- История флота
- Создание
- Участие в семилетней войне Современный город Клайпеда, Литва, на месте бывшей крепости Мемель.
- Проблемы Балтфлота
- Первые победы
- Развитие Балтийского флота в XVIII–XIX веках
- Первая мировая война
- Балтийский флот в годы Великой Отечественной войны
- Причальный фронт
- Аванпост на Балтике
- Дом для флота
История флота
Балтийский флот — одно из старейших военно-морских соединений. Начиная с десятого века, Балтийское море имело большое стратегическое значение как отправная точка так называемого «варяжско-греческого пути».
Историю Балтийского флота можно проследить с начала Новгородско-шведских войн, хотя официальная дата создания отдельного подразделения — несколько веков спустя.
1703 год считается официальным годом создания Балтийского союза, но сам флот появился гораздо раньше.
Создание
Заслуга создания Балтийского флота принадлежит Петру I. В конце 17 века последний царь всея Руси основал флот в Ярославской области. Около 1696 года на воронежских верфях началось крупное судостроение. Именно с этих кораблей спустя несколько лет началась история Балтийского флота.
Масштабы строительства были ошеломляющими: для помощи в строительстве были привлечены австрийские инженеры, и более 25 000 крестьян и посадских были непосредственно вовлечены в процесс. Результатом этого сотрудничества стало строительство двух больших кораблей, более 20 галер и почти 1500 барж, предназначенных для перевозки людей и сыпучих грузов.
В то время только Петр Алексеевич был способен понять и оценить все перспективы развития российского судоходства.
Цель строительства — успеть ко второму Азовскому походу. Это удалось, так как уже в середине 1696 года крепость Азов была захвачена построенными кораблями. В этом году отмечается фактический день рождения военно-морского флота.
Балтийский флот как отдельное подразделение зародился в 1703 году, когда шведы и союз североевропейских стран, сражавшихся за страны Балтийского моря, вели Северную войну (Двадцатилетнюю войну).
В этот период Балтийский флот принял участие в нескольких сражениях, сыграв важную роль в событиях Северной войны.
Участие в семилетней войне
Современный город Клайпеда, Литва, на месте бывшей крепости Мемель.
В начале Семилетней войны Балтийский флот находился в выгодном положении, поскольку к нему присоединились шведские корабли, а у Пруссии не было своего флота. Главной задачей Балтийского флота в этой войне было не допустить прохода британских кораблей через Балтику. Перед флотом также была поставлена задача блокировать побережье Пруссии.
В июне 1757 года крепость Мемель была захвачена с помощью военно-морского флота. Через два месяца после этих событий флот столкнулся с прусскими войсками и сумел блокировать их продвижение.
В 1758 году военные корабли были отправлены для противостояния британскому флоту, чтобы не допустить его в Балтийское море. В целом, до конца Семилетней войны флот уже не принимал активного участия в боевых действиях, но блокировал продвижение прусских армий и препятствовал их продвижению.
Проблемы Балтфлота
Что такое Дважды Краснознаменный Балтийский флот? Сегодня это сложный механизм, состоящий из штаба ВМФ в Калининграде, военно-морских баз в Балтийске и Кронштадте, пяти надводных бригад, бригады подводных лодок, вспомогательных, поисковых и спасательных судов, морской авиации, береговых войск, а также подразделений ПВО, материально-технического и специального обеспечения.
На бумаге все это выглядит очень солидно. Однако в реальности силы DCBF более скромные, чем, например, у Краснознаменного Северного флота или Тихоокеанского флота. Однако эта ситуация совершенно не актуальна в наше время.
Читайте также «Техника и оружие 1996 02» (автор б.) — скачать книгу бесплатно без регистрации.
В начале 1980-х годов советские военно-морские силы шутили, что «ВМФ — это ВМФ, Североатлантический флот — это тоже ВМФ, Черноморский флот — это не ВМФ и не флот, а Северный флот — это бывший ВМФ». Дело в том, что Балтийский флот с момента своего создания и до 1950-х годов был самым крупным и мощным военно-морским соединением в нашей стране. Однако Балтийский флот утратил свое первостепенное значение, когда была реализована программа строительства океанского флота. В то же время современный Балтфлот является основной учебной базой и «кадровым хабом» ВМФ России.
