Солдаты на подводных лодках
Сегодня на службу в подводные лодки берут обычных солдат, но только с согласия моряка. Срок службы составляет 12 месяцев, но если речь идет о дальнем путешествии продолжительностью более года, то срок службы продлевается до его завершения.
На самом деле, у многих мужчин есть сильное желание служить на подводной лодке, потому что это позволяет им не только служить в армии, но и приносить домой деньги — им платят как морякам. Однако не все могут попасть в него, поскольку квота ограничена.
Судовые рабочие, обучающиеся в Военно-морском колледже, зарабатывают около 30-40 000. После окончания учебы доход намного выше.
Условия службы
Сроки и условия предоставления услуг
При обсуждении условий службы есть два основополагающих фактора: во-первых, физические условия в отсеках подводных лодок, а во-вторых, оплата и почет элитных солдат Кригсмарине.
Перед отправкой на боевое задание, которое может длиться до 12 недель, подводная лодка перевозила до 14 тонн припасов, полный боекомплект и полностью заполняла баки топливом. В грузовом отсеке практически не было свободного места. Все было полно свежих продуктов — яйца, овощи, фрукты, мясо. Сначала употреблялись свежие продукты, чтобы предотвратить порчу, а затем экипаж перешел на консервы. Подводные лодки перевозили чай, кофе, какао, соки и молоко.
Иногда экипажам удавалось разнообразить свой рацион, затопив особо удачный транспорт, например, свиньями и курами. Когда ситуация позволяла, куры и свиньи были спасены для зарезания на камбузе подводной лодки. Например, в мае 1942 года U-162 торпедировала судно «Парнхуха», груженное свиньями и курами. Немецкие подводники организовали спасательную операцию, в результате которой у них появился шанс поесть свежего мяса.
Обеспечить экипаж трехразовым питанием было не всегда возможно. Предполагается, что подводные лодки должны идти под водой, где нет качки, но это не так, по крайней мере, так было. Подводные лодки должны были довольно часто всплывать на поверхность для подзарядки своих батарей. Командиры старались провести операцию в максимально безопасное время и в максимально безопасном месте. Ночью или в шторм, когда не к чему готовиться.
Фото.
Интерьер отсеков был таков, что комфорт не был даже относительным вопросом. Когда лодка была на плаву во время шторма, вода постоянно попадала внутрь через открытые люки. Разница температур между воздухом внутри лодки под водой и водой снаружи приводила к образованию конденсата на стенках отсека. В теплых водах воздух в отсеках становился очень горячим из-за плохой вентиляции. Температура 50°C в машинном отделении считалась нормальной. Тесные условия, жара, отсутствие стиральных машин — представьте себе запах! И, скажем так, подводникам повезло — они ели лучше остальных! В основном консервы.
Фото. Моряки дышат свежим воздухом на верхней палубе. Лодка довольно большая, но палуба все равно узкая.
Внутреннее пространство было очень важным фактором при проектировании подводных лодок. Типичные лодки, серии VII или IX, были относительно большими для своего времени, но только снаружи. Как вы знаете, эти лодки были двухкорпусными — внешний, легкий корпус служил «корпусом» для внутреннего, прочного корпуса. Естественно, прочный корпус был намного меньше, чем внешний. Пространство между прочным и легким корпусом заполнялось морской водой, но оно также использовалось для хранения припасов (торпед, боеприпасов, спасательных плотов).
Прочный корпус имел максимальный диаметр 5 м в самой широкой точке и сужался к носу и корме. Большую часть внутреннего пространства корпуса занимали двигатели, электромоторы, различные механизмы и трубы. Для мужчин было мало места. Экипаж подводной лодки не мог спать одновременно, так как не хватало спальных мест. Спали они где придется — лишь бы можно было вытянуться во весь рост, например, с помощью торпеды.
Командир подводной лодки был единственным из экипажа, кто имел личное жилье в виде одноместной каюты. Однако домик был расположен рядом с центральным вокзалом, где никогда не бывает тихо.
Каюты офицеров были двухместными, с раскладными кроватями. Унтер-офицеры спали на скамейках, солдаты — в гамаках или где попало. Одну койку делили два моряка — не подумайте ничего необычного: они спали не вместе, а по очереди! Спальные помещения для обычных моряков располагались в носовой и кормовой частях подводной лодки, где шум был наиболее громким.
