Танкисты РККА
Мы привыкли, что в советских фильмах о танкистах довоенного и военного времени они выглядят одинаково. Черный комбинезон, шлем и пистолет на поясе.
К сожалению, я вас разочарую, первый костюм был синего цвета. Точнее, темно-синий. И назывались они так: костюмы механика-водителя. Просто потому, что они выдавались водителям практически всего, что может ездить. Экипаж, с другой стороны, был одет в обычную полевую форму.
Куртка и брюки были просто сшиты вместе на талии. Соответственно, такие костюмы были застегнуты сверху донизу. Промышленность также не экспериментировала с тканями. Это была обычная хлопчатобумажная ткань. И эта экипировка была разработана именно для того, чтобы защитить форму механика от технических загрязнений при ремонте оборудования.
Отсюда некоторые особенности этого наряда. Во-первых, отвороты. Это специальные клапаны для пуговиц и карманов, которые закрывали пуговицы на груди и талии и карман сверху. Клапаны на карманах застегиваются на пуговицу. В рукавах и внизу штанин были завязки. Они использовались для затягивания одежды на запястьях и лодыжках. Третий элемент — коленные щитки. Несколько необычный для современного солдата — ромбовидный.
Карманы. В костюме было всего два кармана. Один на левой стороне груди и один на правом бедре. В отличие от более поздних советских костюмов, нагрудный карман был на самом деле карманом, а не кобурой для пистолета.
В целом, иски были довольно успешными. За исключением нескольких деталей. Во-первых, цвет. Темно-синий цвет не скрывал масляных и жирных пятен, которые появились во время ремонта машин. Поэтому темно-синий цвет был быстро заменен на черный. Однако даже в первые дни Великой Отечественной войны в армии было довольно много танкистов.
Второй недостаток был довольно пикантным. Скафандры были совершенно не приспособлены к естественным потребностям танкера. Если бы вы могли, вы могли бы пойти в ванную комнату…. Поэтому в довоенный период на спине делали откидную крышку, которую можно было отстегнуть.
Кстати, прыжковые костюмы в Советской Армии копировали танковые и тоже были с закрылками. Ветераны-десантники помнят «комфорт», обеспечиваемый прыжковым костюмом именно для этих целей. Особенно на платформе перед посадкой, многие испытали это «удовольствие» на собственном опыте.
Небольшое отступление от главной темы
Самый узнаваемый элемент танкового пулеметчика и, на мой взгляд, самый любимый — это танковый шлем. Хотя сегодня такие шлемы используют не только танкисты, но и пехотинцы, артиллеристы, моряки и даже десантники. Правда, в последнем случае шлем несколько упрощается.
Шлем, вернее, форма шлема, имеет очень удачный дизайн. Поэтому он практически не изменился до сегодняшнего дня. История этого вспомогательного резервуара началась в середине 1930-х годов.
Необходимость разработки специальных головных уборов была вызвана быстрым развитием танковых войск.
Шлем был сделан из холста. Правда, эта ткань ассоциировалась с солдатскими сапогами только благодаря названию производителя. Обычная ткань, резиновая подкладка. Шлем был снабжен валиками, набитыми конским волосом или другими элементами. Специальные ушные клапаны пришиты прямо перед ушами. С подкладкой из плюша (летом) или натурального меха (зимой). Регулировка размера головы танкарда осуществляется с помощью ремней на верхней и задней части головы.
Иногда к шлему прикреплялись специальные очки. Единого дизайна не было, но в большинстве случаев очки состояли из полумаски с двумя боковыми и двумя передними стеклами. В Красной Армии очки были большой редкостью, просто потому, что стекла постоянно разбивались.
Есть еще один интересный факт. Это связано с личным оружием экипажа. Пистолеты, револьверы в ранний период, а затем ТТ были у всех членов экипажа. Кстати, кобуры были специально разработаны как комбинированные. Носить оба вида оружия. Их носили поверх костюма на поясе. Однако при укладке экипажа в машину часто возникали заминки из-за заедания кобуры.
