- Определение военной прокуратуры
- Что входит в систему органов, структура
- Функции, права и обязанности военных прокуроров
- Чем занимается военная прокуратура
- Полномочия военной прокуратуры
- Основания для назначения
- Этапы становления прокурорского надзора в войсках
- Кому подчиняется
- Порядок обращения в военную прокуратуру РФ
- Кто может стать военным прокурором
- Особый статус военных прокуроров
- Кадровый состав и условия прохождения службы в органах военной прокуратуры
- Особенности обращения в военную прокуратуру
Определение военной прокуратуры
Согласно Федеральному закону РФ «О военной прокуратуре Российской Федерации», военная прокуратура является структурным подразделением прокуратуры РФ, осуществляющим надзор за соблюдением законов и Конституции РФ, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина военнослужащими. Функционирование этого государственного органа обеспечивают Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии и Федеральная служба безопасности.
Военные прокуроры — это назначенные офицеры, которые служат по контракту или являются военнослужащими и имеют высшее юридическое образование. Для назначения на должность прокурора гражданин также должен:
- быть гражданином Российской Федерации;
- У него/нее не должно быть судимости;
- Быть совершеннолетним и дееспособным, чтобы предстать перед судом;
- не иметь близких родственников на службе в прокуратуре (только если их служба связана с подчинением или надзором за другим).
- Не быть лишенным судом права занимать государственные должности.
Что входит в систему органов, структура
Военная прокуратура организована в соответствии с традиционной структурной системой на федеральном и региональном уровне. Эти уровни, в свою очередь, делятся на три ступени:
- Военная прокуратура.
- Генеральная прокуратура делится на три уровня: прокуратура подчиненных прокуратур, в которую входят прокуратуры войск, флотов и военных округов. Исходя из структуры, опубликованной на официальном сайте Военной прокуратуры Российской Федерации, окружной уровень подразделяется на следующие подразделения: Балтийский флот, Восточный и Западный военные округа, Московская городская военная прокуратура, Ракетные войска стратегического назначения, Северный флот, Тихоокеанский флот, Центральный и Южный военные округа, Черноморский флот.
- Прокуроры городов и районов, с добавлением прокуроров гарнизонов и объединений. Следует отметить, что по решению Главного военного прокурора в городах и районах могут быть созданы отдельные прокуратуры. Цель этих реформ — регулирование правовых отношений между призывниками в более узкой сфере.
Определенное трехзвенное деление регулируется статьей 46 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — «Федеральный закон о прокуратуре»).
Ведущим военным прокурором в структурной иерархии является заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. Валерий Петров занимает эту должность с 2017 года. В соответствии со своим официальным статусом, эти чиновники достаточно независимы.
Таким образом, В.Г. Петров регулирует деятельность подразделений военной прокуратуры в нашем государстве в рамках российского законодательства. Закон не предусматривает отдельной необходимости координировать деятельность с Генеральным прокурором Российской Федерации. Исключением является организация и реорганизация штата и органов данного правоохранительного органа. Эта компетенция остается за Генеральным прокурором Российской Федерации.
Процедура назначения прокуроров изменилась после недавних весенних поправок к Конституции Российской Федерации. Согласно статье 129(3) Конституции Российской Федерации, военный прокурор назначается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Военные прокуроры в областных частях и округах назначаются по тому же принципу.
Каждое подразделение военной полиции имеет свою внутреннюю структуру, которая не отличается от структуры других правоохранительных органов. Поэтому предлагается следующий состав:
Функции, права и обязанности военных прокуроров
В силу специфики правоохранительного органа, ограниченной тематики и малого количества правонарушений, сфера деятельности военного прокурора несколько ограничена. Офицер работает в строго регламентированной сфере — «вооруженные, оборонные и силовые структуры нашего государства».
