёгуна и приспособленное к дворцовой обстановке. Эти искусства были включены и смешаны с боевыми искусствами семьи Такэда.
По традиции Дайто-рю, именно этим искусствам Такеда Сокаку начал обучать тех, кто не принадлежал к семье, в конце XIX века. Такеда также учился фехтованию и владению копьем у своего отца, Такеды Сокити, и в Касима Синден Джикишинкагэ-рю в качестве учи-деши (живого ученика) у знаменитого фехтовальщика Сакакибары Кенкики. В течение своей жизни Сокаку много путешествовал, чтобы достичь своей цели — сохранить традиции своей семьи и распространить Дайто-рю по всей Японии.
Третий сын Такэды Сокаку, Токимунэ Такэда (武田時宗Takeda Tokimune , 1916-1993), стал директором художественной школы после смерти Сокаку в 1943 году Токимунэ преподавал , он назвал «Дайто-рю Айкибудо» ( 大東流合気武道 ), искусство, которое включало в себя технику владения мечом Оноха Итто-рю наряду с традиционными техниками Дайто-рю Айки Дзюдзюцу. Именно под руководством Токимунэ впервые были созданы современные степени «дан», которые присуждались ученикам Дайто-рю. Токимунэ Такеда умер в 1993 году, не оставив официального преемника, но несколько его высокопоставленных учеников, таких как Кацуюки Кондо (近藤 勝 之Kondo Katsuyuki), 1945-) и Сигэмицу Като, сейчас возглавляют собственные организации Дайто-рю Айки Дзюдзюцу.
Айки Дзю Дзюцу
Айки-дзюдзюцу можно разделить на три стиля: дзюдзюцу (жесткое); айки-но дзюдзюцу (мягкое); и комбинированное айки-дзюдзюцу (жесткое/мягкое). Современные японские дзюдзюцу и айкидо происходят от айкидзюцу, которое подчеркивает «раннюю нейтрализацию атаки». Как и в других видах дзю-дзюцу, в нем особое внимание уделяется бросковой технике и болезненным ударам по суставам, чтобы эффективно свалить или ранить нападающего. Особое значение имеет выбор защитных приемов, чтобы запутать или нейтрализовать эффективность атаки и использовать силу нападающего против него самого. Для Дайто-рю характерно широкое использование атэми, или ударов в жизненно важные зоны, для создания комбинаций или тактики бросков.
Некоторые ударные техники в этой области техники используют размах вытянутых рук для создания силы и наносят удары кулаками под обманчивыми углами, что можно увидеть в таких техниках, как атэми, которые создают гяку удэ-дори (обратное блокирование локтя). Токимуне Такеда считал, что одной из уникальных особенностей этого искусства является предпочтение контролировать суставы сбитого с ног нападающего с помощью колена, чтобы руки оставались свободными для доступа к оружию или устранения угроз со стороны других нападающих.
Ответвления Айки Дзю Дзюцу
В настоящее время существует несколько организаций, преподающих Дайто-рю, каждая из которых ведет свою историю от Такэды Сокаку через одного из четырех его учеников. Этими четырьмя учениками являются: Такэда Токимунэ, протопласт ветви Токимунэ; Такума Хиса (琢磨 琢磨 Hisa Takuma , 1895-1980), из ветви Хиса; Кодаם Хорикава (ם ם 幸 道Horikawa Kōdō , 1894-1980), из ветви Хорикава; и Юкиёси Сагава ( Sagawa Yukiyoshi , 1902-1998) из ветви Сагава.
Токимуне
Ветвь Токимунэ возникла из учения Токимунэ Такэда, сына Такэда Сокаку, назначенного преемником Дайто-рю после смерти отца. Когда Токимунэ умер, он не назначил преемника; существуют две основные группы, которые продолжают его учение.
Первую группу возглавляет Кацуюки Кондо, который начал свое обучение у Цунэдзиро Хосоно и некоторое время продолжал заниматься с Котарой Ёсида (吉田 幸 太郎 Yoshida Kotara , 1883-1966), прежде чем был представлен Токимунэ. Основываясь на высоком уровне лицензии на обучение, которую Кондо получил от Токимунэ, его последователи представляют его школу как «основное направление» Дайто-рю. Кондо много сделал для повышения престижа этого искусства, проводя семинары как в Токио, так и за рубежом, особенно в Европе и США. За последние годы в Европе было создано четыре филиала, благодаря четырем ученикам Кондо-сэнсэя, которые достигли уровня Сан Дан (3° Дан), необходимого для получения статуса филиала: Алекс Мураччини и Лука Канови из Италии, Нильс ван Виллиген из Нидерландов и Евгений Бодренко из России. В США также существует несколько филиалов додзё, таких как Дерек Стил в Филадельфии, Марк Суми в Лос-Анджелесе и Хосе Гарридо в районе Нью-Йорка. Вместе с четырьмя другими исследовательскими комитетами.
