Авианосец «Адмирал Кузнецов» описание истории корабля

Срочная служба

Краткая история авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и его особенности

На самом деле «Адмирал Кузнецов» не является авианосцем в обычном смысле этого слова, поскольку помимо авиакрыла он имеет на борту тяжелое ракетное вооружение, в частности противокорабельные ракеты «Гранит». Поэтому корабль называют тяжелым авианосцем, а спектр выполняемых им задач несколько отличается от задач обычных авианосцев.

История «Адмирала Кузнецова» началась еще в 1981 году, когда был утвержден проект корабля, а год спустя началось его строительство. Сложный период в жизни страны повлиял на процесс, поэтому работы заняли почти 10 лет, а полный ввод в эксплуатацию состоялся только в 1995 году.

Название «Адмирал Кузнецов» менялось очень часто — сначала авианосец назывался «Рига», потом «Леонид Брежнев», затем «Тбилиси», и только в 1990 году корабль получил свое нынешнее имя.

Планировалось изготовить несколько кораблей этого типа, объединенных в класс «Кузнецов», флагманом которого был сам «Адмирал Кузнецов». На Черноморском судостроительном заводе даже был собран родственный корабль «Варяг», но после распада Союза Украина продала его корпус Китайской Народной Республике, которая завершила строительство на своей территории.

Краткая история

В период с 1991 по 2015 год «Адмирал Кузнецов» совершил всего несколько боевых походов и прошел только один капитальный ремонт на борту.

В 2016 году авианосец принял участие в сирийской кампании, но после двух инцидентов, приведших к потере самолетов, авиакрыло решило перебазироваться на берег. Затем «Адмирал Кузнецов» принял участие в учениях, после чего был доставлен в Мурманск для ремонта, но дата завершения работ остается неизвестной. И позже станет ясно, почему.

Что не так с авианосцем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Так почему же «Адмирал Кузнецов» был назван одним из худших авианосцев на Западе? Конечно, историю этого корабля нельзя назвать впечатляющей, но причины такой нелюбви кроются прежде всего в крайней ненадежности этого авианосца.

Почти каждое плавание «Адмирала Кузнецова» заканчивалось неудачей или серьезным происшествием.

Например, во время первого развертывания в 1995 году на борту возникла серьезная нехватка воды, вызванная отказом опреснительной установки. А в 2005 году с палубы упал самолет Су-33. Третий средиземноморский рейс также имел катастрофические последствия — в 2009 году он загорелся из-за устаревшей проводки, а позднее в том же году во время заправки произошел крупный разлив нефти весом в сотни тонн.

Однако большинство проблем «Адмирала Кузнецова» связано с ненадежностью его двигательной установки. Корабль приводится в движение паровыми турбинами, но вся система с ее восемью котлами настолько неустойчива, что авианосец постоянно сопровождается буксиром на случай поломки.

Иностранные наблюдатели, находившиеся на борту авианосца, неоднократно заявляли, что российский корабль выглядит блестящим снаружи, но ужасен внутри. Система водоснабжения не рассчитана на отрицательные температуры — вода просто замерзает. Чтобы избежать прорыва труб, большинство кабин и туалетов просто отключены от водоснабжения.

Учитывая, что экипаж авианосца может превышать 1900 человек, а максимальное время пребывания в море составляет 45 дней, такие меры приводят к значительному ухудшению условий на борту.

Что касается операции в Сирии, то плавание «Адмирала Кузнецова» также не прошло гладко. Во-первых, количество самолетов, которые могли подняться в воздух одновременно, было ограничено из-за нехватки обученных пилотов.

Что не так с авианосцем

В первый месяц операции самолет МиГ-29К, принадлежащий авиакрылу «Адмирал Кузнецов», упал в море, потому что у него закончилось топливо — задержка была вызвана ремонтом троса планера, необходимого для посадки.

Менее чем через месяц другой Су-33 снова упал в море при попытке посадки. Трос планера был неисправен, и он не смог затормозить. После этого инцидента авиакрыло «Адмирала Кузнецова» двинулось на посадку.

