Инженерные войска РФ история, состав, структура, задачи, вооружение, праздник

Срочная служба

История становления

Предками ИВ были древние греки и римляне. В их армиях имелись специальные землеройные подразделения, в задачи которых входило возведение оборонительных барьеров вдоль линии границы и строительство мест стоянок для основных войск. Самым известным инженерным достижением древности является мост, по которому персидская армия под командованием Ксеркса переправилась через море.

В Древней Руси строители городов и мостостроители возводили оборонительные сооружения. Особое внимание было уделено формированию ИВ Петром Великим. Под его руководством было организовано первое обучение (1698-1699 гг.) Датой формирования подразделения считается основание школы в Москве — создание Приказа артиллерийской школы (1701 г., 21 января). По царскому указу был создан новый вид воска, который сразу же разделили на два вида — инженерный и саперный.

Инженерные команды

Перед войной с наполеоновской Францией в 1812 году в России было сформировано около десяти инженерно-саперных частей. Кроме того, артиллерийские понтонные группы поддерживали наземные боевые операции. Еще 14 рот были размещены в укреплениях. Однако они были укомплектованы только кондукторами и офицерами. Укомплектованность была обеспечена за счет пехотинцев и местных добровольцев.

Один полк саперов и два полка инженеров из активной батальонной численности IW приняли участие в заморской кампании во Франции. Если говорить о точных цифрах, то на момент Отечественной войны в русской армии насчитывалось около 45 регулярных инженерных частей. Инженерные и шахтерские армейские подразделения участвовали в строительстве долговременных оборонительных укреплений, которые использовались для защиты фортов, а также в наступательных операциях. Саперные роты активно улучшали проходы, мосты и полевые укрепления. Понтонные компании строили понтонные мосты через реки.

Во время Крымской войны 1853-56 годов, когда армии Российской империи противостоял союз европейских государств, для строительства оборонительных укреплений были использованы два батальона пионерной кавалерии, а также девять батальонов саперных войск. Стоит отметить, что в это время ИО был отделен от артиллерии и стал самостоятельным родом войск. И хотя успех русской армии в этом сражении был весьма сомнителен, военные инженеры показали себя храбрыми, выносливыми и мужественными бойцами. На самом деле, другие военные части также показали себя с лучшей стороны, а само поражение было скорее политическим, из-за «ошибки» в стратегических расчетах руководства армии.

В русско-турецкой войне 1877-1878 годов инженерные части добились небывалых результатов — численность регулярных частей превысила 20 000 солдат. К концу XIX века инженерный корпус обеспечивал техническую поддержку почти всех наступательных операций русских пехотных, кавалерийских и артиллерийских полков. Кроме того, солдаты активно участвовали в строительстве укреплений и выполняли важные инженерные задачи по прокладке дорог и новых линий радиопередачи.

В Советской армии основной задачей штаба армии было техническое обеспечение наступательных и оборонительных операций пехоты. В условиях суровой войны солдаты и офицеры грамотно спланировали и успешно осуществили все необходимые условия для оперативного продвижения основных наступательных частей Советской Армии.

Подразделения спецназа выполняли задачи по маскировке военных объектов, возведению защитных стен, таких как противотанковые окопы, и другие приказы командования. Во многом благодаря своевременным и слаженным действиям военных инженеров немецким атакующим удалось преодолеть непреодолимые препятствия на пути стратегически важных советских укреплений.

Солдаты перед машинами

Во время Второй мировой войны советские батальоны и дивизионы ИК получили огромный опыт и перспективы развития. Технические возможности совершенствовались, а круг военных задач постоянно расширялся. В то же время возросла роль солдата ПС. Они активно участвовали в подготовке и проведении оборонительных операций практически с первых дней вторжения фашистов на советскую территорию: рыли окопы, расчищали дороги, строили оборонительные укрепления, сооружали водные переправы с понтонами. Вместе с другими армейскими подразделениями военные инженеры сдерживали мощную атаку немецких войск.

