Искусство «старого башмака»

Боевые искусства

Савате — это исконно французский боевой спорт и система самообороны. Название происходит от слова savate («старая, изношенная обувь»). Оно подразумевает, что Савате родился на самом дне общества, среди негров, преступников, бродяг и прочих люмпенов.

Сама традиция этого вида борьбы имеет долгую историю. В древние времена на территории современной Франции жили кельты, загадочный воинственный народ. Поэтому у них было грубое, мужское развлечение — обмен ударами ногами по голеням ног друг друга, ботинками по подошвам. Во время таких поединков удары наносились и открытой ладонью (ребром/нижней частью ладони, пальцами, всем кулаком). Время шло, но эта забава под различными региональными названиями продолжала существовать, а в середине XVII века она была особенно популярна в регионе Прованс, Марселе и других портовых городах на юге Франции. В соревнованиях «марсельская игра» (gé de Marseille) заключалась в прикосновении носком ботинка к телу соперника выше пояса. Для французских моряков такая «физичность» была очень кстати. Путешествия в эпоху мореплавания были долгими, экипажи страдали от недостатка физических упражнений, поэтому им нравились любые активные развлечения. Конечно, очень быстро они стали использовать пинки во время сражений в портовых каютах по всему миру. Однако ударная техника была еще несовершенна: нанося удары по корпусу и голове, бьющий часто падал вместе со своим противником. Техника была адаптирована для обычного человека таким образом: боец упирался обеими руками в палубу и наносил удар ногой на верхнем уровне. Такой сават в его «естественной» форме практиковали гражданские и военные моряки, рыбаки, контрабандисты, солдаты военных частей на юге Франции.
А систематизировать его как боевое искусство начали в конце 17 века. За ним стоял класс профессиональных охранников при дворах многочисленных французских аристократов, которые одновременно выступали в роли учителей фехтования и самообороны. Ведь в боевом фехтовании те же мушкетеры, например, использовали не только шпагу, но и вспомогательное оружие для другой руки (кинжал, кастет) и активно использовали ноги. Со временем работа ног приобрела самостоятельное значение. Мастера савата становились сами учителями фехтования (Фанфан, Сабатье), а самым известным мастером был прославленный некий Батист, бывший танцор, овладевший искусством рукопашного боя при дворе герцога Беррийского. Он также разработал несколько высококлассных ударов, а именно в грудь и голову. Известными мастерами были некий Гаду, Миньон, Тулуз, Рошеро, Шампань, судя по отсутствию имен — люди низкого происхождения и социального статуса.

В савате этого периода удары наносились через носок, ребро или пятку в лодыжку, голень, колено противника, в пах. Тело считалось слишком высокой целью, хотя иногда били и по нему. Также часто встречались подсадные крюки. Руки играли вспомогательную роль; ударными поверхностями были ребра/основание/тыльная сторона кисти, пальцы, ладонь, включая пальцы. Кулак использовался реже, чем открытая рука. Целью ударов руками была в основном голова: глаза, уши, горло, виски, нос, затылок. Удары руками и ногами не отличались особой силой, но их скорость и точность, а также разнообразие стоек и движений, взятых из боевого фехтования, впечатляли. Не взирая на представления о благородстве, дегенераты и криминальные элементы ввели в сават эффективную «подлость» — ручные удары по голове, направленные на нанесение непоправимого ущерба и временное обездвиживание противника (разрыв барабанной перепонки, перерезание горла, выбивание глаза и т.д.). Использовались удары головой и обманные финты. Кастеты, дубинки, ножи и другое оружие также активно использовались в криминальном савате. Несколько опрятный природный сават, похоже, пошел «в народ» с помощью «эскримеров» — мастеров меча, плаща и кинжала, которых за деньги нанимали в качестве охранников и наемных убийц. Немногим удалось подняться до более или менее приличного уровня жизни, большинство же опустилось в ряды мафии, овладевшей опасным искусством уличной драки.

Романтический «шоссон»

В начале 19 века эта забава достигла Парижа, и из простонародной преступности родился «романтический» сават, более мягкий, подчеркивающий вместо грубой силы разнообразие техники, ее эстетическое совершенство, точные удары, «игровые ноги». Шоссон» (chausson — «мягкая обувь», «тапочка») родился в парижском регионе. Он стал популярен гораздо позже савата, название появилось в 1829 году.
Шоссон никогда не практиковался на улицах. Она использовалась в залах, поэтому для танцев, фехтования и других упражнений, где требовалась высокая стопа, требовалась специальная мягкая обувь без каблуков, с войлочной или драповой подошвой. Появление этого стиля было обусловлено социальными факторами. Факт, что в залах (или, скорее, подвалах) савантов того времени основную клиентуру составляли рабочие люди и зажиточные молодые лакеи. Однако эффективные приемы уличной борьбы интересовали не только их, но и респектабельную буржуазию, армейских офицеров, полицейских и людей свободных профессий. В то же время аристократическое общество не хотело смешиваться с «золотой молодежью», а тем более с чернокожими. Занятие чосером позволяло элите быть сильной без долгих и изнурительных тренировок. А чтобы сохранить лицо выгодных клиентов, богачей, наставники парижских шосерий ввели в обиход пухлые кожаные перчатки.