Фото: Расслабление. Одной из самых больших проблем для подводников в длительных плаваниях было время отдыха. Его было много, а заполнить его было нечем. Многие капитаны подводных лодок пытались доставить на борт больше пластинок в надежде, что люди будут слушать музыку вместо того, чтобы изобретать слуховые аппараты.
Подводники того времени любили альтернативную музыку — например, джаз. Командиры подводных лодок обычно не запрещали своим подчиненным слушать иностранные передачи, которые были строго запрещены в Империи. На кораблях были хорошие коллекции романов, но под водой не было электричества, поэтому читали очень редко. Традиционным развлечением были азартные игры, хотя некоторые командиры запрещали азартные игры, за исключением «спиртного»…
Некоторые командиры пытались читать матросам лекции вне вахты, например, о влиянии национал-социализма на сексуальную активность северного сияния. Дениц не любил читать лекции на политические темы. Когда матросы не стояли на вахте, они выполняли рутинную работу, мелкий ремонт и уборку. Попытки организовать бурение в палатах оказались безуспешными по целому ряду объективных и субъективных причин.
На картинке изображены двое играющих в карты, один читающий и повар, чистящий картофель.
Сторонники формальной дисциплины не вышли на лодки. Высокий моральный дух экипажей был обусловлен, прежде всего, высочайшим самосознанием и самодисциплиной каждого моряка, независимо от его чина или звания.
Условия жизни на борту были таковы, что морские традиции, такие как чистые синие мундиры и белые рубашки, адмиральский чай в серебряном подстаканнике и пианино в комнате стюарда, ушли в историю. Никто не вспоминал о ведомственной форме — носили то, что было удобнее.
Постоянно ощущалась нехватка пресной воды, что создавало проблемы с личной гигиеной, например, с бритьем. Большинство подводников возвращались из экспедиций с бородами. Отличные немецкие химики сумели разработать специальное мыло, которое сохраняло свои очищающие свойства в морской воде, но мало кто использовал его для бритья. Большинство предпочитает бриться. По прибытии на базу бороду нужно было немедленно сбрить, но есть много фотографий бородатых подводников в полном праздничном облачении… Если вы не можете, но очень хотите, вы можете. Бороды все равно были сбриты. На каждого подводника приходился немецкий Петр I.
На типичной подводной лодке было два туалета. В первые дни кампании один из них использовался для хранения продуктов. Это давало одно очко за каждые 50 членов экипажа. Второй момент заключался в том, что не все ходили в уборную. Пробраться через тесные отсеки в нужный район было сложно, а в боевых условиях и вовсе невозможно из-за запертых переборок. Так почему мы заговорили о запахе? Затем не все члены экипажа полностью понимали сложность процесса уборки, что приводило к сбоям в работе оборудования.
Это смешно, но по крайней мере одна подводная лодка, U-206, затонула из-за неисправности в системе выпуска унитаза. Когда вода начала проникать в корпус через очки, капитан судна приказал дать аварийный старт. На поверхности лодка была атакована самолетами союзников. К счастью для экипажа, инцидент произошел в прибрежных водах, поэтому обошлось без жертв, а история с туалетом стала достоянием общественности. А сколько лодок ушло на дно со всем экипажем? Кто знает, может быть, у кого-то из них туалет ходил «в другую сторону»?
Фото: туалет за бортом. Подводные лодки имели специальные места для таких операций — обратите внимание, моделисты!!!! Чтобы избежать падения за борт, дайвер держался за страховочную головку обеими руками (страховочная головка!). Риск был, но в туалете не пахло.
Самые сложные условия были в машинном отделении. Немецкие подводные лодки имели мощные дизельные двигатели длиной 6 метров. Шум и вибрация от дизелей были невероятными. Многие люди в машинном отделении со временем потеряли слух.
Камбуз подводной лодки, как и все остальные ее отсеки, был не очень просторным. Места едва хватало для двух электроплит и довольно маленькой столешницы в форме стола. Здесь готовилась еда для 50 здоровенных мужчин с аппетитом волка. Невозможно было приготовить горячую пищу, когда подводная лодка находилась на поверхности, поэтому повара пытались готовить пищу, когда лодка находилась под водой, когда ее не качало.