Описание корабля

Отличительной особенностью конструкции «Кузнецова» было отсутствие паровых катапульт на взлетной палубе — их заменяла рампа. Это решение позволило сэкономить вес и полезное пространство и положительно сказалось на живучести. Однако это не позволяло использовать всю палубу для взлета, и самолеты с недостаточно мощными двигателями просто не могли взлететь с рампы.

Это привело к главной слабости авианосца — в авиагруппе не было выделенных самолетов дальней разведки. Позже эта проблема была решена путем установки на корабельные истребители «контейнеров электронной разведки». Однако они по-прежнему зависели от управления с корабля, и контейнеры с различным оборудованием были размещены не на одном истребителе, а на группе из трех.

Силовая установка корабля состоит из восьми котлов и четырех паровых турбин. В таком расположении нет ничего необычного, но в свое время оно использовалось для критики корабля. Наблюдаемый журналистами дым, выходящий из трубы единственного российского авианосца, был воспринят как признак плохого состояния «Адмирала Кузнецова».

И вопрос лишь в том, что котлы крейсера работают на мазуте. А когда судно стоит на месте, двигатели работают в таком режиме, что нагар оседает в трубе.

Конечно, мазутные котлы не обеспечивают неограниченную дальность плавания, как ядерные реакторы, но они проще и гораздо дешевле в обслуживании. А отсеки, заполненные топливом, являются частью системы защиты от торпед.

Когда проектировался авианосец, предполагалось, что он будет устойчив к близким взрывам ядерных боеголовок (до тридцати килотонн). Предусматривалось, что полетная палуба в любом случае станет непригодной для использования из-за радиоактивного заражения, а вражеские корабли придется поражать ракетами «Гранит».

Противоторпедная защита состоит из множества переборок и отсеков с дизельным топливом, чередующихся с пустыми. Он предназначен для защиты от взрывов с мощностью, эквивалентной 400 кг тротила.

Описание судна

Чтобы авианосец мог атаковать корабли противника без подъема самолетов или использования кораблей сопровождения, он был вооружен тяжелыми ракетами большой дальности P-700 «Гранит».

Ракеты так и не были использованы по назначению. Модернизация «Гранитов» для атаки наземных целей казалась вероятной, но, судя по тому, что пусковые установки уже были демонтированы, это не будет сделано.

Противовоздушная оборона крейсера обеспечивается зенитными ракетами «Кинжал», ракетными установками «Кортик» и шестиствольными автоматическими пушками АК-630 калибра 30 мм. Реактивный бомбардировщик Udav используется для защиты от торпед и подводных лодок противника.

Первоначально авиагруппа «Адмирал Кузнецов» должна была состоять из десантных модификаций тяжелого истребителя Су-27, легкого истребителя МиГ-29 и штурмовика Су-25.

Фактически, на протяжении 1990-х годов на вооружении находились только Сухои, а Су-25 — только в учебном варианте.

Истребители МиГ-29К были поставлены только в 2015 году, и ожидается, что они заменят большинство Су-33. Оставшиеся Сухи планируется использовать в качестве штурмовиков, увеличив их бомбовую нагрузку. Большинство вертолетов авианосца — противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ, к которым недавно присоединились ударные вертолеты Ка-52К.

Военный опыт

В 1936 году ей пришлось перейти от теории и доктрины к практике. Он был отправлен на гражданскую войну в Испанию. Во время этой войны Кузнецов был главным военно-морским советником республиканского правительства.

Чтобы скрыть свое участие в вооруженном конфликте на территории иностранного государства, он действовал под псевдонимом. Интересно, что он называл себя доном Николасом Лепанто. Он не случайно выбрал этот псевдоним, взяв в качестве фамилии название самого известного морского сражения, в котором Испания одержала победу. Битва при Лепанто произошла в Ионическом море в 1571 году. Священная лига, членом которой была Испания, вступила в конфликт с Османской империей. В результате союзники одержали убедительную победу.

Во время гражданской войны Кузнецов принимал непосредственное участие в организации и руководстве боевыми действиями республиканского флота, отвечал за прием транспортов с родины. После успешного возвращения с опасного задания он был награжден орденом Красного Знамени и орденом Ленина.