Вторая группа из отделения Тоитимунэ возглавляется Сигэмицу Като и Гунпачи Арисава, которые являются давними учениками и учителями из первоначальной штаб-квартиры Тоитимунэ в Дайтокане, Хоккайдо. Организация называется Nihon Daito Ryu aikibudo Daito Kai ( 日本大東流合気武道大東会Nihon Daito Ryu aikibudo Daito Kai ) . Они поддерживают небольшую организацию на Хоккайдо, имеющую прочные связи с практикующими специалистами в Европе (особенно в Италии), США и Бразилии.
Хиса
Офис газеты «Асахи» в Осаке, Япония, где многие техники Дайто-рю были сохранены на пленке в том виде, в котором их изначально преподавали Морихей Уесиба и Сёкаку Такеда.
Вторая крупная ветвь Дайто-рю представлена учениками Такумы Хиса. Его ученики объединились и основали Такумакай ( 琢磨 会 ) . У них много материалов в виде видео и фотографий, сделанных в додзё Асахи, с записями техник Дайто-рю, которым их обучал сначала Морихей Уэсиба, а затем непосредственно Такеда Сокаку. В одном из их основных учебных пособий под названием «Сёдэн» представлены техники, которым обучали оба мастера.
Такумакай представляет собой вторую по величине организацию Айки Дзюдзюцу. В настоящее время директором является Мори Хакару, которому помогает почетный директор Чиба Цугутака, а управляющим директором — Кобаяси Киёхиро. Чиба Цугутака, который предложил идею назвать организацию Такумакай, также некоторое время тренировался в Дайто-кан на Хоккайдо у Такэды Токимунэ.
В 1980-х годах под руководством Шогена Окабаяси (Okabayashi Shogen, р. 1949-2018), который был направлен на стажировку под руководством директора, Такумакаи предпринял шаги по внедрению форм преподавания искусства, как это было задумано изначально. Токимунэ Такэда. Этот шаг расстроил некоторых сторонников оригинального метода обучения Хисы, что привело к созданию новой организации под названием Дайбукан, основанной давним учеником Хисы Кенкичи Огами ( Ōgami Kenkichi , р. 1936). Позже, стремясь внести серьезные изменения в учебную программу, Окабаяси сам решил отделиться от Такумакаи и сформировал Хакухо-рю.
Хорикава
Ветвь Хорикава возникла на основе учения Кодо Хорикава. На основе его учения было основано несколько организаций.
Кодокай ( 会 道 会Kōdōkai ) был основан учениками Хорикавы, чья отличительная интерпретация движений айки прослеживается в движениях его учеников. Kōdōkai базируется на Хоккайдо и возглавляется Юсуке Иноуэ (Иноуэ, р. 1932). Отец Иноуэ и его главный учитель Хорикава были прямыми учениками Такэды Сокаку. Иноуэ получил лицензию на преподавание («Менкё кайдэн») в соответствии с последним желанием Хорикавы.
Есть два основных учителя, которые отошли от Кодокай и основали свои собственные традиции. Первым был Сейг Окамото (剛 正 剛Okamoto Seigō , 1925-2015), который основал Дайто-рю Айкидзюцу Роппокай ( 大 東流 合 気 柔 術 六方 会 Dait-ryu Aikijutsu Roppokai ). Его интерпретация айки и минимальные бросковые движения. У организации много последователей за рубежом, особенно в США и Европе. [19][20] Другой группой был Кацуми Ёнедзава (米 沢 克 巳Yonezawa Katsumi , 1937-1998), который основал собственную организацию под названием Bokuyokkan ( 牧羊 館 ) . В начале 1970-х годов, когда Ёдзава еще был старшим учителем в Кодокай, он первым представил Дайто-рю Айки Дзюдзюцу в США и Канаде. В настоящее время Бокуёкан управляется его сыном Хиромика Ёнедзава (Ёнедзава Хиромика), штаб-квартира которого находится в Хоккайдо, с другим додзё Ёнедзава и несколькими филиалами в США, а также додзё в Германии.
Сагава
Университет Цукуба, где члены ветви Сагава преподают Айки Дзюдзюцу.