После нескольких недель плавания атмосфера в отсеках превратилась в сложный коктейль из остатков атмосферы, дизельных испарений и смазки, пота, человеческих экскрементов, приправленных большим количеством одеколона. Повсюду был разлит одеколон, чтобы запах был менее неприятным.
Тяготы службы на подводной лодке, по-видимому, компенсировались высокой заработной платой. Фактически, зарплата подводников была на одном уровне с другими родами войск, хотя за особые условия — службу в тесных каютах, «глубоких» и многих других помещениях — выплачивалась дополнительная зарплата. В целом, повышение зарплаты было незначительным, что позволяло подводникам отрываться по полной на берегу.
Помимо жалования, служба на подводных лодках давала возможность ускоренного повышения в звании и престиже, особенно в военное время.
Служба на подводной лодке имела еще одно очень ценное преимущество для солдата. После 12-недельного плавания, когда U-boat вернулась на базу, на ней оставалось всего несколько человек, а остальным, почти половине экипажа, был предоставлен 12-дневный отпуск. Пока подводная лодка находилась на базе, весь экипаж взял отпуск. Кроме того, моряки были доставлены домой в Германию специальными экспресс-поездами, прозванными BdU Zug. Оказалось, что даже во время войны подводники проводили дома две недели каждые шесть месяцев. На Восточном фронте солдаты часто находились в окопах по 18 месяцев подряд. Но они не всегда так поступали. Иногда они бежали: сначала на восток, потом на запад, вероятно, желая попасть домой.
Во время путешествия подводники отдыхали по-разному. Подводники проводили большую часть плавания в поисках противника, но у моряков оставалось свободное время. Некоторые читали, некоторые играли в карты. Проблема заключалась в том, что на подводных станциях старались экономить электроэнергию, сводя освещение в отсеках к минимуму, так что читать в темноте было практически невозможно.
Но можно было слушать радио и иностранные передачи: развращающую и токсичную музыку британских и американских вещателей. Прослушивание иностранных передач строго наказывалось в Германии, но это никогда не использовалось против подводников. Командиры лодок часто устраивали различные соревнования, которые были возможны в тесных каютах внутренних помещений подводной лодки. Первым призом обычно была возможность подышать свежим воздухом, т.е. возможность подежурить на мостике. Учитывая атмосферу в отсеках, приз был очень ценным, но погодные условия в Северной Атлантике сделали ценность приза весьма относительной.
Если подводная лодка находилась в безопасных водах и была спокойна, командир мог разрешить морякам подняться на палубу, чтобы позагорать или даже поплавать. Пересечение экватора сопровождалось традиционной церемонией для моряков, когда один из членов экипажа был одет в костюм Нептуна. Как всегда, церемония была возмутительным событием.
Фото: отдых на палубе. Подводная лодка находилась в совершенно безопасных водах с точки зрения вероятного появления противника. Командир разрешил большинству членов экипажа подняться на верхнюю палубу, чтобы позагорать и искупаться. Художник намеренно объединил несколько событий в одном изображении. В действительности пересечение экватора (обратите внимание на Нептуна), чистка орудийного ствола, покраска рубки и купание матросов не могли происходить одновременно.
На палубе стоит бык — эмблема подводной лодки Гюнтера Прина, с которой он потопил линкор «Ройял Оак» в Скапа-Флоу. В память о блестящем достижении знаменитого подводного аса на всех подводных лодках 7-го крыла подводных лодок был установлен значок «Бык». На мосту постоянно дежурили, независимо от уровня активности противника.
Хорошие командиры пользовались безоговорочным уважением и доверием простых моряков. Многие выдающиеся подводники Империи не стеснялись публично говорить, что рыцарским званием или дубовыми листьями его наградил весь экипаж, а не только он сам.
Зарплаты контрактников
Большинство экипажей российских подводных лодок служат по контракту. Их зарплаты очень высоки.
