- Ежегодный основной оплачиваемый отпуск
- Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска
- Отпуск за выслугу лет
- Отпуск за ненормированный рабочий день
- Отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
- Отпуск за работу в особых климатических условиях
- Иные дополнительные отпуска, предусмотренные федеральным законодательством
- Разделение отпуска на части
- Замена отпуска денежной компенсацией
- Порядок расчета отпускных
- Дополнительные выплаты к отпуску.
- Материальная помощь.
- Отпуск без сохранения денежного содержания
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск составляет 30 календарных дней. Это предусмотрено российским Законом о взаимоотношениях на муниципальной службе и распространяется на всех без исключения муниципальных служащих.
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска
Муниципальные служащие имеют право на следующие дополнительные оплачиваемые выходные дни
- Продолжительность службы;
- Ненормированный рабочий день (если муниципальный служащий привлекается к сверхурочной работе);
- Работа во вредных и/или опасных условиях труда (если применимо).
- Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
- В иных случаях, предусмотренных федеральным законом;
- В случаях, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации.
Рассмотрите каждый из этих листьев отдельно.
Отпуск за выслугу лет
Федеральное законодательство устанавливает максимальную продолжительность долгосрочного дополнительного отпуска за выслугу лет в 10 календарных дней. Порядок и условия предоставления такого отпуска определяются законами субъектов Российской Федерации. Ниже приводятся некоторые выдержки из региональных законов.
Название документа и нормы | Положение о предоставлении отпуска |
Пункт 5 статьи 28 Закона города Москвы от 22 октября 2008 года № 50 «О муниципальной службе в городе Москве» (далее — Закон № 50). | Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от стажа работы рассчитывается путем подсчета 1 календарного дня за каждый год работы в муниципалитете. |
Статья 2(2), статья 15 Закона Санкт-Петербурга № 53-8 от 15 февраля 2000 года (далее — «Закон № 53-8»). | Помимо основного ежегодного оплачиваемого отпуска, муниципальный служащий имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью один календарный день в год в зависимости от стажа работы. три полных календарных года работы в муниципалитете, максимум 10 календарных дней. |
Статья 20 (4) Закона Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» (далее — Закон № 99-З). далее именуемый «Закон № 99-З»). |
Муниципальным служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в зависимости от стажа работы за период, в течение которого
1) продолжительность муниципальной службы от 1 года до 5 лет — 1 календарный день; 2) за стаж муниципальной службы от 5 до 10 лет — 1 календарный день. 3) За стаж муниципальной службы от 10 до 15 лет — 7 календарных дней; 3) За стаж муниципальной службы от 10 до 15 лет — 7 календарных дней. 4) Если стаж муниципальной службы составляет не менее 15 лет — 10 календарных дней. |
Если законом субъекта Российской Федерации или постановлением муниципалитета не предусмотрен порядок определения периода оплачиваемой службы, следует применять правила, установленные частью 5 статьи 46 Кодекса о государственной гражданской службе. Статья 46(5)[2] Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Поскольку равнозначность основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных служащих обеспечивает взаимосвязь муниципальной и государственной службы Российской Федерации (ст. 5(5) Закона РФ «О муниципальной службе», ст. 7(5) Закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Согласно этому закону, продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого на основании трудового стажа, следующая
- Один календарный день за выслугу лет, в случае муниципальной службы от одного до пяти лет;
- За муниципальную службу от пяти до десяти лет — пять календарных дней;
- За муниципальную службу от 10 до 15 лет — 7 календарных дней;
- 10 календарных дней — для лиц, имеющих стаж муниципальной службы не менее 15 лет.
Отпуск за ненормированный рабочий день
Отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется только тем муниципальным служащим, которым установлен ненормированный рабочий день. Продолжительность отпуска определяется федеральным законом и составляет три календарных дня.
Муниципальные служащие, как правило, имеют право на такой отпуск независимо от продолжительности ненормированного рабочего дня.
Отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
Закон о муниципальной службе Российской Федерации не содержит специальных положений о предоставлении дополнительного отпуска муниципальным служащим за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Поэтому применяются общие положения трудового законодательства.
Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, рабочие места которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к «вредным или опасным условиям труда» степени 2, 3 или 4.
Минимальная продолжительность отпуска составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска каждого работника определяется в трудовом договоре на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов проверки состояния охраны труда (ст. 117 ТК РФ).
Отпуск за работу в особых климатических условиях
Согласно статьям 116 и 321 Трудового кодекса РФ и статье 14 Закона РФ № 4520-1 от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», лица, работающие в северных регионах России, имеют право на получение, помимо обычного отпуска, дополнительного ежегодного отпуска следующей продолжительности
- 24 календарных дня на крайнем севере
- 16 календарных дней в эквивалентных областях
- 8 календарных дней в других северных регионах, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
В соответствии со статьей 313 Трудового кодекса РФ законами субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления, коллективными договорами и соглашениями могут устанавливаться дополнительные гарантии и льготы для лиц, проживающих в этих регионах.
Иные дополнительные отпуска, предусмотренные федеральным законодательством
На муниципальных служащих, как и на других граждан Российской Федерации, распространяются положения других федеральных законов, предусматривающих предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. В первую очередь это касается граждан, подвергшихся воздействию радиации.
Категория граждан | Продолжительность дополнительного отпуска | Название и норма документа |
Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. | 14 календарных дней | Статья 15 (2) Федерального закона № 2-ФЗ от 10 января 2002 года. |
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. | 14 календарных дней | Статья 14(5) Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 года. |
Разделение отпуска на части
Согласно статье 125 Трудового кодекса РФ, ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части по соглашению между работником и работодателем. Однако хотя бы одна часть должна составлять не менее 14 календарных дней.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципальных служащих, например, возможность разделения отпуска на части по желанию работника. Вот некоторые выдержки из региональных законов.
Название документа и нормы | Положение о предоставлении отпуска |
Статья 28 (6) Закона № 50. | По просьбе муниципального служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться частями. Продолжительность любой части отпуска, предоставляемого одновременно, не может быть менее 14 календарных дней. |
Статья 15 (3) Закона № 53-8. | Основной ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск суммируются и могут предоставляться по частям по просьбе муниципального служащего. Следовательно, один период оплачиваемого ежегодного отпуска не может быть короче 14 календарных дней. |
Замена отпуска денежной компенсацией
Согласно статье 126 Трудового кодекса РФ, часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
Если оплачиваемый ежегодный отпуск суммируется или если оплачиваемый ежегодный отпуск переносится на следующий рабочий год, часть каждого оплачиваемого ежегодного отпуска, превышающая 28 календарных дней или любое количество дней этой части, может быть заменена денежной компенсацией.
Однако следует отметить, что компенсация ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска лицам, работающим во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрена специальной нормой (ст. 117 ТК РФ, письмо Минтруда России от 27 июня 2017 г. № 14-2/ООГ-5299):
- не допускается замена денежной компенсацией минимальной продолжительности (7 календарных дней) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- Дополнительный оплачиваемый отпуск, превышающий минимальную продолжительность такого отпуска (7 календарных дней), может быть заменен денежной компенсацией, если это предусмотрено отраслевым соглашением, коллективным договором и на основании письменного согласия работника в отдельном соглашении, прилагаемом к трудовому договору.
Основной ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск не могут быть заменены денежной выплатой:
- Беременные женщины;
- Работники моложе 18 лет.
Порядок расчета отпускных
Муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск, оплата которого рассчитывается в соответствии с порядком исчисления средней заработной платы, установленным Трудовым кодексом (ст. 21 Закона о муниципальной службе РФ).
Согласно статье 139 Трудового кодекса, единый порядок исчисления средней заработной платы применяется во всех случаях исчисления средней заработной платы в соответствии с Трудовым кодексом. Порядок исчисления средней заработной платы установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 (далее — Постановление № 922).
