Балтийский флот ВМФ России: состав кораблей, базы и штаб в Калининграде

Срочная служба

История флота

Балтийский флот — одно из старейших военно-морских соединений. С 10 века Балтийское море имело большое стратегическое значение, так как от него начинался путь «из варяг в греки».

Историю Балтийского флота можно проследить с начала Новгородско-шведских войн, хотя официальная дата создания отдельного образования датируется несколькими столетиями позже.

1703 год считается официальным годом основания военно-морского союза на Балтике, но сам флот появился гораздо раньше.

Создание

Балтийский флот обязан своим существованием Петру I. Еще в конце 17 века последний царь Всероссийский основал флотилию в окрестностях Ярославля. Около 1696 года на верфях Воронежа началось крупное судостроение. Именно с этих кораблей спустя несколько лет начнется история Балтийского флота.

Масштабы строительства поражали воображение: для помощи в строительстве были приглашены австрийские инженеры, а более 25 000 крестьян и посадских людей были непосредственно вовлечены в процесс строительства. В ходе согласованной работы были построены два больших корабля, более 20 галеонов и почти полторы тысячи барж, предназначенных для перевозки людей и крупногабаритных грузов.

В то время только Петр Алексеевич был способен понять и оценить все перспективы развития морского дела в России.

Цель строительства — успеть ко второму Азовскому походу. Это удалось, так как уже в середине 1696 года крепость Азов была взята при поддержке построенных кораблей. Этот год является фактической датой рождения военно-морского флота.

Балтийский флот как самостоятельная единица появился в 1703 году, во время Северной войны (Двадцатилетней войны) между шведами и коалицией североевропейских государств, которые боролись за обладание балтийскими землями.

В этот период Балтийский флот принял участие в нескольких сражениях, сыгравших важную роль в событиях Северной войны.

Период после смерти Петра I

Флот Петра I, позднее преобразованный в военно-морские силы Российской империи, значительно сократился после смерти царя. Это касалось и Балтийского флота. В период с 1726 по 1730 год не было построено ни одного корабля, и только один линкор был построен несколькими годами ранее.

В 1728 году шведский посол в России писал в своих отчетах своим хозяевам, что флот находится в упадке и, несмотря на быстрое развитие в прошлом, не в лучшем состоянии. Старые корабли выводились из эксплуатации, в строю оставалось лишь несколько боеспособных судов, а строительство новых кораблей было остановлено.

В 1729 году для обороны Балтийского региона годилось не более 20 процентов от общего количества кораблей. Во время правления Петра II произошло значительное сокращение боевой подготовки экипажей военных кораблей.

Ситуация изменилась, когда на престол взошла императрица Анна Иоанновна. По ее указу была создана военно-морская комиссия. Одним из первых решений императрицы было восстановление и укрепление флота.

В 1734 году Балтийский флот отличился в войне за польское наследство. Во время русско-турецкой войны флот принимал участие во взятии Азова.

Однако во время русско-турецкой войны Балтийский флот был ослаблен, и к концу 1739 года из-за болезней и военных действий его экипаж сократился почти на 4 000 человек. Балтийский флот принимал участие в русско-шведской войне.

Участие в семилетней войне

Современный город Клайпеда в Литве, на месте бывшей крепости Мемель.

В начале Семилетней войны Балтийский флот находился в выгодном положении, поскольку к нему присоединились шведские корабли, а у Пруссии не было своего флота. Главной задачей Балтийского флота в этой войне было не допустить прохода британских кораблей через Балтику. Перед флотом также была поставлена задача блокировать побережье Пруссии.

В июне 1757 года крепость Мемель была захвачена с помощью военно-морского флота. Через два месяца после этих событий флот столкнулся с прусскими войсками и успешно подавил их продвижение.

В 1758 году военные корабли были отправлены для противостояния британской эскадре, чтобы не допустить ее в Балтику. В целом, к концу Семилетней войны флот уже не принимал активного участия в военных действиях, блокируя прусские войска и препятствуя их дальнейшему продвижению.

Участие в Великой Отечественной войне

Согласно плану «Барбаросса», Балтийский флот должен был быть полностью блокирован силами противника. За это время противнику удалось беспрепятственно заминировать акваторию, нанеся СССР значительные потери.

Основными задачами Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны были:

  • помощь союзным войскам на прибрежных направлениях;
  • разминирование;
  • боевые действия на коммуникациях;
  • действия против боевых кораблей противника;
  • десантные войска.