Матросы и старшие матросы могут зарабатывать до 100 или 120 тысяч рублей в месяц. Иная ситуация у старших офицеров, чьи зарплаты начинаются от 200 тысяч. Вице-адмирал Олег Бурцев, служивший на Северном флоте, привел более точные средние цифры. Средняя зарплата сержантов, капитанов и матросов колеблется от 70 тысяч рублей в месяц до 250 тысяч рублей у командиров.
Чтобы заработать эти деньги, подводники уходят в море на 30-90 дней, в течение которых они не имеют возможности увидеть своих жен и детей. Их организм забывает, что такое солнечный свет, и, как вы можете легко догадаться, возникают проблемы со свежим воздухом. Упражнений как таковых тоже нет.
Однако подводников хорошо кормят, но даже самая лучшая еда не может адекватно компенсировать все недостатки службы на подводной лодке.
Входит ли срочная служба на подводной лодке на Тихоокеанском флоте в специальный стаж.
Конечно.
Стаж, покрываемый специальным страхованием, — это общая продолжительность определенных периодов работы, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ (а по некоторым видам работ — дополнительные «профессиональные» взносы), которые, как правило, выполнялись в особых условиях труда и учитываются при определении права на досрочную пенсию (ст. 30 и 31, ст. 32(1)(6) Закона о ГП).
В отличие от общего страхового стажа, специфический страховой стаж включает в себя только работу, причем не любую, а по определенным профессиям, задачам и условиям труда, определенным в соответствующих нормативных актах. Другие виды деятельности и «другие периоды», упомянутые выше, не учитываются при исчислении срока специального стажа.
Правовые последствия данного вида стажа заключаются в том, что он является одним из юридических фактов, дающих право на досрочную пенсию и на более высокую сумму, чем эта пенсия, в связи с уплатой дополнительных «профессиональных» взносов.
Правила определения специального периода страхового стажа изложены в статьях 30, 31 и 32(1)(6) Закона о страховых пенсиях. В соответствии с этими статьями в него включаются периоды работы:
под землей, в неблагоприятных условиях труда и в горячих цехах; в тяжелых условиях труда;
работники локомотивных бригад и отдельные категории работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечение транспортной безопасности на железнодорожном и подземном транспорте, и другие.
Указанные периоды включаются в специальный страховой стаж на основании утвержденных Правительством РФ перечней работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в которых определены условия их включения в такой стаж (конкретные наименования работ, требования к полному рабочему дню и т.д.).
Перечень списков содержится в Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, отраслей промышленности, профессий, должностей, функций, специальностей и учреждений (организаций), на основании которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, а также о правилах исчисления периодов работы (периодов деятельности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» (которое, по сути, продлило действие ранее применявшихся списков).
Такими списками являются — Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей подземных работ, работ с особо вредными и тяжелыми условиями труда и Список № 2 производств, профессий, специальностей и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 октября 2004 года. Январь 1991, № 10, «Об утверждении списков отраслей, работ, профессий, должностей и показателей деятельности, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных детских учреждениях, в соответствии со ст. 28 п. 1, п. 10 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781); Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы (деятельности), завершенные до 1 января 2015 года, засчитываются в стаж на соответствующем виде работы, по которому назначается досрочная трудовая пенсия по старости, при условии, что указанные периоды признаются в соответствии с законодательством, действовавшим на момент осуществления работы (деятельности), по которой назначается досрочная трудовая пенсия по старости.
Как отмечалось выше, в некоторых случаях необходимо будет уплатить дополнительные взносы за эти периоды, чтобы включить любой период работы в специальный страховой период для досрочного выхода на пенсию.
Закон «О страховании пенсий» установил, что периоды работы по пунктам 1-18 статьи 1 части 1 статьи 30, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж работы по соответствующим профессиям, дающий право на досрочное пенсионное страхование для назначения пенсии по старости, только при условии начисления и уплаты страховщиком страховых взносов по тарифам, установленным в статье 58. 3 Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд социального страхования, Федеральный бюджет Украины».
Одновременно с этой реформой восьмая часть статьи 35 Закона о страховых пенсиях предусматривала, что положения части 6 статьи 30 Закона не препятствуют включению в страховую пенсию по старости периодов работы на рабочем месте, указанном в части 1 статьи 30(1) — (18)(1) Закона, которые были завершены до установления условий труда данной категории работников в соответствии с Федеральным законом о специальной оценке условий труда.
