Подводные лодки России: классы и характеристики современных атомных лодок ВМФ

Срочная служба

История подводных войск России

В мировой истории Россия всегда выделялась как военная держава. В течение многих десятилетий она наращивала свою боевую мощь как на суше, так и на море.

Отношение: В 1903 году в России появилась первая подводная лодка.

Россия продолжает расширять свой военно-морской флот, добавляя новые подводные лодки для увеличения возможностей армии.

Первые проекты

История российского флота берет свое начало в далеком 18 веке. Именно тогда русский инженер, самостоятельно освоивший эту непростую профессию, сделал чертеж корабля, способного плавать под водой. По внешнему виду он напоминал бочку. Для этого потребовались листы меди и доски.

Идея строительства такой лодки осталась нереализованной. Только спустя столетие подводная лодка была спущена на воду в военных целях. Он был оснащен ракетой и миной.

К концу предпоследнего века велись работы по созданию подводных лодок, которые значительно превосходили первоначальные версии. В их число входила подводная лодка «Дельфин». Она затонула в воде в 1903 году.

Во время Первой мировой войны военно-морской флот страны активно использовал подводные лодки в сражениях с противником. В то время в стране было всего 75 подводных лодок. Во время Второй мировой войны флот насчитывал 212 таких подводных лодок.

Многоцелевые убийцы

Согласно открытым источникам, подводные лодки Yasen имеют надводное водоизмещение 8 600 тонн и подводное водоизмещение 13 800 тонн. Они могут погружаться на глубину до 600 метров и развивают скорость под водой около 31 узла (около 57 километров в час). Автономность навигации составляет 100 дней. Экипаж состоит из 64 человек.

Согласно СПМБМ «Малахит», корабли проекта 885 имеют корпус, уникальный для российских подводных лодок. Дело в том, что российские атомные подводные лодки традиционно имеют двухкорпусную конструкцию: они разделены на внутренний прочный корпус и внешний легкий корпус. Между ними находится часть оборудования. Преимуществом этой конструкции является высокая живучесть. Недостатком является размер, меньшая маневренность и, самое главное, они издают больше звука. Удар с глубины: у кого больше подводных лодок?

Большинство американских лодок — однокорпусные. Они менее живучи, поскольку имеют меньшее водоизмещение, но у них есть определенное преимущество — они громче. Бесшумность — самая важная характеристика для современных атомных лодок. Как правило, тот, кто первым обнаружит противника, побеждает в подводном бою.

Конструкторы Yasen выбрали компромиссную конструкцию, которая сочетает в себе преимущества как двухкорпусных, так и однокорпусных лодок. Легкий корпус закрывает только часть прочного корпуса в носовой части лодки. Это позволяет сочетать высокую живучесть отечественных подводных лодок с низкой шумностью американских атомоходов.

По словам Малахит, впервые в отечественном подводном кораблестроении торпедные аппараты на проекте 885 были размещены не в носовой части, а за центральным колонным отсеком. Это позволило освободить место в носовой части для установки сферической антенны большого диаметра для гидроакустического комплекса (ГАК) «Иртыш-Амфора». Мощный гидролокатор позволит «Ясеню» обнаруживать противника под водой на большем расстоянии.

Корабль этой конструкции оснащен шестью 650-мм и 533-мм торпедными установками, с помощью которых экипаж может запускать все типы современных торпед и мин, и даже управлять беспилотными подводными аппаратами.

Также в центральной части корпуса, впервые для российских многоцелевых подводных лодок, установлены вертикальные пусковые установки ракет «Оникс» и «Калибр», которые хорошо зарекомендовали себя в Сирии. В будущем планируется вооружить лодки этого типа перспективными гиперзвуковыми ракетами «Циркон».

На судах Yasen было внедрено множество инноваций. Главная электростанция нового поколения основана на одном ядерном реакторе с водой с замедлителем. Малошумная конструкция композитного пропеллера. Резервная силовая установка. Лодки оснащены всплывающей спасательной камерой, предназначенной для спасения всего экипажа с такой же глубины, как и при спуске.