Для справки
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 установлены правила исчисления средней заработной платы федеральных государственных служащих, в том числе порядок исчисления заработной платы за период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Пункты 2 и 3 Указа № 922 предусматривают, что при расчете среднего заработка должны учитываться все виды отчислений по схеме выплаты заработной платы, применяемой соответствующим работодателем, независимо от источника этих отчислений, за исключением социальных отчислений и других отчислений, не связанных с заработной платой (материальная помощь, питание, проезд, командировочные, обучение, коммунальные услуги, пособия на отдых и досуг и т.д.).
Следует помнить, что вознаграждение за труд муниципального служащего состоит (ст. 22 Закона РФ «О муниципальной службе») из следующих компонентов.
- оклад, соответствующий должностному положению работника;
- ежемесячные и иные дополнительные выплаты работника, установленные законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностных окладов гражданских служащих, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми Муниципальным Собранием.
Таким образом, в разных штатах (муниципалитетах) Российской Федерации действуют свои правила определения размера заработной платы муниципальных служащих. Поэтому трудно дать общий совет по определению размера отпускных. Выделены лишь некоторые основные моменты.
Для расчета уровня среднего заработка учитываются все выплаты в рамках действующей у работодателя системы оплаты труда, независимо от их источника. Согласно пункту 2 Постановления № 922, такие взносы, если они распространяются на муниципальных служащих, включают в себя, в частности
- Денежное содержание, начисляемое работнику в течение рабочего времени (пункт «е»);
- надбавки и доплаты к заработной плате в рабочее время на основании профессиональных навыков, квалификации, стажа работы, знания иностранного языка, работы с информацией, на которую распространяется обязательство сохранения государственной тайны, объединения задач, расширения зон обслуживания, увеличения объема работы и т.д. (пункт «к»);
- выплаты, связанные с условиями труда, включая выплаты, обусловленные региональными положениями об оплате труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенные выплаты за тяжелую работу, работу во вредных и (или) опасных условиях труда и других особых условиях труда, работу в ночное время, работу в выходные и праздничные дни, сверхурочную работу (пункт (к));
- вознаграждения и премии в рамках схемы вознаграждения (пункт «м»);
- Другие вознаграждения, применяемые к работодателю (пункт «о»).
Размер денежного пособия за период, в течение которого муниципальный служащий находится в ежегодном оплачиваемом отпуске, рассчитывается следующим образом
(1) средний дневной заработок определяется путем деления суммы фактически начисленного работником денежного пособия следующим образом
за 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску, на 12 и на среднее количество календарных дней в месяце (29,3) (статья 10 Декрета № 922);
2) размер отпускных определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней отпуска.
У бухгалтеров часто возникает вопрос: нужно ли учитывать конкретную выплату работнику при расчете среднего заработка? Этот вопрос обсуждается подробно.
Дополнительная оплата отпуска. Муниципальные служащие, как правило, имеют право на дополнительные отпускные выплаты при уходе в отпуск.
Название документа и стандарт | Положение о предоставлении отпуска |
Статья 20(10) Закона № 99-З. | При предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год выплачивается единовременная сумма в размере двух окладов. |
Пункты 1 и 2 Закона № 50-З. Статья 1.2 Закона № 50 |
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных гражданских служащих, в том числе размер и порядок выплаты единовременного пособия за очередной период ежегодного оплачиваемого отпуска. |
Запомните этот абзац. Статья 3 Декрета № 922 предусматривает, что социальные взносы не учитываются при расчете среднего заработка, используемого для оплаты ежегодного отпуска. В действующем законодательстве нет прямого указания на порядок расчета среднего заработка муниципального служащего для целей единовременной выплаты отпускных. Однако отсутствие принятой федеральным правительством нормы для муниципальных служащих не препятствует ее подтверждению нормативным актом субъекта РФ.
Материальная помощь. Трудности существуют и в отношении материальной помощи. Постановление № 922 включает материальную помощь в отчисления на социальное страхование, которые не учитываются при расчете среднего заработка. Однако материальная помощь муниципальным служащим часто является частью системы оплаты труда и по сути не является социальным пособием.