На северном и западном фронтах подразделения спецназа действовали как мобильные подвижные заградительные отряды. Они маскировали отступление основных советских сил, уничтожая переправы через реки, устанавливая мины на полях и возводя непроходимые зоны искусственных препятствий, заставляя немцев замедлять темп. На Кольском полуострове бойцы инженерных войск и уцелевшие мотострелки, не имевшие танков и артиллерии, смогли предотвратить продвижение немцев в этом направлении.

При организации обороны российской столицы по приказу высшего командования армии в срочном порядке были сформированы 10 мобильных отрядов, которые выполняли боевые задачи под носом у фашистов, перерезая танковые маршруты и разрушая дорожное сообщение. В результате этой работы немецкие части на одном участке потеряли около 200 тяжелых бронемашин и около 140 грузовиков с оружием и боеприпасами во время наступления на Москву. За этот храбрый поступок солдаты получили высокие государственные награды. Правда, многие из них получили медали и награды посмертно.

Когда в 1942-43 годах советские войска перешли в контрнаступление, военным инженерам Красной Армии пришлось срочно восстанавливать ранее разрушенные мосты и строить новые переправы через реки. Им также было поручено разминировать территории, которые были «помечены» немцами перед их уходом. В зимний сезон им также приходилось строить столбовые и железнодорожные мосты на снежных склонах высотой до метра. Однако и эта задача была решена в короткие сроки. Многие отступающие немецкие части просто застревали в снегу, поскольку не имели специального оборудования для расчистки местности, и становились легкой добычей для советских солдат. Когда в 1942 году зимнее контрнаступление началось полным ходом, группы разведывательных бомбардировщиков ежедневно перебрасывались в тыл противника.

Штурмовым инженерным подразделениям часто приходилось выполнять общевойсковые задачи. Например, во время ожесточенного боя в литовском городе Вильно солдаты IV 4-й бомбардировочной группы смогли лично разоружить и уничтожить около 2 тысяч немцев, взять в плен около 3 тысяч солдат и освободить более 2,5 тысяч советских военнопленных и простых граждан, содержавшихся в местном концлагере. В конце Второй мировой войны около 800 бойцов подразделений ИВ стали советскими героями, а около 300 человек были торжественно награждены медалью «За отвагу».

Профессия военного инженера достаточно универсальна и многогранна — она подходит для любых потребностей. Опытные специалисты Российского военно-инженерного института одинаково востребованы в военное и мирное время. После окончания Второй мировой войны члены технических подразделений принимали участие в войне в Афганистане и непосредственно участвовали в миротворческих миссиях в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Сегодня российские инженеры активно участвуют в военных операциях по разминированию в Сирии.

В обучении

Они добились многих успехов даже в «спокойные» времена. Отважные солдаты иностранных войск оказали большую помощь в ликвидации последствий масштабной техногенной катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году.

В мирное время специальные подразделения Вооруженных Сил РФ совместно с МЧС и другими федеральными ведомствами проводят операции по эвакуации людей из опасных зон и ликвидации негативных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Основные задачи Иностранной военной службы включают строительство и эксплуатацию мостов и понтонов на водных путях страны, тушение лесных пожаров, утилизацию ядерных отходов и устранение опасных для жизни последствий обрушения промышленных объектов. Это лишь малая часть всех второстепенных задач, которые приходится регулярно выполнять российским инженерным войскам.

Основные задачи

Инженерный корпус — это специальные войска, предназначенные для выполнения наиболее сложных задач технической поддержки общевойсковых операций (боевых действий), требующих специальной подготовки личного состава и применения технического оружия, а также нанесения потерь противнику с помощью технических боеприпасов.

Организационно технические войска состоят из соединений, частей и подразделений различного назначения: инженерный контроль, инженерное сопровождение, препятствие, барьер, заграждение, штурм, дорожный инженер, понтонный мост (понтонный мост), переправа и высадка, инженерный камуфляж, инженерное обеспечение, полевое водоснабжение и другие.