По официальным данным, СКБФ: По состоянию на январь 2020 года боевые корабли СКБФ включали 2 эсминца, 4 корвета, 2 сторожевых корабля, 6 малых ракетных кораблей, 6 малых противолодочных кораблей, 7 ракетных кораблей, 1 морскую учебную эскадру, 5 эскадр базовой подготовки, 9 эскадр дорожной подготовки, 4 больших десантных корабля, 2 малых десантных корабля на воздушной подушке, 9 амфибийных кораблей и 2 дизельные подводные лодки.
Таким образом, DCBF теоретически может развернуть 59 боевых крейсеров, если не принимать во внимание вспомогательные корабли. На практике, однако, ситуация несколько иная.
Например, корабль USS Restless, флагман Балтийского флота Tenacious, давно лишился главной двигательной установки и используется в качестве учебного авианосца. Сам флагман, прозванный в ВМС «Настей», находится в море в общей сложности около двух лет и за двадцать пять лет боевой службы прошел более 70 000 морских миль. Однако сегодня «Настя» старается реже выходить из дока из-за проблем с энергетической установкой — обычная авария для всех эсминцев проекта 956.
Из 11540 пар фрегатов, предусмотренных проектом, только один, «Ярослав Мудрый», находится в эксплуатации. Другой, «Неустрашимый», уже несколько лет находится без форсажа. Недавно оба 11540 стояли без форсажных турбин! Они неожиданно быстро пришли в негодность после модернизации на николаевском предприятии «Зоря-Машпроект» перед Евромайданом. Причину поломки обнаружили сотрудники конструкторского бюро «Новик», которым пришлось ремонтировать газотурбинные установки судна.
Леонид Белов, главный конструктор КБ «Новик», рассказал: «На подшипнике переднего ротора компрессора высокого давления была установлена демпфирующая втулка. Он был установлен совершенно неправильным образом. В результате, после всего лишь 1200 часов работы, обе втулки газовой турбины были разрушены. Это, безусловно, ошибка. Я не исключаю злого умысла…».
Учитывая, что с исчезновением Советского Союза производство морских газовых турбин в Российской Федерации прекратилось, восстановление форсажных камер двух патрульных катеров оказалось весьма нетривиальной задачей. Однако КБ «Новик» и ОАО «Кузнецов» в Самаре повторно ввели в эксплуатацию турбину дожигания «Шалфей» в четко установленные заказчиком сроки. Что касается «Неустарчимы», то на данный момент ремонт еще не завершен…
Другой из двух балтийских «дизелей» — подводная лодка Б-806 «Дмитров» — еще не вернулась в строй после ремонта.
Первые победы
Военно-политическая ситуация была непростой для России в XVII веке. Шведы заняли Ижорскую землю, что практически отрезало путь к Балтийскому морю. Прорваться было невозможно.
В то же время Швеция систематически расширяла свои владения на море и постепенно превратила его в свое собственное «внутреннее озеро». Именно поэтому после завоевания Азова в 1696 году Петр I решил направить все свои войска в Балтийское море. В 1700 году при поддержке Польши и Дании началась долгая и кровопролитная война, вошедшая в историю как Северная война.
Начало было неудачным для России. Летом Карл XII обстрелял Копенгаген кораблями под голландским и английским флагами. В конечном итоге Дания вышла из конфликта. Война только началась, а самый важный союзник уже был потерян.
Несколько месяцев спустя шведская армия нанесла русским тяжелое поражение в Нарве. С этого момента Санкт-Петербургу пришлось начинать все сначала — восстанавливать и укреплять армию и строить флот.
Царь понимал, что без надежных укреплений на Балтике и собственного флота бессмысленно мечтать о владении морем. Поэтому строительство кораблей на северо-западе началось быстрыми темпами.
В 1702 году молодой русский флот начал теснить шведов к Финскому заливу. Сражения проходили на Чудском и Ладожском озерах. В мае в проливе между Пихтовым и Чудским озерами произошел ожесточенный бой со шведской эскадрой. Несколько русских кораблей были разбиты и потоплены противником. Но моряки не остановились, а взяли на абордаж вражеские корабли. Первое сражение закончилось тем, что русские захватили три шведские яхты и ворвались в Чудское озеро.
Затем были бои на реке Ладоге. В результате внезапного нападения русских шведские корабли, стоявшие там на якоре, были вынуждены отступить и получили тяжелые повреждения. Швеция также потеряла до 300 человек. Затем Россия вернула себе древнюю крепость Орешек у истоков Невы.