Изучение арбитражной практики показывает, что большинство судей не считают, что вышеуказанные взносы должны учитываться при определении среднего заработка.
Детали документа | Выводы судей |
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 04.04.2017 по делу № 33-3195/2017. | Единовременные выплаты к отпуску и материальная помощь не должны учитываться при расчете среднего заработка. |
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 24 февраля 2014 года, дело № 33-834/2014. | Отпускные — это социальные отчисления, которые не учитываются при расчете среднего дневного заработка. |
Апелляционное решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 сентября 2012 года, дело № 33-2190. | Единовременная выплата за ежегодный отпуск является социальным пособием, поскольку не связана с выполнением обязанностей муниципального служащего и не учитывается при расчете среднего заработка. |
В интересах справедливости следует отметить, что существуют и противоположные суждения. Например, в решении Ростовского областного суда от 26 января 2012 года по делу № 33-1042 указано, что в соответствии с Законом о муниципальной службе субъекта Российской Федерации служащему в числе дополнительных выплат выплачивается ежемесячное денежное содержание, которое не является социальным пособием, а относится к денежному вознаграждению служащего и поэтому должно учитываться при исчислении его среднего заработка. Следует подчеркнуть, что таких решений гораздо меньше. В любом случае, решение о включении или невключении спорных сумм в расчет среднего заработка должно основываться на формулировке регионального законодательства о муниципальной службе в части порядка определения заработной платы муниципальных служащих.
Дополнительные выплаты к отпуску.
Муниципальные служащие, как правило, имеют право на отпускные выплаты, когда они берут отпуск.
Название и регулирование | Постановление о предоставлении отпуска |
Статья 20 (10) Закона № 99-З. | При предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год выплачивается единовременная сумма в размере двукратного должностного оклада. |
Пункты 1 и 2 Закона № 50 | Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных гражданских служащих, в том числе размер и порядок выплаты единовременного пособия к ежегодному отпуску. |
Запомните этот абзац. Статья 3 Декрета № 922 предусматривает, что социальные взносы не учитываются при расчете среднего заработка, используемого для оплаты ежегодного отпуска. В действующем законодательстве нет прямого указания на порядок расчета среднего заработка муниципального служащего для целей единовременной выплаты отпускных. Однако отсутствие принятого на федеральном уровне правила для муниципальных гражданских служащих не препятствует его установлению нормативным актом субъекта Российской Федерации.
Материальная помощь.
Трудности существуют и в отношении материальной помощи. Постановление № 922 включает материальную помощь в отчисления на социальное страхование, которые не учитываются при расчете среднего заработка. Однако материальная помощь муниципальным служащим часто является частью системы оплаты труда и по сути не является социальной помощью.
Изучение арбитражной практики показывает, что большинство судей не считают, что вышеуказанные взносы должны учитываться при определении среднего заработка.
Детали документа | Выводы судей |
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 04.04.2017 по делу № 33-3195/2017. | Единовременные выплаты к отпуску и материальная помощь не должны учитываться при расчете среднего заработка. |
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 24 февраля 2014 года, дело № 33-834/2014. | Отпускные — это социальные отчисления, которые не учитываются при расчете среднего дневного заработка. |
Апелляционное решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 сентября 2012 года, дело № 33-2190. | Единовременная выплата за ежегодный отпуск является социальным пособием, поскольку не связана с выполнением обязанностей муниципального служащего и не учитывается при расчете среднего заработка. |
В интересах справедливости следует отметить, что существуют и противоположные суждения. Например, в решении Ростовского областного суда от 26 января 2012 года по делу № 33-1042 указано, что в соответствии с Законом о муниципальной службе субъекта Российской Федерации служащему в числе дополнительных выплат выплачивается ежемесячное денежное содержание, которое не является социальным пособием, а относится к денежному вознаграждению служащего и поэтому должно учитываться при исчислении его среднего заработка. Следует подчеркнуть, что таких решений гораздо меньше. В любом случае, при решении вопроса об учете спорных сумм при расчете среднего уровня заработка, в части порядка определения размера денежного содержания муниципальных служащих, необходимо руководствоваться формулировками регионального законодательства о муниципальной службе.