Ядерный призрак

Фото © ТАСС / Пресс-служба Министерства обороны РФ

Атомная подводная лодка «Белгород» (за ней последует однотипная подводная лодка «Хабаровск») должна стать первой подводной лодкой пятого поколения. Одна из подводных лодок будет служить на Северном флоте, а другая — на Тихоокеанском флоте. По замыслу разработчиков, эти субмарины будут оснащены новым, так называемым смешанным типом вооружения — ядерными боезарядами «Посейдон» и целой линейкой роботизированных комплексов для работы на больших глубинах. В 2018 году несколько американских изданий даже предположили, что основной задачей этих субмарин будет сборка американской системы слежения за подводными лодками — своего рода аналог американской системы SOSUS.

Но главная задача «Белгорода» и «Хабаровска», по словам российского военно-морского источника, пока остается неизменной. — Эти подводные лодки могут быть использованы для проведения специальных операций в интересах Российской Федерации, сказал источник, не уточнив ни тип операции, ни предполагаемый район ее проведения. О «ядерном цунами» у побережья США, которое теоретически может вызвать взрыв нескольких боезарядов «Посейдона», писалось уже много раз, но «домашние» задачи «субмарины судного дня» могут оказаться гораздо проще. Скорее всего, «Белгород» строился как универсальный охотник за потенциальными авианосными группами противника.

Какие еще пополнения будут у ВМФ России?

Программа на ближайшие два года предусматривает передачу российскому ВМФ многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885М «Ясень-М» и ракетных атомных подводных лодок проекта 955А «Борей-А».

Проект «Борей»

О проекте

Разработка проекта началась еще в 1980-х гг. Новые атомоходы заменят советские корабли третьего поколения. К последним относятся:

  • 667BDR Kalmar. Вариант с жидкостной межконтинентальной ракетой;
  • 667BDRM «Дельфин». Отличается вооружением пусковой установки баллистической ракеты;
  • 941 «Акула». Тяжелые стратегические крейсера.

Известно, что судостроительная корпорация «Севмаш» в настоящее время имеет три модели:

  1. Головной корабль под названием «Юрий Долгорукий» — входит в состав Северного флота.
  2. «Александр Невский» — входит в состав Тихоокеанского флота.
  3. «Владимир Мономах».

Строительство «Борего» будет завершено в 2023 году. В будущем предполагается разработка новых подводных лодок. Было решено, что последний будет иметь крылатые ракеты, способные поражать цели на большой дальности.

Проект «Ясень»

О проекте

Также было завершено строительство и ввод в состав флота судна проекта 885 «Ясен Северодвинск». Подводная лодка «Казань» и пять других новых российских подводных лодок проекта 2020, которые еще находятся в стадии строительства, в настоящее время проходят испытания.

Заряд против авианосца

51386209974.855156-900x.jpeg

Эксперты разделяют уничтожение авианосца «Посейдон» на три этапа. Первым был выход подводной лодки в зону боевой службы. Как только «Белгород» (или «Хабаровск») входит в океан, подводная лодка может «затаиться» и перейти в режим радиомолчания. При обнаружении авианосца «Посейдон» выходит из оружейного отсека через специальную «мокрую» пусковую шахту. На флоте (как за границей, так и дома) он получил прозвище «глушитель» за свою бесшумность.

Когда глубоководный аппарат с ядерным зарядом покидает авианосец, подводная лодка делает энергичный разворот и удаляется. «Посейдон» не атакует цель сразу после отделения. Сначала он «ныряет» на глубину полтора километра и некоторое время находится в режиме ожидания. Эта схема атаки особенная — глубина действия современных торпед составляет 350-400 метров. Дальше уникальное оружие не работает. Как только активируется противоторпедное вооружение корабля, «Посейдон», благодаря своему ядерному реактору и особому прочному корпусу, разгоняется до скорости 200 километров в час с глубины и врезается в цель почти под прямым углом.

Точных данных о боевой эффективности «Посейдона» нет, но зарубежные эксперты давно оценили вероятный исход такой встречи. Считается, что за один налет «Белгород» мог уничтожить до двух авианосных групп противника. Еще в 2019 году американское издание Foxtrot Alpha подсчитало, что двухмегатонная боеголовка «Посейдона» может полностью вывести из строя авианосец и гарантированно уничтожить корабли сопровождения, а также спровоцировать «смерть миллионов людей» при взрыве вблизи береговой линии США.