В 1941 году силы противника активно продвигались вглубь территории СССР, система базирования Балтийского флота была нарушена, что создавало дополнительные трудности в выполнении задач военно-морского соединения. Флот был вынужден обеспечивать безопасность Кронштадта, который подвергался опасности со всех сторон. Это военно-морское подразделение понесло тяжелые потери, но сумело совершить переход через Таллинн в конце лета 1941 года.

До 1944 года Балтийский флот был частью системы обороны Ленинграда, поскольку базировался на Кронштадтской военно-морской базе.

В начале осени 1941 года флот помогал удерживать Ораниенбаумский плацдарм.

Крупнокалиберные артиллерийские орудия балтийских кораблей оказали большую помощь в обороне города на Неве.

В 1942 году противник начал минировать воды Финского залива. В результате количество мин, поставленных противником за два года, превысило 21 тыс. Однако подводные лодки Балтийского флота, несмотря на большие потери, успешно выполнили поставленную перед флотом задачу на этой территории.

Флот принимал участие в битве за Ленинград. За этот год потери флота составили более 50 боевых кораблей и подводных лодок.

В январе 1943 года Балтийский флот участвовал в прорыве советских войск через блокаду Ленинграда. В том же году участие подводных лодок флота в военных операциях прекратилось в связи с масштабной добычей воды противником. Действовала только морская авиация.

В начале 1944 года военно-морские силы участвовали в операции противника под Ленинградом. Пока готовилась операция «Нева-2», корабли флота перевозили войска и военную технику второй ударной армии. В ходе этой операции военно-морские силы приняли участие в артиллерийском и воздушном наступлении. Затем артиллерия приняла участие в прорыве обороны на Карельском перешейке. Морской десант занял архипелаг Бьёрк и острова Выборгского залива.

В 1944 году Финляндия вышла из войны, поэтому положение на флоте быстро изменилось, и уже осенью того же года подводные лодки снова начали принимать участие в военных действиях.

Флот понес большие потери во время Второй мировой войны, но также имел несколько важных трофеев, включая потопление трех больших немецких кораблей, перевозивших более 20 000 человек.

Балтийский флот сегодня

Сегодня Балтийский флот продолжает успешно выполнять свои задачи. Флагманами флота являются два эсминца проекта 956 «Persistent» и «Restless».

С 2000 года корабли флота совершили походы в Африку, Европу, Азию и Америку, неоднократно участвовали в различных военно-морских учениях, в том числе глобальных.

Балтийский флот дважды был награжден орденом Красного Знамени.

С 2000 года автопарк постоянно пополнялся новым современным оборудованием, а парк машин рос и расширялся. Корабли постоянно модернизируются, добавляются современные системы навигации и слежения.

Сегодня Балтийский флот является основной тренировочной базой для военно-морских сил страны. Существуют планы по созданию постоянной оперативной базы в северной части Атлантического океана на базе флота.

Аванпост на Балтике

Расположенный в Калининградской области, Балтийск (бывший Пиллау) считается самым западным городом России. Долгое время он оставался закрытым для посетителей, но в последнее время там развивается туризм. Июль — особенно популярный месяц. Парад кораблей Балтийского флота по случаю Дня ВМФ привлекает множество людей.

Экспресс-заряд: «гоночные» зенитные полки проходят испытания Для чего России нужны мобильные подразделения противовоздушной обороны

Официальный отсчет существования базы в Балтийске ведется с 1 марта 1956 года. В этот день он был сформирован по приказу министра обороны СССР. С каждым годом его военный потенциал неуклонно возрастал, в результате чего он стал крупнейшей российской военно-морской базой в регионе.

Германия давно использует базу Пиллау как базу для своих военно-морских сил, сказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков. — В конце Второй мировой войны он был передан СССР. Однако проблемой советского флота было хронически низкое финансирование систем жизнеобеспечения, что затрудняло эксплуатацию кораблей.

Сейчас Министерство обороны идет по другому пути: сначала создается система базирования, ремонтируются пирсы, подается электричество, сжатый воздух, организуется жизнеобеспечение, а затем вводятся новые корабли. В связи с усилением сил НАТО в Европе, Россия также укрепляет свои активы в регионе, заключил эксперт.

Перед началом реконструкции было проведено инженерное обследование набережных, которые эксплуатировались без капитального ремонта в течение 60 лет. Было установлено, что они находятся в аварийном состоянии и не готовы к размещению военных кораблей и судов, особенно современных. В 2012 году начались работы по масштабной модернизации, проводимой российским Спецстроем и Главным военно-строительным управлением № 4.