Последняя группа состоит из учеников Юкиёси Сагавы (佐川 幸 義, Sagawa Yukiyoshi, 1902-1998), который когда-то считался преемником Такэды Сокаку (если Токимунэ не пережил Вторую мировую войну). Сагава управлял только одним додзё и обучал относительно небольшое количество учеников. Он начал изучать Дайто-рю у Такэды Сокаку в 1914 году, сначала обучаясь этому искусству у своего отца, Сагавы Нонокити (1867-1950), который также был учеником Сокаку и имел лицензию на преподавание в системе Кидзю Дайри. Хотя многие считали его одним из самых опытных учеников Сокаку,[23] Юкиёси Сагава получил кёдзю дайри в 1932 году, но не получил менкё кайдэн (сертификат мастерства) в секретах системы, так как во время его ученичества у Такэды Сокаку высшей лицензией не был менкё кайдэн. Сагава часто служил помощником Такэды и путешествовал с ним по разным местам Японии, преподавая Дайто-рю. Он также развил искусство применения Айки и, как говорят, оставался сильным до позднего подросткового возраста, и — в результате своего успеха — был представлен в серии статей в журналах Aiki News вплоть до своей смерти в 1998 году.
Тацуо Кимура (им. 達 雄Kimura, р. 1947), бывший профессор математики Университета Цукуба и старший ученик Сагавы, руководил там небольшой группой по изучению айки-дзюцу. В июне 2013 года он ушел с поста профессора и прекратил публичное преподавание Дайто-рю. Сейчас он частным образом обучает небольшую группу студентов. Он написал две книги о своих тренировках с Сагавой: «Прозрачная сила» и «Открытие Айки». Дайсуке Нагано, потомок Наримасы Нагано, признанный мастер Асаяма Ичиден Рю под руководством Юкио Накамуры и старший ученик Сагавы, преподавал в Коикикава Додзё недалеко от Токио и часто обучал американских солдат, расквартированных на Окинаве в 1970-х годах. В 1997 году его старший ученик Джейми Эллербе основал отделение, посвященное учению Нагано-сенсея, под названием Нагано-рю хэйхоу кёкай.
Концепция Айки
Такеда Сокаку дал следующее определение айки:
Секрет айки в том, чтобы одолеть противника ментально и победить без боя.
Токимуне Такеда, говоря на ту же тему во время интервью, более подробно объяснил концепцию айки:
Айки — это тянуть, когда толкаешь, и толкать, когда толкаешь. Это дух медлительности и скорости, гармонизации вашего движения с ки вашего противника. Его противоположность, киай, означает доводить до предела, в то время как айки никогда не сопротивляется. Термин «айки» используется с древних времен и не является уникальным для Дайто-рю. Ки в айки — это не идти, а отвечать на атаку.
… Дайто-рю — все идет не по плану — сначала вы уклоняетесь от атаки противника, а затем наносите удар или контролируете его. Аналогично, итто-рю терпит неудачу первым. Вы атакуете, потому что ваш противник атакует вас. Это означает, что вы не должны подрезать своего оппонента. Это называется кацудзинкэн (животворящий меч). Его противоположность называется сэцунинкэн (меч смерти).
Айки отличается от победы в сен-сен и используется в ситуациях, когда это не так, например, когда противник атакует вас. В этом суть кацудзинкэн и сэцунинкэн. Вы блокируете атаку, когда противник приближается; при его второй атаке вы ломаете его меч и сохраняете ему жизнь. Это кацудзинкэн. Когда противник наносит вам удар, и ваш меч пронзает его живот, это сэцуджинкэн. Эти два понятия составляют суть меча.
Однако то, что говорят Такэда и его сын Токимунэ, следует воспринимать с большой долей соли. Видные сторонники этого искусства, включая Кондо-сэнсэя и Сагава-сэнсэя, цитировали Такэду и его сына, говоря, что у них одна и та же система обучения, то есть обучение только одного или двух человек истинной «технике», которая и есть искусство айки. Остальных обучают только «основам» или внешнему виду искусства. В настоящее время очень немногие люди обучаются истинному искусству, и то, что говорили или делали настоящие мастера этого искусства, делалось для того, чтобы ввести в заблуждение определенную группу людей, думая, что они изучают настоящее айкиджитсу. То же самое можно сказать и об учителях модифицированной формы дайторю, искусства айкидо.
Классификация техник
Техники Дайто-рю включают в себя как дзюдзюцу, так и айки-дзюдзюцу. Техники разделены на определенные списки, которые изучаются последовательно; то есть ученик не переходит к следующему «каталогу» техник, пока не освоит предыдущий. По окончании изучения каждого каталога студент получает сертификат или свиток с перечнем всех техник данного уровня. Они выступают в качестве уровней продвижения по школе и были обычной системой в классических японских школах боевых искусств до эпохи поясов, степеней и званий.