Именно тогда было разработано специальное формирование советских танковых экипажей. Кобура с плечевым ремнем. Внешне такой способ ношения мало чем отличался от поясной кобуры, но давал огромное преимущество во времени в случае застревания. Дело в том, что поясной ремень выполнял совершенно другую функцию. Он прижал ремень кобуры к телу танкиста. В случае застревания достаточно было отстегнуть ремень.
И последнее любопытство. Советским танкистам никогда не выдавали кирзовые сапоги! Приказы Народного комиссара обороны предписывали экипажам танков носить джалапы или юфтевые сапоги. Солдаты не были оснащены кирзовыми сапогами или висцерами.
Война и форма
0 Великая Отечественная война внесла некоторые коррективы в обмундирование экипажей танков. Прежде всего, было введено обязательное ношение спецодежды всеми членами экипажа. Это было вызвано желанием обеспечить безопасность экипажа при столкновении с автомобилем. Дополнительный слой ткани теоретически должен был защитить тело экипажа танка от ожогов. Что в принципе вполне логично.
Однако на практике все выглядело совсем наоборот. Почти все члены экипажа занимались ремонтом и обслуживанием боевых машин. Естественно, во время такой работы форма впитывала капли топлива и масла. Оказалось, что через некоторое время костюмы не только не спасали от огня, а наоборот, становились дополнительным фактором гибели танкистов. Особенно пострадали механики-водители.
Мало кто знает, но попытки решить эту проблему предпринимались уже во время войны. В 1943 году был разработан специальный огнеупорный танковый костюм. Он состоял из куртки с капюшоном, брюк, маски и перчаток. Он был сделан из двухслойного холста, пропитанного ОП. В ходе испытаний костюм продемонстрировал довольно серьезную защиту. От 10 до 20 секунд.
Однако на поле боя скафандр мешал экипажу выполнять боевые задачи. Поэтому экипажам танков это не понравилось. Однако иск не был «проигран». По крайней мере, в советское время такие костюмы часто использовались в работе сварщиков. Даже сегодня найти такой костюм не проблема.
А как насчет танкеров? Танковые экипажи военного времени были спасены тем же средством, которое сегодня спасает их от коронавирусов и диареи. Хозяйственное мыло! Костюмы стирали при каждом удобном случае. Я не могу сказать, насколько это было эффективно, исследования не проводились, но я считаю, что обмануть солдата невозможно. Если он стирает свой комбинезон вместо того, чтобы отдыхать, это что-то значит.
Время испытаний и поиска
Послевоенный период характеризовался частыми экспериментами с униформой. Солдаты-танкисты со временем отошли от классических комбинезонов. Танковый костюм стал комбинезоном. Брюки и пиджак стали самостоятельным предметом одежды. Хорошо это или плохо, я не могу сказать. В одних случаях лучше костюм, в других — костюм.
Главное, что сохранилось для танкистов — это черный цвет. Пиджаки и брюки периодически меняли фасон, количество карманов, молний, но они оставались черными. И это продолжалось до 1980 года. Так было до тех пор, пока не начались активные действия в Афганистане.
Дело в том, что танкисты и механики-водители боевых машин и САУ получили хорошее образование в советской армии и гордились своими черными костюмами. Однако, как только противник начал активно использовать ПТС, стало очевидно, что даже практически весь экипаж или механик становился практически главной целью для «Шошонов», как только они покидали поврежденную машину. Черный цвет не очень-то маскировал его среди других солдат.
В 1981-82 годах механики-водители боевых машин практически отказались от своих черных комбинезонов и воевали в обычной полевой форме. Танкеры, напротив, остались верны своему цвету.
