История возникновения
По мнению большинства исследователей, зарождение этого боевого искусства произошло примерно в 3000 году до нашей эры. Согласно индийским легендам, к созданию этой дисциплины приложил руку сам бог Шива. Поэтому первоначально только элита могла изучать каларипаятту.
Постепенно круг посвященных расширялся, и сегодня практически любой желающий может обучиться этому боевому искусству. Самое главное, чтобы он не использовал полученные знания во зло. Учитель имеет право отказать ученику в репетиторстве, если считает, что намерения ученика не чисты.
Влияние на другие боевые искусства
Каларипаятту — это древняя система, состоящая из пяти взаимосвязанных частей: боевых искусств, аюрведы, йоги, астрологии и духовных практик
Многие исследователи приписывают этому искусству влияние на формирование других школ боевых искусств. И такие заявления вполне правдоподобны, учитывая возраст каларипаятту. В частности, индийские учения оказали значительное влияние на процесс становления самой известной китайской системы — кунг-фу — и ряда японских боевых искусств.
Легенда гласит, что в 475 году нашей эры индийский буддийский монах прибыл в Китай. Он в совершенстве владел этой техникой боя, а благодаря тому, что он усиленно проповедовал буддизм, ему удалось поселиться в монастыре Шаолинь. В то время монахи нуждались в защите от разбойников, поэтому индийский монах начал обучать наиболее талантливых из них Каларипаятту. Особое внимание он уделял безоружному бою.
Монахов также обучали системе психофизических упражнений и медитации. Позже эти учения породили свои собственные — ушу и цигун.
Основные виды оружия
Это боевое искусство предполагает использование как современного, так и древнего оружия, восходящего к Шумеру. В каларипаятту также используется традиционное индийское оружие. Например, булава, сделанная в форме бивня слона, называется Ottu. Это один из самых популярных видов оружия.
Что касается металлического оружия, то самым популярным оружием является меч кинжального типа — чурика, который также имеет арабское название катар. Использование этого оружия подразумевало преимущество в точечных ударах.
Самым популярным мечом была чурика, также называемая катар, которая использовалась как кинжал. Считалось, что минимальная длина такого меча с хлыстом составляла полтора метра. Поэтому трудно представить размеры самых длинных вариантов.
Современный Каларипаятту
В современной Индии Каларипаятту начал активно развиваться с 1920 года как символ сопротивления британскому колониальному правлению и особенно с началом всемирного интереса к боевым искусствам в целом и рукопашному бою в частности.
В Каларипаятту различают северный стиль, где много акробатики, гибкости, высоких прыжков и атак на разных уровнях, и южный стиль, где основой являются тяжелые удары, работа с оружием и воздействие на болевые точки.
Когда британцы захватили Индию, они запретили национальную борьбу, видя в ней символ сопротивления их правлению, поэтому система ушла в подполье, передаваясь тайно от мастера к сыну или любимому ученику. Теперь, что вполне понятно, она вышла из тени и стала настолько популярной, что даже попала в холодную Россию, где ее преподают в Санкт-Петербурге в течение последних пятнадцати лет и некоторое время преподавали в Москве.
Система тренировок и ступени мастерства
Система Каларипаятту состоит из четырех основных и одного дополнительного уровня обучения, и первоначально мастера брали учеников не младше семи и не старше двадцати лет, так как в это время тело и психика еще не полностью сформированы и легче формировать будущего воина из молодого человека.
Первая ступень, майтари или майпаятту, посвящена технике движения, гибкости и ловкости. На этом этапе используются техники, имитирующие движения животных, и студенты уделяют большое внимание прыжкам, растяжке и высоким ударам ногами в воздухе. Во многом движения напоминают асаны из хатха-йоги. Перед тренировкой ученика намазывают специальными маслами, а мастер разогревает его, массируя ступни. Это помогает мышцам и связкам правильно развиваться.
Второй этап — Колтари — работа с деревянным оружием (в основном палками разной длины и толщины). Студент может вступить в эту стадию, когда он достиг серьезных успехов в работе со своим телом. Есть двухметровые палочки кеттуккари и семидесятисантиметровые палочки херувати.