Основной задачей прокуратуры является обеспечение соблюдения правовых норм в сфере регулируемых правоотношений и представление интересов прокуратуры на правовых стадиях гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Часть 2 статьи 47 Федерального закона «О федеральной прокуратуре Российской Федерации» предусматривает дополнительные полномочия, непосредственно возложенные на военного прокурора. К ним относятся следующие положения:
- Участие в заседаниях военных советов, совещаниях;
- Организация проверок неминистерскими органами;
- Проверка законности содержания военнослужащих, карцеров и заключенных дисциплинарных частей под стражей. Если будет установлено, что права этих лиц были нарушены, прокурор имеет право потребовать, чтобы они находились под охраной и были надлежащим образом задержаны.
Следует также отметить, что прокурор имеет право беспрепятственно входить в помещение воинской части и требовать предъявления необходимых документов, невзирая на правила. Для этого они должны предъявить свое официальное удостоверение личности.
Общие полномочия включают:
- Прием и обработка заявлений, жалоб и предложений от военнослужащих;
- Расследование информации, содержащейся в отчете о преступлении или правонарушении;
- При обнаружении нарушения принять все необходимые меры для его устранения;
- Прокурор вправе давать письменные или устные указания старшему должностному лицу следственного органа, ведущему предварительное расследование.
- может запросить дополнительную информацию при рассмотрении полученных заявлений.
- Требовать отстранения сотрудника от работы в случае нарушения дисциплины;
- подавать гражданский иск или административную жалобу
- Апелляция или оспаривание приговора, решения или постановления суда.
Полномочия прокурора — это не просто сочетание прав и обязанностей, а комплекс прав и обязанностей. Каждое право — это обязанность, и, наоборот, каждая обязанность — это право. Правовой статус прокуроров (как и других государственных органов) не предполагает разграничения прав и обязанностей, как это имеет место в отношении граждан. Обязанность прокуроров объединяет их в понятии «государственная власть».
Чем занимается военная прокуратура
Деятельность военного прокурора определена в России Приказом Генпрокуратуры от 7 мая 2008 года «О разграничении компетенции прокуроров региональных, военных и иных специальных прокуратур». В функции военной прокуратуры входят:
- осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в отношении призывников, членов их семей, лиц, призванных на военные сборы, и лиц, поступивших на военную службу, в органах военной прокуратуры;
- осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод граждан и человека в государственных органах.
- Контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства в органах, учреждениях и воинских частях.
- Осуществлять надзор за поведением командиров и других должностных лиц воинских частей и исполнением законодательства в части содержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, и осужденных в дисциплинарных изоляторах.
- Надзор за сотрудниками ФСБ, действующими на границах Российской Федерации, и законность административных процедур в отношении лиц, нарушающих пограничные правила Российской Федерации;
- уголовное преследование;
- контроль за исполнением законодательства Российской Федерации при производстве следствия и дознания, а также при проведении расследований с участием военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы, и личного состава вооруженных сил Российской Федерации;
- мониторинг деятельности правоохранительных органов вооруженных сил Российской Федерации, участвующих в борьбе с преступностью.
- участие в гражданском и арбитражном процессе (в случаях грубого нарушения дисциплины военнослужащими).
Таким образом, деятельность Управления военного канцлера должна выполнять следующие задачи
- Укрепление боеготовности вооруженных сил страны.
- Охрана военных учреждений, предприятий и военных учебных заведений.
- Защита прав и интересов призывников и членов их семей, а также граждан, призванных на обучение.
Полномочия военной прокуратуры
Полномочия Военной канцелярии в России определены в статье 47 Федерального закона «О Военной канцелярии Российской Федерации». К ним относятся:
- Проведение ведомственных проверок и ревизий воинских частей и учреждений;
- Участие в заседаниях советов директоров органов военного управления, штабных совещаниях и заседаниях военных советов.
- Проверка законности содержания осужденных граждан, содержащихся в дисциплинарных частях и дисциплинарных камерах.
- Освобождение осужденных, содержащихся в карцерах или дисциплинарных подразделениях, в случае выявления противоправных действий должностных лиц.
- Беспрепятственное передвижение в пределах воинских частей и учреждений, независимо от их администрации (только при наличии официального удостоверения).
- Запрос на доступ ко всем материалам и документам, хранящимся в учреждениях, находящихся в ведении военной прокуратуры.