Однако это правило действует только при условии, что застрахованное лицо собрало и уплатило взносы в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Соответственно, периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Закона, могут быть засчитаны в стаж для назначения пенсии по старости в соответствии с результатами признанной действительной, но не позднее 31 декабря 2022 года, аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Большое значение для правильного понимания правил о включении отдельных периодов трудового стажа в специальный стаж имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение».
Как указано в пункте 14(9) Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 «О судебном рассмотрении дел, связанных с реализацией пенсионных прав граждан», при разрешении споров об установлении и выплате трудовых пенсий гражданам до достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий их пенсионных прав, на которое они рассчитывали до вступления в силу новой правовой нормы.
Для исчисления стажа, дающего право на пенсию (независимо от того, полностью или частично они выработали свой специальный профессиональный стаж), при исчислении стажа для досрочного выхода на пенсию может применяться законодательство, действовавшее на момент выполнения работы или иной общественно полезной деятельности, в соответствии с которым такие периоды могли быть засчитаны в льготный стаж для назначения пенсии (14. Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан СССР», Закон Российской Федерации от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении и иной общественно полезной деятельности»).
Кроме того, в вышеупомянутом постановлении даны разъяснения по наиболее спорным ситуациям, которые часто возникают в судебной практике. Например, в пункте 27 Постановления указано, что при разрешении споров о включении в стаж работы женщин периода отпуска по уходу за ребенком, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, судам следует исходить из того, что если этот период до 6 октября 1992 года (дата вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1)
«О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», принятие которого означает, что период отпуска по уходу за ребенком не включается в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях), но должен быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Пленум Верховного Суда Российской Федерации достаточно подробно разъяснит вопросы, связанные с исчислением специального стажа медицинских работников и учителей и других категорий работников, где данный вид трудового стажа служит юридическим фактором для досрочного назначения пенсии по старости.
Выпить морскую воду
Каждый моряк должен выпить морскую воду во время первого погружения.
— На центральной станции его приносят в колбе для питья, и вы должны выпить его до дна. Рассказывают, что некоторых людей рвало — меня не рвало. Вода соленая, но не отвратительная. Некоторые люди даже считают, что это полезно для здоровья. Затем они выдают вам сертификат. На некоторых кораблях существует традиция «вода в потолке».
они добавляют
«поцелуй кувалды»
Она подвешена к потолку, и когда она раскачивается, моряк должен сделать все возможное, чтобы поцеловать ее. Это немного странно, мы этого не делали. Но, конечно, если бы это было сделано, этого нельзя было бы избежать.
Валерий рассказывает, что во время войны было принято встречать моряков на набережной жареной свининой. Сам Валерий служил в мирное время, но его отец, который тоже был подводником, рассказывал ему о войне. Во время Второй мировой войны он служил на дизельной подводной лодке.
— За каждый потопленный корабль моряки получали свинью. Или за какие-то особые заслуги, даже в мирное время. Но в наше время это редкость. За мою жизнь было несколько случаев. Но мы отдали свинью морякам и пошли праздновать с нашими женами. Они и их дети встретили нас на пляже — автобус подъехал к дому офицера, забрал их и отвез на причал. Ну, на пляже, конечно, цветы, горячие поцелуи — три месяца не видеть жену, представьте себе! Тогда было принято накрывать стол в чьем-нибудь доме, жены готовили, и мы праздновали. Это было такое необыкновенное «23 февраля» в году!
— Ждут ли женщины по-прежнему своих мужей, верны ли они им?
Валерий улыбается:
— Все может случиться. У нас был случай, когда ревнивый подводник прострелил ногу любовнику своей жены. Но это он так думал — позже выяснилось, что это был его друг. Он приехал навестить свою жену. Да, в гарнизонах невозможно скрыть такую вещь, как прелюбодеяние. Все друг друга знают. Поэтому вы должны быть очень изобретательной женщиной.
Не все женщины ждут своих мужей в вагонных депо. Фото: АиФ Санкт-Петербург / Ольга Петрова
— Что вы почувствовали, когда вошли в док?