Уже построены очистные сооружения с возможностью трехступенчатой очистки сточных вод, которые будут введены в эксплуатацию после завершения строительства, а также установлена новая система ливневой канализации.

Базирование и задачи флота

После знакомства с его историей стоит осмотреть место, где находился и находится сегодня Балтийский флот. Штаб Балтийского флота находится в городе Калининграде. В него входит Краснознаменная военно-морская база Балтийского флота. Ленинградская Краснознаменная военно-морская база, отмеченная в годы Великой Отечественной войны, имеет три местонахождения — Ломоносов, Кронштадт и Санкт-Петербург.

Установив, какие базы где расположены на Балтийском флоте, необходимо изучить военно-морскую структуру Балтийского флота Военно-морского флота России (ВМФ) и состав его воинских частей. Военно-морская организационная структура Балтийского флота ВМФ России представлена более чем 25 000 человек — основной состав воинских частей или подразделений.

Эскадренные миноносцы Балтийского флота

Судно «Perseverance» начали строить еще в 1980-х годах; сегодня оно ходит под номером «610».

В составе Балтийского флота ВМФ России имеется эсминец «Настойчивый» (проект 956). Десять лет назад в составе флота было два таких эсминца. Второй называется Restless. Однако в 2008 году судно было спущено на воду в последний раз, так как исчерпало свой потенциал. Несколько лет назад корабль стал музейным экспонатом.

На сегодняшний день в строю остается эсминец «Настойчивый». Флагман Балтийского флота был введен в эксплуатацию в 1991 году, а на 2019 год запланирован плановый капитальный ремонт, в ходе которого корабль будет модернизирован.

Последним командиром корабля был капитан 3-го ранга Ганиев А.Р. (с 2018 года).

Сторожевые корабли 2-го ранга

В составе Балтийского флота находятся 2 корабля проекта «Ястреб». Это морские патрульные суда большой дальности, часто классифицируемые как фрегаты. Один из них, «Неустрашимый», в настоящее время находится на плановом капитальном ремонте. Впервые корабль был спущен на воду в 1988 году. Другой патрульный корабль — «Ярослав Мудрый». Его строительство пришлось на начало перестройки и поэтому было заморожено. Корабль был введен в эксплуатацию только в 2009 году.

Сторожевые корабли ближней морской зоны

В составе флота имеется 4 корабля этого класса. Все они являются многоцелевыми кораблями класса корветов проекта «Стерегущий»:

  • «Стерегущий» — вступил в строй в 2007 году;
  • «Сообразительный» — в эксплуатации с 2011 года;
  • «Бойкий» — запущен в 2013 году;
  • «Стойкий» — в эксплуатации с 2014 года.

Все суда были собраны на судостроительном заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге.

Малые боевые корабли

Балтийский флот имеет в общей сложности 13 кораблей этого класса. Все они находятся в эксплуатации и успешно работают. Более половины из них были введены в эксплуатацию в 1989-1990 годах, поэтому в ближайшем будущем ожидается капитальный ремонт.

В 2015 году в состав флота вошли два судна проекта «Буян-М» и одно судно проекта «Каракурт».

Боевые катера

Ракетный корабль «Чувашия» способен развивать боевую скорость 41 узел (75 км/ч)

Балтийское соединение ВМФ России состоит из 12 боевых катеров. К ним относятся противолодочные, ракетные и патрульные корабли. Восемь катеров, включая ракетные и противокорабельные, были спущены на воду в начале 1990-х гг. Три патрульных катера спущены на воду в 2013 г.

Десантные корабли

Включает:

  • 4 больших десантных корабля (ранг 2, проект 775) — в эксплуатации с 1985-1990 гг;
  • 2 малых судна на воздушной подушке (проект 12322 «Зубр») — в эксплуатации с 1991 года;
  • 9 десантно-штурмовых катеров.

Десантные катера представлены тремя единицами оборудования проекта «Акула» и тремя катерами проекта «Серна». В 2014 году флот пополнился тремя лодками проекта «Дюгонь».

Читайте также: Обязанности дневального по роте, кто такой дневальный в армии

Подводные лодки

В составе Балтийского флота ВМФ России находятся три подводные лодки проекта «Палтус». Однако один из них выведен из эксплуатации и находится в нерабочем состоянии (Выборг), а другой находится на ремонте (Алроса) и, как ожидается, вернется в строй в 2019 году. Только одна подводная лодка, «Дмитров», спущенная на воду в 1986 году, успешно эксплуатируется.

Оцените статью
Военное дело
Adblock
detector