Неатомная альтернатива

Чакра раскрыта: ВМС Индии получат еще одну российскую атомную подводную лодку Москва и Дели подписали соглашение об аренде еще одной подводной лодки проекта 971

Начиная с третьего поколения ПЛАРБ, большинство подводных лодок используют дизельные двигатели не для вращения гребных валов, а для выработки электроэнергии, которая питает электродвигатели, приводящие лодку в движение. Это позволило значительно снизить уровень шума на дизельных подводных лодках, даже при работе под водой в дизельном режиме. Возможности подводных лодок резко возросли — настолько, что некоторые эксперты считают, что правильнее называть подводные лодки этого периода «неатомными подводными лодками» (НЯПЛ). Остается еще одна проблема — увеличение дальности плавания подводных лодок, которая сильно ограничена зарядом аккумуляторов.

Решение этой проблемы видится в оснащении подводных лодок той или иной воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ), будь то дизельный двигатель замкнутого цикла, электрохимическая генераторная энергетическая установка, двигатель Стирлинга и т.д.

Собственные варианты СВУ, используемые на серийных лодках, были разработаны всеми основными производителями и экспортерами дизельных подводных лодок: Германия, Франция, Швеция, Япония и, наконец, Китай. В России соответствующие работы были серьезно отложены из-за распада СССР, и серийный вариант СНЭП так и не появился.

Ни Б-585 «Санкт-Петербург», головная подводная лодка нового проекта 677 «Лада», спущенная на воду в 1997 году, ни Б-586 «Кронштадт» (на фото) и Б-587 «Великие Луки» (бывший «Севастополь»), спущенные на воду в 2005 и 2006 годах соответственно, не имели версии этой подводной лодки, а ее испытания показали, что она страдала рядом технических недостатков

Аквариум для «Щуки»: бесшумные субмарины заказали цифровой полигон Экипажи подводных лодок проекта 971М получат тренировочный комплекс за 100 млн рублей

Согласно открытым источникам, испытания российской экспериментальной ВНЭУ проводились, в частности, на опытовой подводной лодке Б-90 «Саров» проекта 2120. Считается, что по заказу ВМФ России разработана ВНЭУ с электрохимическим генератором, позволяющая НАПЛ продлить пребывание под водой до 60-90 суток, однако никаких подробностей об этой установке официально пока не сообщалось.

Кроме того, согласно открытым источникам, «Саров» использовался для испытаний малогабаритного ядерного реактора, который должен был использоваться в качестве вспомогательной силовой установки для продления пребывания субмарины под водой.

Так или иначе, ни Б-585 «Санкт-Петербург», головная подводная лодка нового проекта 677 «Лада», представленная в 1997 году, ни Б-586 «Кронштадт» или Б-587 «Великие Луки» (бывший Севастополь), представленные в 2005 и 2006 годах соответственно, не имели ВНЭП, но проект имел много технических недостатков, как показали испытания головной подводной лодки. В 2009 году строительство второй и третьей подводных лодок проекта 877 было заморожено по решению министра обороны Сердюкова. Головная Б-585 была принята в опытную эксплуатацию в 2009 году, а подводные лодки проекта 636, «экспортное» развитие проекта 877, были заказаны в качестве серийных подводных лодок для ВМФ России. Шесть катеров уже построены для Черноморского флота, и еще шесть заказаны для Тихоокеанского. Они относительно недороги и строятся быстрыми темпами, но назвать их самыми современными нельзя.

«Хаски» строит глазки

В целом, именно проект 885 необходим для понимания того, как будет выглядеть российская подводная лодка будущего. В «идеологическом» смысле он, вероятно, станет преемником «Ясеня». Подводная лодка Chaska, вероятно, будет внешне напоминать ее.

