Техника
Макулеле — это афро-бразильский танец с парными мачете или палками. Танец является неотъемлемой частью бразильского боевого искусства капоэйра и обычно исполняется во время батизадо — церемонии посвящения в капоэйристы.
Ритм танца создается звуками барабана Atabaque и других ударных инструментов, дополняемых песнями, большинство из которых исполняются на португальском языке.
Танец почти полностью импровизирован.
Макулеле танцуют парами внутри круга. Другие члены рода отбивают ритм во время исполнения танца. Смена партнеров происходит так же, как и в капоэйре.
Термин «макулеле» происходит от сочетания двух слов:
- «Макуа», название племени из Западной Африки, и
- «Лелек» — палка или мачете на языке мале.
Во время исполнения танца, согласно традиции, танцоры не носят никаких украшений.
Танец исполняется босиком.
Отсутствие украшений в исполнении макулеле свидетельствует о возвращении к ранним временам, когда у рабов не было никаких ценностей помимо обычаев и веры.
Происхождение Макулеле
По мнению историков, этот танец зародился у воинственных племен Западной Африки. Однако подробности его происхождения окружены множеством легенд.
Три из них являются самыми популярными:
- Смелый мальчик
Согласно этой легенде, физически слабый чернокожий мальчик по имени Макулеле, выпив галлюциногенный отвар (настой юрема), смог в одиночку отразить нападение португальских захватчиков, пытавшихся подчинить себе жителей индейского поселения в бразильских джунглях. - Отважные поселенцы
История поселенцев рассказывает о храбрых женщинах, детях и старейшинах, которые оставались одни, когда мужчины племени уходили на охоту. Они могли отражать нападения своих врагов с помощью палок, дубин и мачете. - Рабы на сахарных плантациях
Согласно третьей легенде, танцы — это не что иное, как набор завуалированных упражнений в боевых искусствах. Танцуя таким образом, рабы на плантациях сахарного тростника в Бразилии регулярно тренировали свои боевые навыки. Вначале они носили не палки или мачете, а стволы сахарного тростника. В подтверждение этой теории существуют документы, в которых упоминается город Санто-Амаро (штат Баия), где рабы сахарных плантаций жестоко расправились с надсмотрщиками, замаскировав свое восстание под фестиваль с танцем макулеле.
Возрождение танца
Как и капоэйра, макулеле был практически забыт до начала 20-го века.
Своим возрождением танец обязан одному из мастеров капоэйры Паулино Алусио де Андраде по прозвищу Попо Макулеле.
Попо смог воспроизвести некоторые ритмы и песни Макулеле. Мастер также добавил в танец элементы афро-бразильской культуры и начал преподавать танец в своей школе, позже названной Академией Попо.
Правила
Движения танца исполняются в четыре такта.
В каждом первом или последнем такте танцоры наносят удары мачете, которые держат в правой руке.
В течение оставшихся 3 тактов мачете ударяются друг о друга в различных вариациях.
Движения в танце выполняются синхронно, что придает танцу особую зрелищность.
В зависимости от уровня мастерства танцоров, макулеле может быть дополнено акробатическими элементами различной сложности.
Существуют варианты танца, в которых вместо мачете используются горящие факелы, а танцоры выполняют технику «огненного дыхания» с использованием горючих жидкостей.
Сегодня в некоторых школах капоэйры изучение макулеле является обязательным.
Существуют также отдельные школы, где преподается только этот танец.
Хотя движения макулеле не похожи на капоэйру, считается, что этот танец способствует лучшему пониманию бразильского боевого искусства.
Читайте также: Восточные единоборства: особенности и виды