При подготовке и проведении общевойсковых операций (боевых действий) технические силы выполняют следующие основные задачи

  • разведка противника, местности и объектов;
  • возведение (создание) укреплений (траншей, рвов и ходов сообщения, укрытий, окопов, гражданских сооружений и т.д.) и создание полевых сооружений для размещения войск (жилых, рабочих и медицинских помещений).
  • Сооружение технических препятствий, включая установку минных полей, взрывные работы, обеспечение невзорвавшихся препятствий (противотанковые окопы, насыпи, валы, столбы и т.д.);
  • разминирование местности и объектов;
  • подготовка и обслуживание маршрутов передвижения войск;
  • оборудование и содержание пунктов пропуска через водные преграды, включая строительство мостов;
  • добыча и очистка воды в полевых условиях и т.д.

Саперы на тренировке

Кроме того, они занимаются противодействием разведке противника и системам управления оружием (маскировка), имитацией войск и сооружений, дезинформацией и демонстрационными мероприятиями, направленными на обман противника, а также ликвидацией последствий применения противником оружия массового поражения.

В мирное время инженерный корпус выполняет ряд важных задач социального значения: очистка местности от взрывчатки, помощь в ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий, предотвращение разрушения мостов и гидротехнических сооружений во время ледохода и др.

Дальнейшее развитие технических сил будет осуществляться за счет обеспечения их высокоэффективными и универсальными техническими вооружениями нового качества на основе унифицированных элементов, узлов и модулей при сокращении номенклатуры образцов, используемых для одной и той же цели.

Техника инженерных войск России

Оснащение инженерно-боевых подразделений во многом зависит от их функционального назначения. Распределение следующее:

  • разведка;
  • инженерные единицы;
  • подразделения, строящие препятствия;
  • штурмовые подразделения;
  • понтонно-мостовые и дорожно-строительные бригады;
  • камуфляж войск и техники.
  • службы водоснабжения и другие подразделения.

Вооружение инженерных войск — это военно-техническое оборудование. Они являются специализированным видом вооруженных сил.

Бронированная машина

К ним относятся:

  1. Стационарное оборудование.  Например, оборудование для обнаружения мин (RSM-2).
  2. Разведывательные мобильные механизмы — ИРМ-2.
  3. Техника для изучения рельефа дна водных путей — гидролокатор.
  4. Портативное оборудование — миноискатели, перископы, тральщики мин и др.
  5. Блокировка машин.
  6. Инструменты для раскопок.
  7. Бронетранспортеры и бронемашины.
  8. Грузовые суда и другое оборудование.

Инженерное стрелковое оружие выдается военнослужащим. Это пулеметы и автоматы Калашникова с гранатометом, противотанковые пулеметы. Вооружение дополняется оружием, установленным на бронетранспортерах.

Спецтехника инженерных войск России

BAT-2 является незаменимым инструментом практически для всех инженерных работ. Эта военная машина для установки рельсов похожа на швейный нож, поскольку оснащена рядом инструментов, необходимых для установки рельсов на столбах. БАТ-2 также оснащен специальными кранами грузоподъемностью до 2 тонн. Несмотря на огромное количество дополнительных узлов и механизмов, на практике эта техника представляет собой довольно послушную, чувствительную и очень быструю машину, способную разгоняться до 70 км/ч.

Помимо своих прямых задач, BAT-2 хорошо зарекомендовал себя при расчистке сугробов и сходе лавин в зимний период. Вместо традиционного для тяжелых военных машин фрикционного и планетарного рулевого управления, гусеничная машина BAT-2 имеет две коробки передач. Гусеница имеет резинометаллические шарниры для улучшения маневренности на местности. Три режима работы мощного бульдозера активируются с помощью стандартной гидравлики. BAT-2 весит 39,7 тонны, включая силовую установку и навесное оборудование.

IMR-1 — взрывной автомобиль инженеров. Он построен на базе танка Т-55. Всего за один час он может превратить 300 метров сплошного щебня в дорогу, пригодную для проезда обычной техники. Отличается более мощным бронированием корпуса, так как машине очень часто приходится выполнять задания под огнем противника. Опоры устанавливаются на землю с помощью грейферной планки. У ИСР-1 очень плохая видимость, поэтому в дополнение к механику направляется командир оператора, который контролирует действия водителя во время манипуляций с крановой установкой. Корпус этой бронированной машины обеспечивает надлежащую защиту от радиоактивного излучения.