Одно из первых конкретных упоминаний о новой подводной лодке относится к 2013 году. В то время главнокомандующий ВМФ России Виктор Чирков (ныне бывший главком) заявил, что серийное производство подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

Во-первых, специалисты окончательно определят форму будущей подводной лодки. В марте 2016 года Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) заявила, что уже интенсивно работает над этим вопросом. «Форма новой атомной подводной лодки в настоящее время находится в стадии разработки, и ВМС разрабатывают спецификации для первоначального проекта корабля», — сказал представитель ВМС. — сказал источник, представляющий Объединенную судостроительную корпорацию. Корпорация также намекнула, что новая подводная лодка будет меньше по размерам, чем нынешние подводные лодки (включая «Ясень»). Скорее всего, это будет достигнуто за счет еще большей автоматизации и сокращения численности экипажа. Ожидается, что проектные и концептуальные работы будут завершены в течение двух лет. Судостроители не планируют вариант с полностью титановым корпусом, но элементы из титана будут присутствовать.

Известный американский военный эксперт Дэйв Маджумдар недавно представил свои предположения относительно «Хаски». Он предполагает, что новая российская атомная подводная лодка будет оснащена реактором с жидкометаллическим охлаждением. Такие реакторы из свинцово-висмутового сплава были установлены на советских подводных лодках проекта «Лира» и являлись примерами передовых разработок. «Лира» превосходила все другие атомные подводные лодки по скорости и маневренности, но требовала специального обслуживания». Маджумдар отмечает, что ядерные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем намного эффективнее и компактнее, чем реакторы типа «вода-вода». Установка такого реактора позволит сделать судно компактным, но потребует специальных портовых систем.

В настоящее время новая подводная лодка находится на стадии проектирования в конструкторском бюро «Малахит». Хотелось бы отметить, что именно в этом конструкторском бюро была разработана лира. Что касается вооружения «Хаски», то уже известно, что оно будет включать гиперзвуковую ракету «Циркон», находящуюся в стадии разработки. Его скорость будет в 5-6 раз быстрее звука. Это очень важно, поскольку в этом случае перехватить запущенную ракету будет очень сложно.

Как известно, авианосцы действуют в составе АУГ (авианосной ударной группы), которая имеет отличную систему ПВО. Однако наличие на «Хаски» ракет «Циркон» может сильно осложнить жизнь ВМС США. Как минимум, придется пересмотреть тактику защиты АУГ. Дальность полета ракеты составляет 400 км. Это не мало, хотя и несколько меньше, чем у старой противокорабельной ракеты П-700 «Гранит». Последний, в частности, используется на подводных лодках проекта 949А «Антей», основной задачей которых является борьба с авианосцами.

Не только «Хаски» получит новую гиперзвуковую ракету. Ранее им планировалось оснастить атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который иногда называют «убийцей авианосцев». Эта же ракета пополнит арсенал своего близнеца — корабля «Адмирал Нахимов», который в настоящее время проходит модернизацию.

Кстати, 17 марта этого года стало известно об успешном испытании ракеты «Циркон» на российском полигоне. Так что шансы на то, что Хаски получит достойное оружие, довольно высоки. Pyrkon, к сожалению, не был показан простым смертным, но ранее предполагалось, что ракета может иметь много общего с российско-индийской ракетой BrahMos-II. Как сообщается, помимо гиперзвуковых ракет, новый корабль получит новые мины и торпеды, а также оборудование для эффективного отслеживания атомных подводных лодок противника.

Главная тайна «Белгорода»

Подводная лодка проекта 941

Размеры корабля произвели впечатление на иностранных специалистов. Белгород» был на 11 метров длиннее самой большой в мире подводной лодки, ракетного крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула», а также шире и длиннее главной пусковой установки ядерного оружия ВМФ проекта 955 «Борей». По данным американского издания Covert Shores, главной особенностью лодки является ее «гибридная силовая установка». Официальных данных об этом нет, но эксперты предполагают, что специальная малошумная турбина (между реактором и гребными винтами) позволяет К-329 быть практически невидимой для гидролокационных систем при движении на предельных глубинах погружения.

Кроме того, американские аналитики обнаружили на спутниковых снимках «Белгорода» пропеллеры особой формы. От классических они отличаются углом наклона лопастей, благодаря чему подводная лодка поднимается и опускается быстрее, чем другие субмарины, и совсем не производит слышимых вибраций.