Пик моды на шосерон пришелся на 1830-48 годы, и по сравнению с саватом это была более мягкая версия боевых искусств, с широким использованием ударов и захватов. Но в нем также ценилась не сила, а скорость и точность ударов, техника и ловкость бойца. Удары наносились не только в нижнюю часть тела, но и в корпус, что никогда не использовалось в классическом савате, а характерной особенностью шофара был молниеносный удар ногой в голову.
Попытку систематизировать сават предпринял Мишель Кассо. Он родился на окраине Парижа, вырос в жестоких уличных боях и имел репутацию искусного бойца. В 1824 году он опубликовал руководство, в котором описал различные приемы, используемые им в поединках. Он позвонил в свою систему: «Сават». Это не имеет никакого отношения к спорту. Он состоял из прямых, боковых и круговых ударов по лодыжке, голени, колену и паху, при этом ноги были обуты в толстые сапоги. Требовалось держать руки преимущественно ниже, чтобы захватить ноги противника и блокировать удары в пах. При благоприятных обстоятельствах рекомендовалось наносить удары по голове (нос, уши, горло) открытой рукой. В неблагоприятных обстоятельствах не запрещалось использовать палку, кастет или другое вспомогательное оружие.
Став знаменитым уже через неделю, в 1825 году Кассо открыл первый официальный тренировочный зал на улице Буффо в Париже и привлек толпы людей, поначалу в основном темнокожих, поскольку сават в то время все еще считался уличной дракой. Однако со временем, по мере ужесточения набора в армию и установления учебной дисциплины, стали открываться многочисленные спортивные залы, в которых занимались респектабельные граждане и даже аристократы.
Постепенно во Франции сформировался кодекс дуэлянтов-саватеров. Сражения велись либо очень жестко («до смерти»), либо в более мягком варианте («до первой крови»). Жесткие поединки проводились в грубых башмаках, подбитых гвоздями, и разрешалось практически все: удары руками по горлу, удары ногами в пах и так далее. В более мягком варианте разрешалось наносить удары ногами по голеням и бедрам, а руками можно было работать только по телу. Следовательно, параллельно существовали два вида рукопашного боя: сават — боевое искусство простолюдинов и преступников, отличающееся простой (даже примитивной) техникой и полагающееся на жестокость, и шоссон — дворянский поединок аристократов «пешее фехтование». Поэтому их судьбы сложились по-разному. Шоссон был поглощен французским боксом, его популярность пошла на убыль, и он почти исчез в чистом виде. Но классический сават продолжал жить среди масс, особенно в сельской местности, и сохранился до наших дней как искусство жестокой уличной драки. К этим двум стилям рукопашного боя вскоре присоединился третий — французский бокс.

«Французская нога» плюс «английский кулак»