Навесные орудия имеют три основных режима работы: двойной погрузчик, бульдозер и бульдозер, что делает его настоящим военным многоцелевым автомобилем. У него односкатная торсионная подвеска, а максимальная скорость по бездорожью составляет около 20 км/ч. Строительная машина IRM-1 весит 37,5 тонн.

MDK-3 — это военная бронированная землеройная машина, способная быстро вырыть траншею шириной 3,5 м, глубиной 3,5 м и любой длины. Автомобиль оснащен турбированным 12-цилиндровым двигателем мощностью 710 л.с. Машина весит 39 тонн. Максимальная скорость машины по бездорожью достигает 80 км/ч. Имеется специальный инструмент роторного типа для рытья траншей, экскаватор и фреза. Производительность ротора достаточно высока — за один час эта техника может выкопать около 350-450 кубических метров грунта.

Внешним инструментом MDK-3 является мясорубка, напоминающая лезвие мясорубки. Фактически, их функции схожи. Фреза сначала «копается» в почве, а затем передает рыхлую массу на другое колесо — ротор, который вращается гораздо быстрее, чем фреза, и отбрасывает почву в сторону. Ротор и руль приводятся в движение огромным редуктором. Его шестерни приводятся в движение карданным валом диаметром с телеграфный столб. Но основным источником энергии для всех машин является гидравлический мотор.

К коробке передач подключен второй редуктор, а для отделочных работ в MDK-3 имеется небольшой бульдозер, который выравнивает укрытие, делает стены вертикальными и быстро сооружает удобные перила. Максимальная глубина копания составляет 5 метров. Чтобы не обжечься выхлопными газами, водители используют первоклассную систему очистки воздуха и вентиляции российского производства, находясь глубоко под землей, которая может противостоять даже радиоактивной пыли. Кстати, во время копания экскаватором можно управлять и из кабины.

Где проходят подготовку военные инженеры?

Если вы намерены стать инженером Российской армии, вы можете подать документы на очное обучение в приемную комиссию 66-го Межведомственного учебного центра в Московской области. В этом учебном заведении можно получить профессию специалиста по обнаружению мин. Помимо теоретических основ горного дела, курсанты имеют возможность углубить свои знания на практике. Для этих целей учебный центр использует отдельный военный полигон в Николо-Урюпино, где организуются тактико-специальные учения и испытания новейших робототехнических комплексов.

Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ в Москве по праву считается кузницей инженеров, где профессионально готовят российских военных. Обучение по выбранной специализации длится 5 лет. По окончании курсанты получают звание младшего офицера «лейтенант» и получают свидетельство о присвоении квалификации квалифицированного специалиста в соответствии с государственным стандартом. Период обучения засчитывается в общую продолжительность военной службы. Также можно пройти обучение в структурном подразделении вуза — Тюменском высшем военном институте имени маршала А.И. Прошлякова. Более подробную информацию можно найти на официальном сайте учебного заведения.

Если вы намерены получить диплом младшего специалиста, вам необходимо обратиться в региональные учебные центры Министерства обороны Российской Федерации. Один такой центр находится в городе Волжский, другой — в Кстово. Обратите внимание, что постоянная военная служба в инженерных войсках возможна только на основе контракта, поэтому лучше заранее выбрать вуз или специализированный центр, чтобы получить престижную «оболочку» квалифицированного специалиста.

Преимущества службы в инженерных войсках

Зарплата солдат-контрактников зависит от района, в котором они служат. В среднем зарплата колеблется от 25 до 40 тысяч рублей. Кроме того, существуют различные ежемесячные пособия, гранты и ежегодная финансовая поддержка. В современной армии вы можете не только зарабатывать хорошие деньги, но и содержать свою семью.

Есть еще одно важное преимущество контрактной службы. Уже после первого контракта все военнослужащие имеют право на получение военной ипотеки. Она работает не так, как гражданская служба — после прохождения службы правительство выполняет обязательства по кредиту. Но даже если военнослужащий решает уйти на пенсию, никто не забирает его квартиру или дом. В этом случае военнослужащий самостоятельно выплачивает оставшийся долг банку.