Однако главной загадкой К-329 до сих пор считается его вооружение. Помимо шести подводных лодок «Посейдон» (каждая с двухмегатонной ядерной боевой нагрузкой), «Белгород» может быть оснащен глубоководной подводной лодкой АС-12 «Лошарик» — не менее секретной атомной подводной лодкой для выполнения «специальных задач» на больших глубинах. На борту «Белгорода» находится экипаж из 120 человек. На борту нет «посторонних». — везде есть только проверенные и опытные офицеры. По некоторым данным, подводная лодка К-329 будет иметь три экипажа — основной, резервный и запасной. Все три экипажа были набраны по всему флоту в строжайшей тайне, чтобы избежать любых разговоров о состоянии субмарины.

Задачи АПЛ «Белгород»

Атомная подводная лодка «Белгород» — первая подводная лодка пятого поколения. По некоторым данным, один корабль будет служить на Северном флоте, а другой — на Тихоокеанском. К-329 оснащен смешанным типом вооружения — ядерными ракетами «Посейдон» и линейкой роботов для работы на серьезных глубинах.

В 2018 году ряд американских изданий предположил, что основной миссией «Белгорода» была сборка американской системы слежения за подводными лодками (аналог SOSUS). Однако российские военные чиновники отмечают, что подводная лодка может быть использована для проведения специальных операций в интересах Российской Федерации. Существует мнение, что К-329 создавался как универсальный охотник за авианосными группами вероятного противника.

Характеристики и особенности «Белгорода»

Иностранные эксперты были впечатлены размерами К-329, ее длина в 184 м на 11 м превышает длину самой большой подводной лодки в мире — ракетного крейсера проекта 941 «Акула». Ширина корпуса составляет 18,2 метра, что превышает ширину корпуса главного носителя ядерного оружия ВМС — подводной лодки проекта 955 «Борей».

Эксперты американского издания Covert Shores считают, что главной особенностью «Белгорода» является его «гибридная силовая установка», однако официальных данных, подтверждающих ее установку на К-329, нет. Эксперты считают, что специальная малошумная турбина делает субмарину практически невидимой для гидролокационных систем при движении на предельных глубинах погружения.

Американские аналитики также отметили на спутниковых снимках, что «Белгород» имеет гребные винты особой формы. Их отличие от классических заключается в угле наклона лопастей, что позволяет K-329 набирать обороты и останавливаться гораздо быстрее, чем другие подлодки, практически без звуковых колебаний.

«Белгород» предусматривает экипаж из 120 человек. В его состав входят проверенные и опытные офицеры. По некоторым данным, на подлодке будет всего три экипажа: основной, резервный и запасной. Все члены экипажа были набраны в строгой секретности, чтобы детали состояния подводной лодки оставались в тайне.

Виды подводных лодок

Атомная подводная лодка проекта 941 «Акула» способна погружаться на глубину до полукилометра и нести вахту в течение шести месяцев

Подводные лодки принято делить на отдельные типы, различающиеся по вооружению и конструкции. Каждый из них предназначен для выполнения определенной задачи.

Основу ВМФ Российской Федерации составляют четыре типа подводных лодок:

  1. Атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами.
  2. Многоцелевые атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.
  3. Атакующие подводные лодки с дизель-электрической силовой установкой.
  4. Атомные подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами.

Россия известна строительством подводных лодок всех основных классов.

Атомные ПЛ

Атомные подводные лодки обычно оснащены торпедами и крылатыми ракетами.

Основной задачей подводных лодок (атомных) является уничтожение подводных, береговых и надводных объектов, представляющих угрозу.

Самой мощной подводной лодкой этого типа считается «Щука-Б». Это проект 971.

Всего у России 11 атомных подводных лодок. Они развернуты в составе Тихоокеанского флота и Северного флота. Пять из них вынуждены отправить обратно на ремонт.

Эксперты считают историю атомной подводной лодки К-152 «Нерпа» одной из самых интересных. В России он был запланирован в 1991 году, но возникли некоторые трудности с его реализацией. В 2004 году было подписано соглашение о достройке подводной лодки и передаче ее ВМС Индии. Однако этот план был реализован только в 2012 году.