Первая категория техник в системе, сёдэн вадза, не лишена элементов айки, хотя в ней делается упор на более прямые техники манипулирования суставами в дзюдо. Вторая группа техник, айки но-дзюцу, как правило, подчеркивает использование движения или намерение подчинить себе противника — обычно с помощью бросков или ущемления. Список каталогов в системе ветвей Токимунэ и количество содержащихся в них техник:
Название каталога | Количество методов | |
---|---|---|
1 | Секретная программа ( 目録 伝 目録Hiden Mokuroku ) | 118 |
2 | Обучение объединению духа (ики 気 之 術Aiki-no-jutsu) | 53 |
3 | Внутренние секреты ( 秘伝奥Hiden OGI ) | 36 |
4 | Техники самообороны ( ос 用 の 手Goshin’yō-no-te ) | 84 |
5 | Объяснение наследования ( есть 釈 相 伝Kaishaku Sōden ) | 477 |
6 | Полная лицензия на передачу (Menkyo Kaiden) | 88 |
Официально система Дайто-рю состоит из тысяч техник, разделенных на омот и ура (буквально, «передняя» и «задняя» версии), но многие из них можно считать вариациями базовых техник. Кроме того, у Сокаку и Токимунэ есть свитки, обозначающие определенные части учебной программы, например, технику длинного и короткого меча.
К вышеприведенному списку Такумакай добавляет «Дайто-рю Айки Нито-рю Хиден». Такумакайте также широко использует фотодокументацию техник, которым обучали в додзё Асахи Морихета Уэсиба и Такеда Сокаку и которые были собраны в серию из 11 учебных пособий под названием «Содно».
Влияние
Значительный интерес к этому боевому искусству, которое имеет много общего со многими менее популярными классическими японскими школами дзюдо, вероятно, во многом обусловлен успехом ученика Такэды Сокаку Морихэя Уэсибы и основанного им искусства Айкидо. Айкидо практикуется во всем мире и имеет сотни тысяч последователей. Многие люди, интересующиеся Айкидо, пришли из Дайто-рю, что повысило уровень интереса к искусству, которое было практически неизвестно несколько десятилетий назад.
Влияние айкидо было значительным даже в первые годы его существования, до Второй мировой войны, когда Уэсиба преподавал более открытую форму борьбы, более близкую к Дайто-рю. Одним из главных проводников влияния айки-дзюцу Уэсибы в довоенный период был Кэндзи Томики, основатель Айкидо Сёдокан. Томики уже имел 5-й дан по дзюдо, когда начал заниматься с Уэсибой. Современные ката госин-дзюцу, или «формы самообороны» (созданные в 1956 году группой экспертов после смерти Кандзигоро и поэтому не являющиеся частью первоначального дзюдо), сохраняют эти учения, как и собственная организация Томики, шодокан айкидо.
Родственные искусства
Концепция айки является старой и была распространена в других классических японских школах вооруженного боя. Существует несколько других стилей японского дзюдзюцу, которые используют термин айки-дзюцу, но нет никаких записей о его использовании до эпохи Мэйдзи. Многие современные школы, испытавшие влияние айкидо, сейчас используют этот термин для описания использования техник, схожих с айкидо, с более боевой направленностью.
Помимо Айкидо, существует ряд боевых искусств, которые, как представляется или утверждается, происходят от искусства Дайто-рю или учения Такеды Сокаку. К ним относится корейское боевое искусство хапкидо, основанное Чхве Йонг-сулом, который утверждает, что обучался у Такэды Сокаку; Чхве рассказал две версии своей истории — одну в 1962 году и совершенно другую в 1982 году. Хакко-рю был основан Окуямой Ёсихарой, которого обучал Такеда Сокаку; а Сёриндзи Кемпо — Накано Мичиоми (позже известный как Со Досин), который, как известно, обучал Окуяму. Кроме того, в штате Вашингтон широко практикуется Ичо-рю, фракция, разработанная для защиты полиции. Многие техники Хакко-рю похожи на техники Дайто-рю. В некоторых стилях каратэ также используются техники кооперации и блокирования. Ричард Ким (каратэ) учился у Котаро Йошиды, ученика Такеды, и ввел технику Айки Дзюдзюцу для своих учеников-каратистов.
Читайте также: И цзинь цзин – жёсткий мышечно-сухожильный цигун