Социальный пакет для военнослужащих-контрактников включает в себя доступ к бесплатному образованию, бесплатное медицинское обслуживание и реабилитационную помощь, продовольственное и вещевое довольствие и др. Срок действия первого контракта вскоре будет сокращен до двух лет. В то же время будет создана единая система скидок на приобретение общественных товаров и услуг.

Также планируется разработать схему льготного кредитования для контрактников, проходящих службу в инженерных войсках. Основными тенденциями в совершенствовании контрактной службы являются создание благоприятных бытовых условий, оптимизация денежного вознаграждения, улучшение социально-бытовых условий и повышение статуса контрактников. Также будут гарантированы социальное обеспечение и права военнослужащих и их семей.

Читайте также: Воинская часть в Саблино Ленинградской области: история В

Как служат военные инженеры сегодня?

Российская инженерная армия — это настоящая золотая жила, сочетание науки и мужества. И в этом нет никакого преувеличения. Быстрое прокладывание дорог для безопасного движения транспортных средств, разминирование заминированных территорий в разгар боевых действий и обеспечение водой и электричеством населенных пунктов в чрезвычайных ситуациях — незаметная, но важная работа. Она также не может выжить без контрактников. Именно поэтому современные технические войска России на 80-90% состоят из подготовленных контрактников.

Бригады ИГ не имеют традиционной для армии бронетехники. Эти единицы имеют своих уникальных металлических «монстров», каждый из которых обладает своими специфическими характеристиками. Одни предназначены для расчистки завалов, другие — для прокладывания пути через минные поля, третьи — для наведения мостов через реки и водоемы. Отдельные технические батальоны также выполняют различные задачи. Например, саперный батальон занимается обезвреживанием неразорвавшихся боеприпасов вблизи жилых районов. Здесь служат только контрактники. Саперный батальон может очистить от мин до 5 гектаров земли за 24 часа.

Такой большой объем работы невозможно выполнить вручную, поэтому солдатам помогает специальное оборудование. Сегодня особое внимание уделяется новейшей машине для разминирования «Уран-6». Это робот-уборщик, который управляется дистанционно. Эта машина активно используется для расчистки городских и горных территорий. Солдаты инженерных войск сегодня также контролируют новейший миноискатель, прозванный в российской армии «Коршуном» из-за его уникальных технических характеристик. Сегодня технические силы развиваются семимильными шагами, и автоматизация играет ключевую роль в модернизации установок ИВ.

В плане военной подготовки по использованию специальной техники бойцы инженерных бригад считаются одними из лучших в российской армии. Хорошо разработанная материальная и учебная база помогает им оттачивать свои навыки. Многие подразделения имеют собственный инженерный лагерь, понтонную переправу через водоем и полосу препятствий с упражнениями по вождению и стрельбе. Боевые бригады набираются на смешанной основе — контрактников набирают по наиболее востребованным в армии специальностям:

  • лидеры отряда;
  • Помощник командира группы;
  • санитарный техник;
  • телекоммуникационный электрик;
  • механик-водитель.

Для всех военнослужащих-контрактников в начале службы запланирован испытательный срок. Неустойчивые и слабовольные солдаты, которые просто не в состоянии справиться с возложенными на них задачами и обязанностями, отсеиваются по окончании испытательного срока (3 месяца) в соответствии с принципом естественного отбора. Только самые стойкие и самоотверженные солдаты будут приняты на службу. Солдаты-контрактники живут в служебном жилье и казармах кабинетного типа. В качестве альтернативы можно арендовать дом в соседней деревне. Министерство обороны оплачивает часть арендной платы за квартиру или отдельный дом.

Контракт на военную службу в инженерном корпусе может быть заключен через представительство Министерства обороны. Заявление может подать любой законопослушный гражданин Российской Федерации (не имеющий судимости), старше 19 лет, имеющий государственный аттестат о среднем образовании и прошедший военную службу в воинских частях армии или флота. Отборочные тесты для всех претендентов на службу в контрактной армии проводятся в созданных для этого региональных отборочных центрах. Эти испытания представляют собой сложные и многоуровневые соревнования, включающие обязательный тест на психологическую выносливость и тест на физическую подготовку.

Оцените статью
Военное дело
Adblock
detector