Вкратце стоит перейти к обсуждению наиболее заметных подводных лодок, которые по типу характеризуются как атомные:

  • Проект 949A «Антей». Планировалось построить 18 таких подводных лодок. Однако только 11 из них удалось доставить из-за ряда финансовых трудностей. В настоящее время три из них не работают. Еще один был разрушен летом 2000 года.
  • Проект 945 «Барракуда». Было построено только четыре таких корабля. Этот проект также дал жизнь кораблям B-239 «Карп» и B-534 «Нижний Новгород». Некоторые из них сейчас находятся на ремонте.
  • Проект 671РТМК «Щука». В составе ВМС имеется 4 таких подводных лодки. В ближайшее время все они завершат свою работу и уйдут на заслуженную пенсию.

В 2014 году флаг был поднят на другой подводной лодке этого типа. Мы имеем в виду К-560 Северодвинск. Проект 885 Ясень также принял участие в мероприятии. Еще восемь таких подводных лодок, оснащенных ракетами, планируется построить к 2020 году.

Дизельные ПЛ (ДЭПЛ, НАПЛ)

«Варшавянка»: водоизмещение около 2 400 тонн, экипаж 52 человека

Среди современных подводных лодок России — дизельные подводные лодки. Их разработка началась еще в 1980-х годах, с производства палтуса Project 877.

За последние несколько лет было построено несколько вариаций палтуса, в результате чего была успешно модифицирована устаревшая версия.

Проект 877 положил начало созданию нового проекта 636 «Варшавянка». Несколько таких подводных лодок уже поступили на вооружение ВМФ России. В числе первых были потоплены «Старый Оскол» и «Ростов-на-Дону».

Вооружение и особенности атомных субмарин

Количество атомных подводных лодок, находящихся в распоряжении ВМС КНР, постоянно увеличивается. Подводные лодки с баллистическими ракетами в настоящее время являются одними из самых важных в военно-морском флоте. Они очень скрытны, что означает, что они могут успешно прятаться в мировом океане.

В настоящее время подводными лодками такого типа обладают только члены «ядерного клуба». На это влияет несколько важных факторов. Среди них — сложность строительства подводных лодок и специфика их эксплуатации в боевых условиях.

Подводные лодки с баллистическими ракетами

К атомным подводным лодкам, оснащенным баллистическими ракетами, можно отнести подводные лодки ВМФ России. Яркими представителями этого типа являются К-44 «Рязань» и К-18 «Карелия».

К-44 «Рязань» — атомный подводный крейсер. Его главной базой считается Тихоокеанский флот. Атомная подводная лодка была заложена зимой 1980 года. Он был представлен на рынке только в 1982 году. Подводная лодка получила свое название только через шесть лет после этого события.

Еще одна мощная подводная лодка — К-18 «Карелия». Он относится к проекту 667BDRM Dolphin. Это представитель второго поколения подводных лодок. «Карелия» базируется в Гадево (Северный флот).

Самолет К-18 «Карелия» был заложен в 1987 году. Работы проводились в Северодвинске. Корабль был спущен на воду год спустя. В 1989 году крейсер вошел в состав ВМФ России.

Подводная лодка принимала участие в ракетных пусках, которых было 14. В 2000 году во время очередного морского похода на ее борту находился президент России Владимир Путин.

С крылатыми ракетами

ВМС имеют многоцелевую атомную подводную лодку, оснащенную крылатыми ракетами. Это судно относится к проекту 855 Yasen. Ему было присвоено название Северодвинск.

Северодвинск» базируется на территории, занимаемой Северным флотом.

История подводных лодок в России гласит, что корабль был заложен в декабре 1993 года. Он был введен в эксплуатацию только в 2010 году. Северодвинск вступил в строй через три года после этого события.

С ракетно-торпедным вооружением

«Барракуда» вооружена торпедными установками, имеет экипаж из 61 человека и обладает надводной скоростью около 12 узлов (23 км/ч).

Проект 671РТМК положил начало созданию атомной подводной лодки «Тамбов». Его базой является Северный флот. Подводная лодка находится в Видухове.

