Многозадачность

Боевые искусства

Многозадачность

Темы

Термин «многозадачность», или одновременное выполнение нескольких процессов, в первую очередь ассоциируется с работой операционной системы компьютера. Однако этот термин также относится к мозгу.

Хорошо известно, что человеческий мозг — это самый мощный и сложный компьютер, а точнее, самая сложная объединенная сеть.

Человеческий мозг состоит из более чем 80 миллиардов нейронов 10 000 различных типов. Каждый нейрон связан с от 1 000 до 400 000 других нейронов. Эти соединения создают более 8 квадриллионов постоянно меняющихся связей.

Многозадачность

Продолжая аналогию с компьютером, где многозадачность значительно снижает производительность, многозадачность мозга имеет тот же эффект.

Многозадачность значительно снижает интеллектуальную продуктивность, если только работа не является рутинной (автоматической).

многозадачность

Виды многозадачности

Существует 2 типа многозадачности:

  • Параллельная многозадачность (человек пытается делать несколько дел одновременно);
  • Последовательная многозадачность (человек переключает внимание с одной задачи на другую и выполняет их по частям).

Особенность многозадачности заключается в том, что мозг постоянно вынужден прерывать и менять деятельность.

Существует интересное сравнение мозга с увеличительным стеклом, через которое проходит солнечный свет.

многозадачность

Лучи просто не могут сфокусироваться более чем на одной точке одновременно.

Аналогичным образом, человеческий мозг не может сосредоточиться на нескольких задачах одновременно.

Одним из самых простых доказательств неспособности мозга к многозадачности является следующий тест:

Две женщины — молодая и пожилая — изображены на фото ниже. Рассмотрев оба изображения, обратите внимание, что невозможно увидеть их оба (и молодую женщину, и старуху) одновременно.

многозадачность

Внимание будет переключаться с одного изображения на другое. Но одновременного восприятия не будет.

То же самое происходит, когда вы пытаетесь работать в режиме многозадачности.

Если вам кажется, что вы делаете несколько дел одновременно, вы ошибаетесь.

многозадачность

На самом деле, ваш мозг просто быстро переключается с одной задачи на другую. И это переключение значительно снижает интеллектуальную производительность.

Научно доказано, что при выполнении одной простой задачи лобные доли мозга работают сообща.

При выполнении двух простых задач левая и правая лобные доли мозга делят работу между собой.

Когда необходимо одновременно выполнить 3 даже очень простые задачи (рутинные задачи не учитываются) — мозг все равно будет выполнять 2 задачи, забирая ресурсы у одной из первых двух задач.

Первым признаком последствий многозадачности (и вызванной ею перегрузки мозга) являются «глупые ошибки».

многозадачность

Такие ошибки часто объясняются невнимательностью или даже ленью. Однако причиной этого является перегрузка мозга, вызванная многозадачностью.

Пытаясь работать параллельно, вы постоянно неосознанно переключаетесь с одной задачи на другую. Часть информации неизбежно теряется, а время, затрачиваемое на выполнение задач, увеличивается.

По словам ученых, время выполнения в таком режиме увеличивается от 2 до 4 раз.

Мозг, работающий в режиме многозадачности, занят, напряжен, но неэффективен.

Следствием такой работы является сильная усталость при минимальных результатах.

Достижение высокой интеллектуальной продуктивности возможно только тогда, когда все умственные ресурсы сосредоточены на одной задаче.

многозадачность

Тест на многозадачность

Следующий тест демонстрирует увеличение времени, необходимого для выполнения одной и той же работы в режиме многозадачности:

Тест занимает не более 2 минут.

Вам понадобятся два листа бумаги, ручка и секундомер.
Тест включает в себя 2 очень простых задания.

Вы должны написать слово МНОГО,

Дайте каждой букве номер (1,2,3,4…).

Задания должны быть выполнены дважды.

Первый раз — в однозадачном режиме (сначала пишутся буквы, затем цифры),

Второй раз — в многозадачности (чередование букв и цифр).

Необходимо засечь время выполнения задания (первый и второй раз) и засечь время, а затем сравнить результаты.

По статистике, время завершения теста в однозадачном режиме в 2 раза меньше, чем в многозадачном. Кроме того, несмотря на простоту теста, более 50% сдающих его допускают ошибки.

Факторы снижающие концентрацию

Внешние раздражители (телефонные звонки, разговоры других людей, фоновые шумы…) являются сильным фактором, снижающим концентрацию внимания и, следовательно, производительность мозга.

Каждое отвлечение приводит к переключению с одной задачи на другую. И каждый такой переход сопряжен с потерей энергии и времени.

Негативным последствием перекладывания задач является необходимость начинать все с нуля. По оценкам, разделение задачи на части приводит к потере информации. И чем больше задача разбивается на части, тем больше информации теряется.

В этом случае не следует начинать новую задачу сразу после завершения предыдущей.

Мозгу нужен перерыв. Это позволяет сохранить так называемую «остроту ума» и организовать информацию, связанную с задачей, и поместить ее в долговременную память.

Еще одним условием, негативно влияющим на работу мозга, является то, что мы постоянно находимся в режиме пассивного потребления информации.

Эта деятельность отнимает время и энергию таким образом, что у мозга не остается ресурсов для обработки полученных данных, не говоря уже о генерировании собственных творческих идей.

И в заключение я хотел бы процитировать Артура Шопенгауэра, который в своем эссе «О вмешательстве» написал следующее:

Величайший ум деградирует до уровня обыденности, когда прерывается занятие, которым он поглощен, когда внимание отвлекается от размышлений о том или ином вопросе. Ведь сила ума зависит от интенсивности его концентрации — от сосредоточения всех его сил на одном объекте, подобно тому, как линза концентрирует все лучи света в одной точке.

Читайте также: Михаил Грудев — Паганини рукопашного боя

Оцените статью
Военное дело
Добавить комментарий

Adblock
detector