Одним из учеников Кассо был 16-летний сын пекаря Шарль Лекур. Будучи прирожденным бойцом, он быстро стал мастером фехтования на савате и трости, а также изучил английский бокс. Это искусство кулачного боя в сочетании с боем на палках и шестах практикуется в Великобритании с древних времен. Первоначально существовало три стиля: Вестморленд, Девоншир и Камберленд. Из их смешения возник классический английский бокс, даже появился общепринятый свод правил («Правила Бротона»). Он был эффективен и как спортивное боевое искусство, и как боевая система. Он был известен французам не только благодаря дракам моряков в гавани: английские специалисты преподавали его в любительских боксерских клубах Парижа. Англичане, умеющие сражаться руками, презирали французов за удары ногами, считая это варварством и трусостью. В те времена руки использовались в основном для блокирования и парирования ударов, поэтому преимущество боксеров, раз за разом наносящих мощные удары кулаками по жизненно важным точкам, стало очевидным. Сам Лекур, столкнувшись в конце 1830 года с одним из сильнейших бойцов Англии Оуэном Свифтом, потерпел поражение на ринге в зале Монтескью. Поэтому он решил создать свою собственную систему боевых искусств. Основная идея заключалась в том, чтобы объединить «французскую ногу» с «английским кулаком». Этот синтез должен был устранить некоторые недостатки бокса (в конце концов, умелые ноги — мощное средство рукопашного боя), а введение перчаток и правил боя должно было смягчить жестокость савата. В то же время Лекур увидел, что «благородный» шошон в большей степени отвечает его требованиям, чем «босоногий» сават. Теперь необходимо было хорошо «развести руки». Пройдя курс обучения в школе бокса Смита в Лондоне, он продолжил его в Париже у англичанина Адамса — и через два года создал «французский бокс» (la boxe francaise), систему, сочетающую французские удары, английские боксерские техники, фехтовальные стойки, перемещения и выпады. Он начал преподавать его в 1832 году и опубликовал правила «Кодекса чести боксера» и изложение основных приемов. В отличие от англичан, которые еще долгое время сражались голыми руками, он сразу ввел перчатки. Чтобы защитить свою систему от репутации уличных дебоширов, он сменил местоположение, переехал ближе к центру и перестал брать на работу всех подряд. Его клиентами становились молодые буржуа, адвокаты, врачи, журналисты, художники и даже знаменитости того времени, такие как маркиз де Ноай и писатель Теофиль Готье. Считая, что настоящий мужчина просто обязан уметь фехтовать, Лекур обучал своих учеников фехтованию тростью и другим подручным предметам в дополнение к боксу. В течение 20 лет французский бокс создавался в спортивных залах Парижа, со временем сформировав свои принципы. Систему Лекура также называли «французским сават-боксом» и «европейским кикбоксингом».

«Эпоха Шарлемонов»

Так называется период с 1862 по 1924 год в истории французского бокса. Работа по созданию французского бокса, начатая Лекуром, была завершена Жозефом Шарлемоном. Научившись савате на военной службе, он усовершенствовал его в парижской школе Виньерона. В 1862 году он совершил турне по Европе, бросая вызов знаменитым боксерам, фехтовальщикам на палках и другим соперникам — и выиграл все бои. Свой последний бой он завершил победой в возрасте 57 лет. А 28 октября 1899 года французы организовали публичный матч, чтобы доказать превосходство своей системы над английским боксом. Сын Шарля Шарлемона представлял Францию, а его противником был Джерри Дрисколл, бывший чемпион Великобритании по морскому боксу. Француз победил в 6-м (или 8-м) раунде ударом в живот. Злые языки утверждали, что это был удар в пах, но, судя по тому, что британец не стал оспаривать результат, это было правильно. Так закончился долгий спор о том, кто лучше.

«Фехтование ногами» в XX веке

Две мировые войны унесли жизни многих лучших учителей и чемпионов французского бокса и многих покалечили. Его популярность начала снижаться. Так, в 1937 году им занимались 500 человек (по сравнению со 100 000 в начале века!), а к концу 1940-х годов — не более 100 человек! Французский бокс был на грани исчезновения еще и потому, что он был менее зрелищным, чем английский бокс, и слабее классического савата. Граф Пьер Барузи, выдающийся чемпион и многократный чемпион Франции, посвятивший боксу 83 года из своих 97 лет (свой последний бой он провел в возрасте 70 лет!), спас французский бокс от полного забвения. На собственные средства он арендовал помещения, обучал, а затем платил инструкторам, издавал литературу и организовывал выставочные конкурсы. Его усилия совпали с широко известным французским ответом на растущую популярность боевых искусств (каратэ, тхэквондо, кикбоксинг) в Европе. В ответ на это французы стали активно пропагандировать свое национальное наследие! Таким образом, когда в 1985 году была основана FIS — «Международная федерация французского сават-бокса», Национальная федерация бокса Франции уже насчитывала 25 000 членов. FIS объединяет национальные федерации 60 стран, включая Россию. Регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы среди мужчин и женщин.

Старый добрый классический Savat тоже не умер. В настоящее время во Франции существует большая группа «ортодоксальных» саватеров во главе с Мишелем Ниссо, целью которых является сохранение и развитие этого исконно французского боевого искусства. Эта группа связана с ассоциацией боевых искусств Франкомбат.