В целом порядок расчета отпускных муниципальных служащих мало чем отличается от порядка расчета отпускных других работников государственных (муниципальных) учреждений. Ранее мы уже писали об этом вопросе в нашем журнале. Для простоты мы привели эти материалы в таблице.
Название статьи, номер | Автор статьи, номер выпуска и год публикации. |
«Как рассчитать средний заработок, если работник уволен в последний рабочий день месяца?». | М. С. Звягинцева, № 1, 2020 г. |
«Иммиграция: расчет налога на доходы физических лиц и страховых взносов» | А. О. Егорова, № 10, 2019 г. |
«Отпуск после декретного отпуска: как определить расчетный период» | С. V. Манохова, № 8, 2019 |
«Расчет среднего заработка для оплаты отпуска» | С. V. Манохова, № 7, 2019 |
«Учет взносов при расчете среднего отпускного заработка» | В. В. Никитин, № 2, 2019 |
Отпуск без сохранения денежного содержания
Муниципальному служащему по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года по решению представителя нанимателя (работодателя). Неоплачиваемый отпуск предоставляется в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 6 и 7 ст. 21 Закона о муниципальной службе РФ).
Действующее законодательство предусматривает ряд случаев, когда любой работник, включая муниципальных служащих, может попросить отпуск без сохранения заработной платы (неоплачиваемый отпуск).
Согласно статье 128 Трудового кодекса, отпуск без сохранения заработной платы предоставляется следующим образом
- работающие пенсионеры по старости — до 14 календарных дней в году;
- до 14 календарных дней в год для родителей или жен (или мужей) военнослужащих, умерших в результате ранения, контузии или телесного повреждения, полученного при исполнении служебных обязанностей, или в результате заболевания, связанного с военной службой.
- Работники-инвалиды — до 60 календарных дней в году;
- Работникам, родившим ребенка или зарегистрировавшим брак, или чьи близкие родственники умерли — до 5 календарных дней в год.
- в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами или коллективным договором.
- Другие случаи, предусмотренные трудовым законодательством, включают, например, дополнительный отпуск без сохранения заработной платы для муниципальных служащих по уходу за детьми (статья 263 Трудового кодекса). Неоплачиваемый отпуск предоставляется, в частности
- Лица, имеющие двух или более детей в возрасте до 14 лет.
- Лица, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
- Матери-одиночки, воспитывающие ребенка в возрасте 14 лет и младше.
- Отцы, воспитывающие ребенка до 14 лет без матери.
В коллективных договорах этим лицам по их желанию может быть предоставлен дополнительный неоплачиваемый ежегодный отпуск продолжительностью до 14 календарных дней.
По письменному заявлению сотрудника муниципалитета такой отпуск может быть добавлен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно, полностью или частично. Такой отпуск не может быть перенесен на следующий рабочий год.
Трудовое законодательство Российской Федерации также обязывает представителя нанимателя (работодателя) предоставлять отпуск без сохранения заработной платы муниципальным служащим (статьи 173 и 174 Трудового кодекса РФ).
1) допущенные к вступительным экзаменам в учреждения высшего профессионального образования — 15 календарных дней;
2) экзаменуемые для сдачи экзаменов на подготовительных отделениях учреждений высшего профессионального образования — 15 календарных дней;
3) студентам профессиональных высших учебных заведений очной формы обучения, имеющих государственную аккредитацию, совмещающим учебу с работой — 15 календарных дней для сдачи экзамена в середине учебного года;
4) на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы и сдачу итоговых государственных экзаменов — 4 месяца, сдачу итоговых государственных экзаменов — 1 месяц;
5) допуск к вступительным экзаменам в учреждения среднего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, — 10 календарных дней;
6) для студентов очной формы обучения в учреждениях среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, совмещающих учебу с работой, — 10 календарных дней в течение учебного года для прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — 2 месяца, сдачи итоговых государственных экзаменов — 1 месяц.
дополнительный отпуск условия труда заработная плата
Читайте также: Воинские части в Калуге