Основания для назначения
Назначение лица на должность военного адвоката производится на основании приказа старшего офицера. Соответственно, Главный прокурор РФ назначает заместителей военных прокуроров, начальников управлений и отделов. Другие прокуроры назначаются Главным военным прокурором.
Следует отметить, что возрастной ценз для должности военного прокурора составляет 65 лет.
Этапы становления прокурорского надзора в войсках
Многие важные изменения в системе административных структур связаны с двумя российскими императорами, Петром Великим и Александром II. Именно им обязаны своим рождением прокуратура в целом и военная прокуратура в частности.
Первый прокурор, задачей которого было исполнение указов царя и Сената, появился в 1722 году, когда была учреждена должность генерал-прокурора. Задачи тогдашнего генерального прокурора были определены нечетко, не было конкретных сфер деятельности, а методы его работы ограничивались выявлением и расследованием правонарушений высокопоставленных чиновников и купцов. Поскольку большинство высших государственных чиновников (губернаторы, наместники, воеводы) имели не только гражданское, но и военное звание, можно предположить, что прокуратура петровского и послепетровского периода частично выполняла функции военного прокурора.
После реформы военного законодательства, проведенной императором Александром II в 1867 году, формы прокуратуры стали более современными. Именно тогда появился первый военный прокурор. Его мандат заключался в обеспечении «защиты закона» во всех воинских частях и на флоте.
Под руководством первого начальника военной полиции были разработаны принципы:
- Независимость и автономия от военного командования;
- Независимость от военных и независимость от военного командования;
- Независимость от судов, независимость от судебной власти, независимость от судов;
- подотчетность военного прокурора только Сенату.
Военная прокуратура была полностью уничтожена в феврале 1917 года, когда последний российский император, Николай II, отрекся от престола. Это ознаменовало переход к республиканской форме правления. Временное правительство издало указ об упразднении прокуратуры в целом и военной прокуратуры как структурного подразделения.
Девять месяцев спустя большевики, радикальное крыло партии РСДРП, СНК, окончательно упразднили прокуратуру как реакционный орган декретом № 1 «О суде».
Ленин осознал допущенную им ошибку лишь в 1922 г. В письме в ЦК председатель КПК, фактически ушедший на пенсию по болезни, сформулировал основные направления развития социалистической законности и функционирования прокуратуры при диктатуре рабочих и крестьян. Однако его теоретические разработки не были полностью реализованы. Прокуратура была восстановлена в качестве отдела при Народном комиссариате Министерства юстиции и стала самостоятельным органом только в 1936 году. В это время была создана советская военная прокуратура, которая сохранила свои функции и структуру до сегодняшнего дня, хотя ее название было изменено после распада Советского Союза.
Кому подчиняется
Данное управление военной прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура Российской Федерации. Он отвечает за создание, упразднение и реорганизацию всех военных прокуратур. Его заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, отвечает за организационные и кадровые вопросы. Совет Федерации назначает военного прокурора на эту должность по представлению Президента Российской Федерации сроком на пять лет. Все остальные прокуроры и следователи военной прокуратуры назначаются и увольняются военным прокурором.
Прокуроры военных округов, воинских частей и флотов подчиняются нижестоящим прокуратурам.
Порядок обращения в военную прокуратуру РФ
Существует несколько способов связаться с военной прокуратурой:
Военнослужащие могут подать апелляцию в Управление военного канцлера следующим образом:
- Подать апелляцию.
- Если вы хотите подать апелляцию в электронном виде, необходимо приложить скан всех документов.
- Если вам необходимо отправить копию жалобы, пожалуйста, отправьте ее одним из перечисленных ниже способов.
- Дождитесь результатов.
Кто может стать военным прокурором
Прежде всего, следует отметить, что и мужчины, и женщины могут служить военными прокурорами и выполнять обязанности по защите прав человека, однако женщины в этой роли встречаются редко. Это связано с тем, что характер работы требует постоянных и частых поездок, что не всегда возможно для них. В отношении профиля военных прокуроров следует принимать во внимание следующие критерии:
- Абитуриенты должны иметь диплом юриста (обязательно в военной академии).
- Человек с предыдущим опытом работы в качестве помощника военного прокурора, но который также может выступать в качестве исследователя.