Те, кто был за рекой в начале 1980-х годов, помнят, как много тогда было «экспериментальной» формы. Униформа испытывалась в боевых условиях практически постоянно. Они были проверены всеми. Как пехота, так и воздушно-десантные войска и экипажи танков. Именно тогда были выпущены первые камуфлированные танковые костюмы и первые «жужжалки». Кстати, именно тогда песчанки стали популярны. К сожалению, простое решение, о котором в то время просто умоляли, не было найдено.
Современное решение проблемы живучести экипажа боевой машины
Существует ли решение проблемы выживания экипажа танка после попадания в него боевой машины? Что бы ни говорили конструкторы, какие бы защитные системы ни устанавливались на танки, боевая машина заведомо находится в невыгодном положении против БТР. Проще говоря, в бою танк должен находиться в первом эшелоне, на самом острие атаки. И чаще всего он действует против хорошо подготовленной обороны противника.
Если спросить танкистов, служивших в последние 10-15 лет, о форме танковых войск, то картина будет не хуже калейдоскопа. Советские комбинезоны, камуфляж, черные российские комбинезоны. Кто-то будет говорить о «ковбоях». И каждый скажет правду.
Я уже писал выше о простом решении, к которому мы должны были прийти еще в 80-90-е гг. Вполне возможно, что тогда к этому решению пришли, но смута в стране, все эти перестройки, гласности и прочие коленно-локтевые поражения общества не позволили его реализовать.
Невозможно постичь эту безбрежность! Невозможно совместить все необходимые функции в одной, даже идеальной форме. Перестанут ли танкисты заправлять и обслуживать свои боевые машины? Или они перестанут капать на себя топливо и вытирать руки от масла о спецодежду? Конечно, нет. Танк — это не только боевая машина экипажа, это его дом. Но это также машина, которая всегда требует внимания.
Изменились ли грязь, пыль и погодные условия? Отменили ли «танки не боятся грязи»? Или болото и поломки на дорогах исчезли? Вот тогда-то вам и понадобится спецодежда. Он нужен для ремонта и обслуживания техники. Он нужен для марша. Он нужен для ежедневных боевых тренировок. И эти костюмы не будут сильно отличаться от тех, что носили экипажи танков в 1941-1945 гг. И гореть они будут так же.
Но почему член экипажа танка должен учиться, управлять техникой, ходить на марши и стрельбы и воевать в одной и той же форме? Черный цвет был выбран танкистами не из-за собственных амбиций, а просто потому, что он наиболее практичен для обучения и обращения с танками. И в бою они переоделись в обычную крупу просто потому, что это дает им дополнительный шанс на выживание.
20 мая 2017 года гвардейская 4-я танковая Кантемировская ордена Ленина Краснознаменная дивизия имени В.В.Андропова отметила 75-летие 12-го гвардейского танкового Шепетовского Краснознаменного орденов Суворова и Кутузова II степени полка. Именно там была продемонстрирована новая форма для экипажей танков. То же самое гениальное решение, о котором я писал выше.
Работаете в парке? Сервисное оборудование? Потянитесь к черному, настоящему танковому, удобному и практичному комбинезону. И берет на голову. Экскурсия? Стрельба? Маршируешь? Смените берет на другую танковую легенду — шлем.
Готовитесь к битве? Атаковать или отражать атаки противника? Поменяйте свои костюмы на «цифровые», пропитанные специальным огнезащитным составом. Материал костюмов защищает от мелких осколков. Более того, эти костюмы делают экипаж невидимым для тепловизионных камер и другого оборудования противника. И поменяйте классический шлем на специальный шлем из композитного материала.
Просто? Действительно, просто. Но потребовалось много крови и много жизней, чтобы прийти к этой простоте. Для этого потребовалось море солдатского пота.
Простой предмет военной одежды, которых в некоторых военных профессиях десятки, а иногда и сотни. Но насколько сложной была судьба этого простого и обычного (даже для гражданской жизни) танкового костюма, гордости танкистов…..
Читайте также: ФСО