В октябре того же года русские войска в течение 10 дней непрерывно обстреливали Нотебург, а затем взяли его штурмом. Однако после тяжелых потерь России удалось взять остров — противник капитулировал. Победа открыла путь к Балтийскому морю.
На волне успеха русская армия захватила крепость Ниеншанц на нижней Неве. Затем подошел ничего не подозревающий шведский флот. Корабли мирно стояли на якоре у берега. Два судна даже вошли в русло реки и удалились от остальной части конвоя. Это были «Астрильд» и «Гедан». 18 мая 1703 года они были захвачены русскими. В память об этой победе каждый год в мае по-прежнему отмечается День Балтийского флота.
Когда Петр I взял под контроль Неву и получил выход к Финскому заливу, настало время закрепиться в регионе. В результате в 1703 году была построена крепость Санкт-Петербург-Пава, которая стала второй столицей России — Санкт-Петербургом.
В Северной войне, которая окончательно завершилась только в 1721 году, Петр Алексеевич преодолел все трудности, с которыми столкнулся. Швеция потерпела поражение, Россия получила новые земли и закрепилась в Прибалтике. Молодой Балтийский флот также укрепил свои позиции.
Развитие Балтийского флота в XVIII–XIX веках
После смерти Петра Великого судостроение в стране пришло в упадок. Например, в 1726 году было построено 54 пушечных корабля, а в 1727-1730 годах — ни одного.
К концу 1731 года флот состоял из 36 линкоров, 12 фрегатов и 2 линкоров. В то же время около 26 % личного состава подразделений все еще находились в боеспособном состоянии. Еще 18% были пригодны для работы в Балтийском море только в спокойную погоду. Корабли с 70-90 орудиями были выведены из строя.
Во время Петра II боевая подготовка флотских экипажей была сведена к минимуму. Император приказал спустить на воду 2 флотилии и 4 фрегата из имеющегося флота. Остальные корабли должны были стоять в портах для защиты казны.
Только в царствование Анны Иоанновны ситуация изменилась к лучшему. Среди первых решений было восстановление Балтийского флота, созданного Петром Великим.
Императрица возродила учения и регулярные морские отпуска. Под ее руководством была создана военная комиссия, которая разработала первую в стране военно-морскую доктрину, ввела новые штаты и реформировала административный аппарат.
Они начали реконструировать порт Архангельска и судостроение в Соломбале, которое к тому времени было закрыто. Тогда появилась возможность строить корабли в больших масштабах из местной лиственницы вместо дефицитного корабельного дуба. В результате Архангельский судостроительный завод стал основной судостроительной базой для Балтийского флота. При Анне Иоанновне здесь было построено 19 линкоров и заложено 24, которые были достроены уже после смерти императрицы.
К началу Семилетней войны флот находился в благоприятном положении. Пруссия в то время не имела собственных военно-морских сил, а Швеция в это время выступала в качестве союзника России. Однако противником была Англия и ее мощный флот. В результате прибалтам пришлось использовать все свои силы, чтобы не допустить выхода англичан в Балтийское море через проливы, а также блокировать побережье Пруссии.
С началом Крымской войны Балтийский флот снова был вынужден отражать британские атаки. На этот раз, между 1853 и 1856 годами, она воевала в союзе с Францией. Русские моряки храбро защищали Гангут, Ревель и Кронштадт и перекрыли дорогу на Санкт-Петербург.
Самым значительным событием для Балтийского флота стала операция, вошедшая в историю как Американская экспедиция. В 1863-1864 годах флот прибыл в Нью-Йорк для поддержки администрации Авраама Линкольна во время Гражданской войны в США.
Первая мировая война
В начале 20-го века Балтийский флот принял участие в Русско-японской войне, где понес большие потери. После знаменитого поражения в Цусимском сражении казалось, что Балтийский флот никогда не вернет себе былой славы.
К осени 1914 года флот плавал умеренно и незаметно. Моряки патрулировали Финский залив, охраняя столицу. Первая мировая война началась для России в Балтийском море и закончилась там же в 1917 г. Однако в эти годы Балтийский флот занимался в основном оборонительными действиями. Основные сражения войны проходили на суше.