В 1937 году он был повышен в должности. Кузнецову было присвоено звание капитана первого ранга. С начала 1938 года до весны 1939 года он возглавлял Тихоокеанский флот в качестве командующего. В этот период ему было присвоено звание прапорщика второго ранга.

Корабли Тихоокеанского флота под командованием Кузнецова участвовали в боях у озера Хасан. Они выполняли задачу по поддержке наземных войск.

После перевода героя нашей статьи с Дальнего Востока, он был переведен в Наркомат ВМФ, заняв должность заместителя народного комиссара.

Конструкция крейсера

Внешний вид Cruiser спереди, сзади и сверху

В конструкции кораблей проекта 1143 можно выделить два основных типа — первые корабли с ракетно-артиллерийским вооружением в носовой части и модернизированный вариант с удлиненной взлетно-посадочной полосой. «Адмирал Кузнецов» относится ко второй категории, хотя большинство схем компоновки сохраняют традиционные аспекты серии.

Конструктивная защита

Защита крейсера «Адмирал Кузнецов» основана на двух ключевых факторах — вооружении, способном поразить выпущенные по кораблю ракеты, и конструктивных особенностях компоновки и используемых материалов.

Для отражения ракетных и бомбовых ударов имеются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Кинжал», установки «Кортик» и скорострельные АК-630М. Против торпедных атак многоуровневая защита обеспечивается двумя установками RBU-12000, включающими:

  • формирование ложных акустических целей;
  • формирование противоторпедных минных полей;
  • поражение торпедами с глубинными бомбами в непосредственной близости от корабля.

Для защиты судна используется прокатная сталь, а также сухие отсеки, дублирующие корпус. Большое количество переборок обеспечивает торпедную защиту шириной 4,5 м, способную выдержать попадание 400 кг тротила ниже ватерлинии. Все это позволяет отражать атаки на крейсер в одиночку, без использования кораблей поддержки.

Корпус

Сварной корпус крейсера «Адмирал Кузнецов» построен по общепринятым стандартам авианосцев. Остров надстройки смещен вправо от продольной оси корабля. Летная палуба имеет консольный выступ. Под ним находятся ангары, из которых выведены два подъемника для самолетов. Эти пространства занимают до 50% длины и 70% ширины фюзеляжа.

Согласно базовому проекту 1143, вооружение располагалось в носовой части корабля. Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет другую планировку, на его месте находится дополнительная стартовая палуба для моделей самолетов. Соответственно изменился и дизайн носовой части, крейсер стал больше похож на полноценный авианосец.

Палубы

Схема крейсера и его компонентов

Общее количество палуб, включая командную, составляет 7. Для авиации первоначальный проект крейсера предусматривал только одну угловую палубу для взлета и посадки самолетов. Такие корабли были в основном ориентированы на вертолеты и самолеты вертикального взлета. Однако такая специализация была пересмотрена.

Самолеты Як-38 не обеспечивали необходимой ударной мощи и превосходства в воздухе. В то же время в южных широтах они вообще не могли взлететь из-за влажности и высоких температур. В этом аспекте эффективность вертолетов в противолодочной войне, десантных операциях и прикрытии наземных войск также была поставлена под угрозу.

Поэтому новые корабли были оснащены прямой взлетно-посадочной палубой с рампой, способной принимать стандартные самолеты. Для этого вооружение было убрано из носовой части, а конструкция была изменена в сторону авианосной компоновки.

Авиафинишер «Светлана-2»

Авионетка — это устройство для усиленного торможения самолетов, садящихся на палубу авианосца. В случае с «Адмиралом Кузнецовым» задействована система «Светлана-2», состоящая из нескольких поперечных тросов, соединенных с гидравлической тормозной системой.

Для проекта 1143 была предоставлена интегрированная навигационная система, разработанная Электромеханическим институтом в Баку. В него входило следующее оборудование:

  • «Стрельна-1» — центральная компьютерная система, обеспечиваемая цифровым компьютером «Азов»;
  • Система курсоуказания, состоящая из двух гирокомпасов «Маяк», двух гироазимутальных горизонтов «Минута» и системы расчета курса «Сумгаит»;
  • «Catech-S» выполнял измерения скорости и угла дрейфа;
  • Приемники KPF-3K, Pirs-1 и KPI-6F принимали информацию от радионавигационных систем Route, Bras, Decca, RSDN-3, Laurent-A и Laurent-S;
  • двухантенная система «Вайгач» определяла положение и перемещение целей.