Третий этап — Анкатари — работа с различным металлическим оружием. К ним относятся: Udawal (меч), Valwadi (щит и меч), Kadatilla (двуручный тяжелый меч), Katara (нож), Vakatti или aruval (серп, оружие одной из страшных богинь индуизма, Бхадракали), Parashu (топор), Kunda patatt (копье) и гибкий меч.
Уруми Вишчал, или ришти, — это гибкий меч, используемый против нескольких противников, и владение им является признаком гуррукала, или настоящего мастера Каларипаятту. Длина такого меча может составлять от двух до шести метров, иногда он состоит из двух или более гибких металлических полос, прикрепленных к рукояти параллельно друг другу. В древние времена воины носили такое оружие, обернув его вокруг пояса. Чаще всего все вышеперечисленные виды оружия используются в сочетании с небольшим щитом, диаметром до полуметра.
Четвертый уровень, Верун Кай Тари, — это рукопашный бой. Только изучив возможности своего тела и научившись бороться с каждым из доступных видов деревянного и металлического оружия, ученик может использовать голые руки против одинаково безоружных или одного или нескольких вооруженных противников. В арсенал входят удары руками, ногами, локтями, удары головой, броски и многочисленные захваты рук с различными разрывами.
И пятая, дополнительная ступень — это марма-мура (татти-мура), которую могут пройти только избранные ученики, доказавшие свою преданность и адекватность за годы обучения. Это работа над больными местами. Индейцы насчитали их целых сто восемь и считают смертельным действовать по двенадцати из них.
Также, параллельно с изучением техник членовредительства, студент знакомится с техниками исцеления и массажа, духовными практиками и техниками самопознания. На учебу принимаются как мальчики, так и девочки; хотя девочки в Индии получают образование до двадцати лет, потому что после этого они выходят замуж, и мужья запрещают им учиться дальше, видимо, из желания избежать профессиональных пинков со стороны жены.
Вся система, по всей вероятности, была разработана для подготовки будущего профессионального воина, принадлежащего к касте найиров, в условиях древней Индии, о чем свидетельствуют приемы и оружие, владение которыми считается признаком высшего мастерства. В изучении каларипаятту мальчик из касты воинов провел свое детство. Сначала его обучали владению своим телом, одновременно приучая к дисциплине и послушанию, ведь это верх безрассудства — давать боевым и неуправляемым подросткам возможность убивать или калечить.
Постепенно, по мере того как мальчик становился все более физически подготовленным и умственно грамотным (одновременно его обучали медитации и другим атрибутам саморазвития), ему дали первое оружие — деревянные палки. И это тоже правильно: во-первых, палка — это то, что можно найти практически везде, особенно в Индии с ее джунглями, а во-вторых, ученик не должен сильно травмировать себя или своего партнера во время спарринга.
И только повзрослевший юноша был обучен владению смертоносным железным оружием. Позже молодого и зрелого воина обучали сражаться без оружия, на всякий случай. Основной упор в тренировках делался на убийство противников. И упор в обучении делался на работу против вооруженного противника, потому что древние мастера не могли представить, что два воина каким-то чудом умудрятся потерять все свое оружие и начнут убивать друг друга голыми руками.
Боевое искусство гибкого меча свидетельствует о том, что Индия в древности была не очень богата доспехами и шлемами, ибо эффективность такого чисто режущего оружия против любых доспехов близка к нулю. Судя по всему, у противников либо вообще не было доспехов, либо они закрывали только часть тела (кирасы и перчатки), и всегда можно было схлопотать по незащищенному лицу или ногам.
И глазурь на торте — точечная работа. Такой навык может быть кульминацией целой пирамиды навыков, но, честно говоря, эффективность таких техник очень ограничена. Более того, по мнению мастеров, женщины не так чувствительны к определенным моментам, как мужчины (где-то можно услышать горький плач адептов многих «смертельных» стилей).