— Это было очень приятно. Легкость. Всегда есть риск — никогда не знаешь, вернешься ли ты… Помню, когда я был курильщиком, мне было очень приятно выйти на трап и закурить… Соленый запах моря, запах йода… Воздух свеж и чист… Вы делаете затяжку, и у вас начинает кружиться голова.
Страхи подводников
— С какими трудностями сталкивается дайвер во время путешествия? Правда ли, что тот, кто испытал море, ничего не боится?
— Расторгуев пел: «Говорят, что для мужчин, для тех, кто связал свою судьбу с морем, даже девятый вал не страшен, но, похоже, те, кто так говорит, никогда не были в море». Мы не роботы, мы люди. У нас также есть страхи. У подводника есть страхи? Ну, мы не думаем о той опасности, которую несем на своих плечах…», — улыбается Валерий.
Одна подводная лодка с 16 баллистическими ракетами может уничтожить целую страну. Каждая из 16 ракет имеет 10 боеголовок. Один такой вклад мощнее, чем бомба, сброшенная на Хиросиму и Нагасаки.
«Мы боимся огня. В лодке много горючих материалов, и вы все время думаете, что может загореться, — говорит Валерий, — Если пожар не потушить вовремя, лодка теряет горизонтальную плавучесть и тонет. Пожар в закрытом помещении легко определить по запаху. Когда что-то горит, пахнет жженым полиэтиленом и пропиленом.
Описывая специфический запах огня, Валерий вспоминает свое первое глубокое погружение, которое произошло в тот день, когда он почувствовал этот запах:
— На моем боевом посту, на глубине 220 метров, ослабло соединение первого насоса GON (основной насос для забора воды). Я закрыл клапаны — впервые не в теории, а на практике. Это, конечно, было захватывающе. Вы должны быть готовы ко всему. Соленая вода со временем разъедает даже самые прочные конструкции…
Валерий говорит, что когда начинается пожар, в отсеках поднимается пыль — там такое давление, что если матрос сунет туда руку, ее разрежет на куски.
— А кровь из ушей моряка — такое бывает или это просто история, рассказанная создателями фильма?
— Это может произойти во время войны, когда мина взрывается в море. Чем ближе взрыв, тем сильнее он бьет по барабанным перепонкам. В мирное время это может произойти только с акустикой под давлением, но это редкость. У некоторых подводников иногда идет кровь носом, но это нормально, — говорит Валерий, отмахиваясь от них.
Читайте также: Подъемное пособие военнослужащим в 2022 году: размер и порядок получения
Где мы — нам знать не положено
— В наше время подводники не боятся мин?
— Баренцево море чистое, дальше — Арктика, там глубина 1,5-3 тысячи метров — какие там мины? Но мы боимся айсбергов — да. Одна лодка чуть не затонула из-за этого — это было недалеко от нас, мы тогда возвращались домой. Судно столкнулось с айсбергом, он повредил рубку, мы не могли открыть люк… Это была халатность капитана, человеческий фактор, как и в любой другой работе. Но подводники были молодцы, лодка не затонула. Они пришли на базу…
— Как узнать, когда вы находитесь в море?
— С космическим кораблем. И как именно это является военной тайной, — улыбается подводник, — Мы, морские капитаны, не знаем, где мы находимся, когда мы в море. Командир и подкомандир знают об этом. Только высшее руководство. Мы не должны знать. Что если моряк напишет кому-нибудь письмо, сообщит, где находилось судно… и американцы прочитают его.
— Какая лодка лучше — наша или американская?
— Трудно сказать. У американцев хорошая звукоизоляция — под водой их не слышно, наши лодки громче. Однако у нас не было возможности запускать ракеты с пирса, только с моря. И это был плюс для нас. Сбить ракету таким образом практически невозможно. Поэтому он летит в море прямо у нас под носом. А от пирса это займет полчаса. У нас два или три флота, у американцев — один…
— Откуда российские подводники знают об этом, если это секретная информация?
— Ну, они показывают нам документальные фильмы — я же говорил вам, сейчас интернет — вся информация у вас на ладони. И я повторяю — когда подводная лодка уничтожается, вся информация удаляется из классификации. Кстати, по поводу связи — мобильные телефоны на борту запрещены. И в этом нет смысла — телефон все равно не получит сигнал на такой глубине.