Морскими силами командовал тогдашний штаб, расположенный в Полесском болоте. Штаб запретил флоту предпринимать какие-либо действия, хотя у немцев в то время был очень слабый флот. В то же время во время войны в распоряжении России был немецкий шифр, о котором Германия не знала: вначале русские захватили крейсер «Магдебург», с которого и получили его. Таким образом, русская армия заранее знала о планах противника. Если бы командование разумно использовало эту информацию, Балтийский флот вернул бы себе былую славу, разгромив немецкие эскадры.
Вместо этого вето дало союзникам редкий козырь. Опасаясь потери своих кораблей, командиры обрекли флот на бездействие и последующую деморализацию личного состава. Между тем, все британские операции на море были результатом работы русской разведки.
Однако даже скромные задачи, поставленные тогда перед Балтийским флотом, были успешно решены.
Штаб Балтийского флота / Фото: wikimedia.org
Балтийский флот в годы Великой Отечественной войны
Балтийский флот приобрел бессмертную славу во время Великой Отечественной войны. Перед Второй мировой войной, в 1939-1940 годах, во время советско-финской войны, Балтийский флот помогал Ленинградскому фронту в его наступлении на Карельском перешейке. В конечном итоге были захвачены острова Сескар, Лавенсаари и Гогланд. Но настоящей точкой отсчета стала Великая Отечественная война, во время которой солдаты Балтии проявили настоящий героизм, сражаясь с захватчиками на море, в воздухе, защищая города и, конечно, спасая блокадный Ленинград от голода и бомбежек.
С первых дней вторжения нацисты блокировали Балтийское море и затопили его подводными минами, чтобы отрезать пути снабжения страны. Нацисты также направили в эти воды военные корабли, подводные лодки, патрульные катера, канонерские лодки и тральщики.
Балтийский флот был непростым, хотя он был самым подготовленным флотом того времени. Морякам пришлось сражаться в самых сложных условиях. Их главной задачей была защита Ленинграда и собственных баз. Без балтийцев Таллин, Либава, Моонзунд и Ленинград сдались бы сразу.
Осенью 1941 года Ладожская флотилия организовала снабжение осажденного Ленинграда. Это была самая сложная операция, так как на озеро обрушились сильнейшие осенние штормы. До войны озеро считалось непроходимым в это время года. Здесь, однако, нам пришлось идти прямо по открытой воде, так как Шлиссельбургский канал был отрезан.
В 1942-1943 годах снабжение осажденного Ленинграда было одной из важнейших задач стран Балтии. Когда лед растаял, а «Дорога жизни», естественно, исчезла, флот стал единственным шансом на выживание для города-героя.
Ситуация улучшилась только в 1944 году, когда Финляндия вышла из войны и признала свое поражение. Теперь его порты были превращены в базы для советских кораблей. Литва, Эстония и часть Латвии были освобождены.
Краснознаменный Балтийский флот сражался с помощью катеров и подводных лодок, военно-воздушного флота и бригад морской пехоты. Благодаря его усилиям и многочисленным жертвам были освобождены страны Балтии и оккупирована Восточная Пруссия.
Самый большой корабль российского военно-морского флотаЧитать дальше
Причальный фронт
Как сообщили «Известиям» военные источники, график завершения работ на военно-морской базе в Балтийске уже согласован и утвержден. Согласно документу, объекты должны быть введены в эксплуатацию до конца этого года. Однако возможно, что часть работ будет завершена в начале 2022 года.
Согласно источникам, крупные суда, такие как круизные лайнеры и подводные лодки, смогут базироваться на модернизированной военно-морской базе в Балтийском море. Модернизированный военный объект станет одной из самых современных баз в мире, обеспечит присутствие России в Балтийском море и установит надежный контроль над этим районом.
Защита Федерации: «Суперпанцири» защитят Москву и Урал Кто первым вооружится новейшей модификацией ракетно-пушечного комплекса?
По информации пресс-службы Западного военного округа, в начале этого года на 16 из 20 причалов Балтийской военно-морской базы были заменены все причальные и базовые соединения для кораблей и судов, отремонтирован причальный фронт, проложены новые кабельные линии электро- и водоснабжения. Улучшения помогут сохранить ресурс двигателей и механизмов военных кораблей. Они используют их только во время выхода в море, а когда швартуются в порту, то получают полную мощность с берега.