Отличия от других единоборств
В Каларипаятту большое значение имеют игровые бои — театрализованные сражения, в которых, следует отметить, используется живое оружие
Несмотря на то, что Каларипаятту дало толчок развитию многих боевых искусств, техника сохранила свою самобытность и имеет много отличий от других дисциплин. Рассмотрим наиболее значимые из них:
- В этом боевом искусстве нет званий, поясов или степеней. Студенты не получают никаких наград или званий по мере прохождения обучения. Причина такого необычного подхода к боевой системе в том, что это не соревнование друг с другом, а путь самосовершенствования, у которого нет начала и конца. Даже достигнув значительных высот в каларипаятту, настоящие мастера не считают себя посвященными во все секреты дисциплины и продолжают учиться всю жизнь.
- Основной целью является не приобретение ловкости, силы или скорости, а всестороннее самосовершенствование. Считается, что всем этим качествам учит сам мастер каларипаятту, поэтому не стоит заострять на них внимание. К занятиям нужно подходить с открытым умом и чистым сердцем. В то же время нужно быть готовым к обучению.
- Благодаря тому, что Каларипаятту является древнейшей системой, она включает в себя ряд учений, таких как йога, аюрведа, астрология и духовные практики. Таким образом, это не только боевое искусство, но и глобальная система знаний, которой могут обладать лишь немногие. Мастера говорят, что все вышеперечисленные дисциплины развиваются параллельно, и ни одна из них не будет жизнеспособной в отрыве от других.
Особенности
Как боевое искусство, ставшее фитнес-направлением, Каларипаятту позиционирует свою главную цель как развитие духа через работу с телом. Основная цель — достижение абсолютной координации ума, энергии и тела. Этого можно достичь, только если ученик изучит боевые приемы, технику владения острым оружием, науку о мире и человечности, основы целительства и медитации. Только комплексные знания позволяют телу и духу оставаться в равновесии даже в самых экстремальных ситуациях.
Техника Каларипаятту возникла на основе изучения повадок восьми индийских животных-воинов: льва, боевого кабана, кобры, слона, тигра, лошади, боевого петуха и буйвола.
В настоящее время существует два вида каларипаятту: южный и северный. Южный представлен чистыми боевыми приемами, а северный — военными танцами. Южный вариант отличается высокой скоростью и точностью движений, а также большим количеством используемого оружия. В северной школе основное внимание уделяется развитию гибкости, силы и ритмичности движений. До этого была еще одна школа — центральная. Его стиль не распространен сегодня, на самом деле он представлял собой симбиоз двух предыдущих школ.
Существует легенда, согласно которой все движения этого боевого искусства являются результатом наблюдения за тигром, слоном, львом, павлином, лошадью, кабаном, бойцовым петухом и змеей.
Дети обучаются этому искусству с семилетнего возраста. Изначально к занятиям допускались только мальчики, но сегодня по всему миру открываются секции для женщин. Студенты разного происхождения, социального статуса и вероисповедания обучаются в одних и тех же группах, без дифференциации.
На первом этапе обучения основное внимание уделяется самоконтролю и терпимости. Студентов учат смирению и пониманию. Затем ученики проходят физически сложные испытания, после которых они готовы к обучению бою с оружием (анкатхари). Для занятий выбирается специальное место. Он называется калари и представляет собой углубление в земле, покрытое пальмовыми листьями.
Обязательно есть алтарь с изображением божеств. На нем, в большинстве случаев, находится изображение Махакалы — богини войны.
Вход в калари начинается с правой ноги, после чего ученик должен коснуться пола рукой и поднести ее ко лбу. В знак уважения ученик кланяется. Затем он должен преклонить колени перед хозяином, прикоснувшись лбом к его ноге.
Не все студенты доходят до конца. Согласно древней мудрости, мастер должен внимательно наблюдать за своим учеником в течение 12 лет. Только после этого можно приступать к обучению ученика.
Читайте также: Легендарный карабин Симонова
Отличия от других боевых искусств
Каларипаятту считается прародителем многих восточных боевых искусств, поэтому между ними много общего
Считается, что Каларипаятту дал начало многим восточным боевым искусствам, включая кунг-фу. Поэтому, несомненно, это боевое искусство имеет общие черты со многими школами. Но в то же время есть и некоторые важные различия.
Каларипаятту предполагает значительную работу не только над телом и духом. Практикующие также получают фундаментальные знания по аюрведе (медицине) и джйотиш (астрологии), которые не даются ни в одной другой школе боевых искусств.