Кроме того, кандидаты на должность военного прокурора должны быть готовы к частым командировкам, поскольку их обязанности будут зависеть от условий, сложившихся в вооруженных силах страны.
Следует также учитывать, что им приходится выполнять свои непосредственные обязанности в экстремальных обстоятельствах. Например, в районах с суровыми климатическими условиями или в «горячих зонах».
Каковы полномочия патрулей военной полиции и что запрещено?
Однако на военную полицию также распространяется ряд ограничений, а именно:
- Не быть связанным с какой-либо политической партией;
- Не быть связанным с какой-либо политической партией или политическим объединением;
- Не быть избранным в государственный или муниципальный орган.
При этом они имеют право совмещать свои должности, то есть могут одновременно заниматься творческой, образовательной или научной деятельностью.
Наконец, следует отметить, что Генеральная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, принятых для военной администрации воинских частей, учреждений и организаций. В обязанности и права прокуратуры военной полиции также входит проверка военно-ориентированных учебных заведений. В случае юридического представительства это право основано на соблюдении юрисдикции.
Особый статус военных прокуроров
В связи со спецификой работы данной категории военнослужащих для них введены усиленные меры защиты, направленные на предотвращение вмешательства в их профессиональную деятельность, на предотвращение осуществления ими своих полномочий, а также на защиту их жизни и здоровья.
Военные адвокаты имеют особый порядок привлечения к административной и уголовной ответственности в соответствии со статьей 42 Закона о прокуратуре.
Военные прокуроры не имеют права арестовывать, задерживать, обыскивать или досматривать автомобиль, в котором едет прокурор, если он не был пойман при совершении преступления. На время расследования прокуроры отстраняются от занимаемых должностей, но остаются на службе в прокуратуре до вступления в силу решения суда. Исключением является увольнение прокурора за злоупотребление доверием (статья 41(9) Федерального закона № 2202-I).
В целях защиты своей жизни и здоровья прокурорские работники имеют право на постоянное ношение личного служебного оружия, а также средств индивидуальной защиты и мер безопасности, предоставляемых командованием воинских частей.
Кадровый состав и условия прохождения службы в органах военной прокуратуры
В органах военной прокуратуры могут служить лица, годные по возрасту к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту и обоего пола по состоянию здоровья:
- Мужчины в возрасте 18-40 лет;
- Женщины в возрасте от 20 до 40 лет.
Это ограничение распространяется только на лиц, впервые заключающих договор.
Кадровый состав военных прокуроров состоит из выпускников военной прокуратуры Военной академии Министерства обороны Российской Федерации или выпускников гражданско-правовых вузов, прошедших службу по контракту и получивших дополнительную профессиональную подготовку по специальности «военный прокурор».
Срок для прокуроров и работников прокуратуры с 2018 года соответствует сроку выхода на пенсию для гражданских лиц.
Всем прокурорам будет присвоено воинское звание прокурора. В отличие от прокуроров, военные прокуроры являются не государственными служащими, а военнослужащими. На них распространяются все ограничения и льготы военнослужащих.
Читайте также: Как проходят военные сборы в 10 классе и обязательно ли ехать
Особенности обращения в военную прокуратуру
Жалоба в военную прокуратуру может быть подана по следующим основаниям
- Призывник совершил уголовное преступление, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации;
- Прямое совершение действия, нарушающего Устав вооруженных сил или внутренний распорядок.
- Преступление было совершено на территории воинской части.
Как правило, апелляция подается после раскрытия преступления. Апелляционные формы предоставляют альтернативный вариант действий:
- Личное устное заявление, принятое и зарегистрированное уполномоченным сотрудником Главной военной прокуратуры;
- Подача письменного заявления по электронной почте;
- Подача уголовного заявления по почте;
- Размещение заявления на официальном сайте Военной канцелярии под заголовком «прием петиций».
Стоит отметить, что статья 16 Федерального закона «О порядке работы с обращениями граждан Российской Федерации» предусматривает ответственность за злоупотребление правом граждан на подачу замечаний в государственные и правоохранительные органы. В результате установления данного факта лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности, в зависимости от степени негативных последствий.