Большинство военных кораблей Балтийского флота базируются не в Кронштадте, а на Балтийской военно-морской базе. Сейчас БФ имеет только одну боевую единицу первого класса — флагманский эсминец проекта 956 Persistence. Но корветы, ракеты и большие десантные корабли, в том числе новейшие, расположены именно здесь. База также используется для испытаний боевых частей, построенных в Санкт-Петербурге и Калининградской области. В течение десятилетий они использовали причальные комплексы, построенные еще в Германии.
Калининградская область — анклав, имеющий как стратегические проблемы, так и преимущества. Он находится чуть более чем в четырехстах километрах от Варшавы. Но его также сложнее защищать. Сергей Орджоникидзе, бывший заместитель министра иностранных дел и бывший заместитель генерального секретаря ООН, заявил в газете «Известия», что размещенные там корабли были ответом на возможные атаки сил НАТО с северо-запада.
— Каждая военно-морская база выполняет две основные функции: защита границ наших стратегических интересов в регионе и обеспечение возможного ответа в случае нападения, — напомнил эксперт. «На [базу] в Балтийском море также заходят наши крупнотоннажные военные корабли. Это стратегический ответ на приближение НАТО к границам России. Укрепляя Калининградскую военно-морскую базу, мы демонстрируем, что готовы решать проблемы, стоящие перед нашей безопасностью.
Аванпост на Балтике
Расположенный в Калининградской области, Балтийск (бывший Пиллау) считается самым западным городом России. Долгое время он оставался закрытым для посещения, но в последнее время туризм активизировался. Июль — особенно популярный месяц. Парад кораблей Балтийского флота по случаю Дня флота привлекает большое количество людей.
Экспресс-зап: «гоночные» зенитные полки проходят испытания Зачем России нужны мобильные подразделения противовоздушной обороны?
Официальный отсчет времени для базы в Балтийске начался 1 марта 1956 года. Он был создан в тот же день по приказу министра обороны СССР. Его военный потенциал неуклонно рос год от года, что сделало его крупнейшей российской военно-морской базой в регионе.
— Германия долгое время использовала базу Пиллау как базу для своих военно-морских сил, — рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков, — В конце Второй мировой войны она была передана Советскому Союзу. Однако проблемой советского ВМФ было хронически низкое финансирование систем жизнеобеспечения, что затрудняло использование кораблей.
Теперь Министерство обороны использует другой подход: сначала вы создаете систему базирования, ремонтируете доки, подводите электричество и сжатый воздух, организуете жизнеобеспечение, а затем вводите новые корабли. Эксперт отметил, что с усилением сил НАТО Россия также укрепляет свои возможности в регионе.
Перед началом работ по реконструкции было проведено техническое обследование причалов, которые эксплуатировались в течение 60 лет без капитального ремонта. Было установлено, что они находятся в плохом состоянии и непригодны для размещения боевых кораблей и военных судов, особенно современных. В 2012 году силами российской компании «Спецстрой» и Главного управления военного строительства № 4 была начата масштабная модернизация.
Уже построены очистные сооружения с трехступенчатой системой очистки сточных вод, которые начнут работать после завершения работ и установки новой системы ливневой канализации.
Читайте также: К девушкам в армии особое отношение: рассказ курсантки о военной службе
Дом для флота
Каждая из построенных набережных представляет собой сложное инженерное сооружение. Они обеспечивают потребности судов в электроэнергии, пресной воде, сточных водах и связи. Реконструкция позволит при необходимости разместить больше крупных судов первого и второго класса и обеспечить их всем необходимым.
Созвездие Быкова: новая серия кораблей-роботов для флота Почему решили доработать дизайн кораблей?
Министерство обороны объявило о завершении первого этапа работ в ноябре 2015 года. В то время, помимо строительства причалов, было проведено более 20 000 квадратных метров дноуглубительных работ. Это позволило расширить базу и возможности маневрирования крупных судов.
Во время реконструкции Балтийска были созданы условия для постоянного размещения новейших заменителей проекта 20380 «Стерегущий». Первые четыре корабля этого типа прибыли на эту военно-морскую базу.
Помимо модернизации Калининградской области, масштабные проекты военно-морской инфраструктуры реализуются и в других регионах. В Каспийске, Дагестан, строится новая база для Каспийских сил Дагестана. Новороссийская военно-морская база строится с нуля, а Севастопольская военно-морская база модернизируется. Главные арктические и тихоокеанские базы также будут реконструированы.