Новый проект был внесен в список судов в конце зимы 1989 года. Ему было присвоено имя К-448, и корабль был собран в 1991 году в Ленинграде. Через восемь месяцев он был введен в эксплуатацию.

Другие новые подводные лодки также оснащены ракетным и торпедным вооружением. Один из них — проект 945 «Барракуда». Это B-239 «Карп».

Подводная лодка размещена в Видухове, который входит в состав Северного флота.

Карп был спроектирован бюро Lazurit. Она была спущена на воду в июле 1983 года. Строительство корабля началось четырьмя годами ранее.

Атомные глубоководные станции

Трудно представить себе современный военно-морской флот без атомных глубоководных станций. Российский флот не является исключением. На ней находится станция 1 ранга, принадлежащая проекту 1910, под названием AS-13.

АС-13 находится в районе, который есть у Северного флота. Место непосредственного нахождения корабля — бухта Оленья.

Судно было заложено в 1977 году. Он был запущен в 1982 году. По информации от 2013 года, станция находится на ремонте.

АС-15 — еще одна подводная станция, принадлежащая России. Его расположение такое же, как и у AS-13.

Станция была заложена в 1983 году. Через пять лет он был успешно введен в эксплуатацию. В 1991 году АС-15 стал полноценной частью ВМФ России.

Интересные знания! В 2000 году станция вызвала большой ажиотаж. В то время он принимал участие в спасении подводной лодки «Курск».

Сейчас глубоководная станция находится на ремонте.

Атомные подводные лодки специального назначения

К типу подводных лодок относятся суда специального назначения. К таким подводным лодкам относится АС-21, которая является атомной подводной лодкой проекта 1851.

Подводная лодка базируется в бухте Оленья (Северный флот). Он был заложен в 1984 году. Подводная лодка была спущена на воду в 1991 году. В это же время он официально стал военно-морской подводной лодкой.

Еще одна подводная лодка специального назначения — КС-129 «Оренбург». Он был заложен в Северодвинске в 1979 году. Корабль был спущен на воду в 1981 году. Он базируется на той же площадке, что и АС-21.

Читайте также: Виды и рода войск в России

Два в одном

В апреле 2016 года стала известна, пожалуй, главная особенность «Хаски». По словам начальника ОСК Алексея Рахманова, новая подводная лодка будет сочетать в себе возможности многоцелевой и стратегической субмарины. «Это будет подводная лодка, которая будет унифицированной — стратегической и многоцелевой во многих своих ключевых элементах». — сказал он.

Эта информация чрезвычайно важна: атомные подводные лодки теперь четко дифференцированы по спектру выполняемых ими задач. Стратегические подводные лодки несут на борту баллистические ракеты, которые в случае ядерной войны уничтожат города и государства. Многоцелевые подводные лодки выполняют более «гуманитарные» задачи. Такие подводные лодки необходимы для уничтожения надводных/подводных кораблей, ведения разведки и нанесения ударов по наземным целям высокоточным оружием.

Унификация, описанная Рахмановым, имеет одну цель: удешевить проект. Действительно, строительство одной подводной лодки для замены «Ясеня» и «Борея» потребует гораздо меньших капиталовложений, чем проектирование двух лодок. С другой стороны, новая подводная лодка обычно позиционируется как «многоцелевая». Поэтому точное назначение нового корабля пока неизвестно.

Кстати, Россия — не единственная страна, работающая над усовершенствованными атомными подводными лодками. Аналогичная работа ведется и в США. У американцев более конкретная задача: они хотят заменить быстро устаревающие стратегические подводные лодки третьего поколения типа Ohio. Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X. Эта подводная лодка не позиционируется как субмарина пятого поколения, поэтому теоретически Россия может стать технологическим лидером в этой области. Своего рода «законодатель моды». При этом ВМС США по-прежнему будут количественно превосходить ВМС России. Не следует забывать, что только у американцев имеется около 40 многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес». Они, конечно, старые, но скоро их заменят десятки новых вирджинских сортов. В таких реалиях аналог американского хаски может быть просто излишним.

Оцените статью
Военное дело
Adblock
detector