Модернизация навигационной и оптической систем позволила заменить большую часть оборудования. В основе лежит навигационная система Beysur. Средства наблюдения также представлены современными радиолокационными системами.

Опала

Несмотря на успехи во время войны, вскоре после ее окончания герой нашей статьи попал в опалу. Не помогли даже многочисленные награды Николая Герасимовича Кузнецова.

В феврале 1946 года Народный комиссариат военно-морского флота был распущен. Сталин решил включить военно-морской флот в состав Вооруженных сил Советского Союза. Кузнецов стал заместителем народного комиссара, позже названным министром.

В начале 1947 года между адмиралом и генералиссимусом состоялся неприятный разговор, который выявил многочисленные разногласия между ними. Причиной тому стала программа дальнейшего развития военно-морского флота.

В результате Кузнецов был отстранен от командования. Его лишили высокого поста и поставили во главе военно-морских учебных заведений.

На этом его проблемы не закончились. Через несколько месяцев Николай Герасимович предстал перед так называемым Судом чести, организованным Министерством вооруженных сил. Вместе с Кузнецовым к ответственности были привлечены адмиралы Алафузов, Галлер и Степанов. Судебный процесс вел маршал Говоров.

Утверждалось, что в период с 1942 по 1944 год они без разрешения властей передали американцам и британцам секретные чертежи, включавшие описания гранат с дистанционным управлением, высотных торпед, запускаемых с парашютом, схемы управления стрельбой, артиллерийских систем и большое количество военно-морских карт, которые считались секретными.

По решению Суда чести все четверо обвиняемых были признаны виновными в совершении преступления. Было принято решение обратиться в Совет министров с просьбой передать дело офицеров на дальнейшее рассмотрение в Военную коллегию.

Также в феврале 1948 года Военный колледж признал адмиралов виновными. При рассмотрении дела Кузнецова отдельно были отмечены его выдающиеся заслуги, и только по этой причине было принято решение освободить его от уголовного наказания. Ходатайство о понижении в звании до контр-адмирала этим и ограничилось. Все остальные обвиняемые получили реальные тюремные сроки.

Кузнецов, находясь в опале, не ушел в отставку. Он был назначен заместителем верховного главнокомандующего военно-морскими силами на Дальнем Востоке. Затем он становится командующим военно-морскими силами в Тихом океане.

В начале 1950-х годов Кузнецов постепенно начал восстанавливать свои позиции в руководстве Советской армии. В начале 1951 года ему было присвоено звание вице-адмирала, а в июле он даже был назначен министром военно-морского флота. Он оставался на этой должности до 15 марта 1953 года.

13 мая, через несколько месяцев после смерти Сталина, он был произведен в адмиралы. В то же время было объявлено, что его судимость была погашена.

Нарком ВМФ

В конце 37-го года в его жизни происходит важное событие — срочный телефонный звонок Сталину. После аудиенции у вождя Кузнецов назначается первым заместителем народного комиссара ВМФ. Сейчас он переезжает в Москву, но ему все равно приходится ездить в Тихий океан, чтобы вернуть свой бизнес. Его сопровождала Вера, и это был их медовый месяц. Они больше никогда не расставались.
Вскоре Кузнецов был назначен народным комиссаром. А осенью 39-го года началась Вторая мировая война. До войны, которая войдет в историю как Великая Отечественная, оставалось менее двух лет. Именно столько времени оставалось у страны, чтобы подготовиться и понять уроки прошлого. Было о чем подумать.
Первые два десятилетия 20-го века были отмечены героизмом миллионов русских воинов и полной бездарностью военной добычи. Поражение царской армии в русско-японской войне через десять лет сменилось военной катастрофой Первой мировой войны. Двадцать лет спустя история повторилась. За тяжелой и трудной войной против финнов в 1940-х годах последовала катастрофа первых месяцев Второй мировой войны.
Ослабив государство и военную элиту, Сталин получил не просто лояльного чиновника, а человека, неспособного принимать самостоятельные решения. Все решалось по приказу и решению главнокомандующего.  В результате некоторые советские генералы сделали то, чего от них ожидал Адольф Гитлер: война застала страну и армию врасплох.