Сават как спорт

Сегодня французский бокс/сават — это очень зрелищный вид спорта. В его арсенале — от ударных техник (удары ногами, коленями, руками) до грэпплинга, клинчей, бросков и болевых приемов на голову. Существует 3 вида боя: конвенциональный (технически правильные, точные, быстрые, но не мощные удары); полуконвенциональный (полные удары с защитным снаряжением) и фул панч (удары полной мощности с максимальной скоростью, без защитного снаряжения). Бои проходят на стандартном боксерском ринге размером 8×8 м и состоят из 2, 3, 4 или 5 раундов по 2 минуты чистого времени. Перерыв между раундами составляет 1 минуту. Победа возможна чистым (нокаутом) и по очкам. Существует 14 или 18 весовых категорий, и бойцы саватэ носят 16-фунтовые (454 г) перчатки для защиты зубов, капу и повязку на пах. Цветные полоски на них обозначают уровень мастерства: синие, зеленые, красные, белые, желтые (студент), серебряные (инструктор), золотые (профессор).В некоторых соревнованиях используются шлем, щитки и защита тела. Спортсмен одет в гимнастический купальник/прыгунки/спортивные штаны-джерси. Ношение боксерских туфель с толстой подошвой и твердым носком. Наличие жесткой обуви «удлиняет» шаг на 15-20 см. И вообще дистанция удара в савате намного длиннее, чем в других боевых искусствах. Речь идет не только о снаряжении, но и о тактической установке, закрепленной в правилах в 1832 году: «Удар должен наноситься с такого расстояния, чтобы соперник не мог достать вас рукой». Такие удары эффективны против противника, полагающегося только на работу руками, не только не позволяя ему выйти на среднюю дистанцию: они также обладают сильным поражающим действием. Но это не значит, что хорошая работа рук не важна во французском боксе/савате. Легендарный Жорж Карпантье, чемпион Франции 1907 года, был также чемпионом мира по профессиональному боксу. Современные представители французского бокса/савата также стали чемпионами мира по кикбоксингу различных версий. Так, голландец Эрнесто Хустед, чемпион мира и Европы, стал также чемпионом мира по тайскому боксу и выиграл самый престижный в мире боевых искусств профессиональный турнир К-1 в Японии.

Запрещенные приемы: удары ниже пояса (за исключением ударов ногами), удары по затылку и макушке головы; для женщин — любые удары в область груди. Соперника также нельзя тащить/толкать, держать или пинать, когда он лежит на ринге/пытается встать, пинать руками, упирающимися в пол или канаты, или задерживать в схватке. Как система самообороны, она позволяет вести бой с несколькими противниками, при этом разрешено все, включая использование подручных предметов, таких как палки и трости.
Французский бокс / сават входит в систему подготовки французской армии, а также в учебную программу многих учебных заведений, и практикуется как рекреационный (оздоровительный и развлекательный) вид боевого искусства.

Сават в России

Сават был представлен в России Эрнестом Лусталло, выпускником Высшей спортивной школы Хуанвиля, известным своей защитой четырехстороннего раунда. Приехав в Санкт-Петербург по приглашению «Атлетического общества доктора Краевского», он 16.03.1897 г. продемонстрировал новый для России вид спорта и сразу же начал занятия для желающих. В 1899 году был организован 1-й национальный чемпионат по французскому боксу. После революции сават был запрещен к преподаванию населению и не практиковался в СССР. Доступ к ней имели только спецслужбы.
Сават вернулся 90 лет спустя, когда в СССР прибыла французская делегация, в составе которой были чемпионы мира и Европы (Ришар Силла и другие). Их целью было популяризировать французский бокс и включить его в олимпийскую программу. На выставках в Москве и Ленинграде они демонстрировали необычные приемы спортивного боевого искусства. Вскоре была создана Российская федерация французского бокса, которую теперь возглавлял Е. A. Курчинский. A. Курчинский.
В 1991 году Россия дебютировала на чемпионате мира в Париже: Александр Иевлев из Санкт-Петербурга и Вадим Лапин из Архангельска завоевали серебряные медали, уступив только чемпионам мира и Европы. А с чемпионата Европы 1992 года наши борцы уже привезли 3 золотых, 1 серебряную и 7 бронзовых медалей. Первое «золото» завоевал Владимир Коноплев (Екатеринбург), победивший титулованного француза Валери Буше.

Первый чемпионат России прошел в 1992 году в Екатеринбурге и собрал спортсменов из 7 регионов. С 1995 года эти чемпионаты проводятся в Санкт-Петербурге. Помимо города на Неве, центры развития французского бокса/саватта действуют в Уфе, Екатеринбурге, Краснодаре, Волгограде, Саратове, Мурманске, Республике Саха. Сегодня петербургская школа по праву занимает первое место в России. С 1992 года петербургские боксеры неизменно занимают первые места на французских боксерских турнирах, завоевывают «золото» на чемпионатах Европы и мира.

Читайте также: Мир Боевых Искусств

Оцените статью
Военное дело
Добавить комментарий

Adblock
detector