В ноябре 1939 года народный комиссар Кузнецов подписал директиву о трехуровневой системе боеготовности военно-морских сил. Об этих и других мерах на высшем уровне сообщает Кузнецов. В ответ нет ни одобрения, ни поддержки. Для себя он объясняет это тем, что политическое руководство страны не занимается вопросами военно-морского флота. Трудно организовать встречу со Сталиным. Никто в военном руководстве не хочет брать на себя ответственность, поэтому ему приходится принимать решение самому. Необходимо подготовить флот к войне.

Последний раз Кузнецов встречался с генсеком 13 июня 41 года. Народный комиссар давно просил о встрече, ссылаясь на информацию государственной важности. Накануне он получил от командующих флотами сообщения о том, что суда под немецким флагом спешно покидают советские порты. Это говорило о том, что война может начаться в любой день. В самом начале доклада Сталин раздраженно прервал Кузнецова, назвав его алармистом, а любые выводы о военной угрозе — провокацией.

На следующий день было опубликовано официальное сообщение ТАСС. В нем категорически отвергались слухи о войне и подчеркивался дружественный характер отношений между СССР и нацистской Германией. Народный комиссар Кузнецов не верил в эту дружбу. Адмирал чувствовал, что война неизбежна.

Вечером 21 июня, нарушив все правила секретности, он отдал по телефону личный приказ открытым текстом: флоты должны перейти на высший уровень боевой готовности. Он сделал это на свой страх и риск. Он знал, что приказ займет слишком много времени, чтобы дойти до него по обычным каналам связи. Вечером 21-го числа на всех кораблях советского флота зазвонили колокола боевой тревоги. К полуночи все флоты страны были приведены в боевую готовность.

Один из первых комиссаров, Кузнецов, узнал о воздушной атаке на Севастополь. Несмотря на бомбардировки, связь с военно-морскими базами работает. Николай Герасимович пытается дозвониться до Сталина. Машина для прямого общения с лидером молчит. На другие звонки также не отвечают. Зловещая, страшная тишина в Кремле.

Кузнецов не сомневается, что война началась и будет ужасно тяжелой. Первым удар принял на себя Севастополь, затем бомбардировке подверглись другие базы. Противник рассчитывал в результате этих бомбардировок обездвижить советский флот, поскольку уже в первый день войны ему удалось уничтожить почти всю советскую авиацию — 1200 самолетов. Но 22 июня флот сохранил абсолютно все свои боевые корабли и гидросамолеты. Система готовности адмирала Кузнецова спасла тысячи жизней. Такова цена единственного, независимого решения.

23 июня Николай Герасимович начинает активные морские боевые действия против союзников Германии — Финляндии и Румынии. Корабли уничтожают промышленные объекты и базы противника. Еще через день по его приказу формируются речные и озерные флотилии, на море устанавливаются мины и сетевые заграждения. В первые часы и дни войны кажется, что действия флота не зависят от общей ситуации.

Вооружение

Упрощенная схема крейсера с акцентом на вооружение

Вооружение крейсера «Адмирал Кузнецов» условно делится на три категории:

  • авиация, включая самолеты и вертолеты;
  • оружие для поражения надводных, надводных и воздушных целей;
  • противолодочные системы.

Все это оружие означает, что корабль оснащен для участия в глобальной конфронтации, включая применение ядерного оружия. За пределами этих сценариев корабль может обеспечивать прикрытие наземных операций в локальных конфликтах.

Самолеты

Вопрос о том, сколько самолетов на авианосце «Адмирал Кузнецов», имеет неоднозначный ответ. Согласно проекту, авиагруппа крейсера насчитывает 50 самолетов и вертолетов:

  • 26 истребителей МиГ-29К или Су-27К;
  • 4 вертолета Ка-27РЛД;
  • 18 противолодочных вертолетов Ка-27 или Ка-29;
  • 2 вертолета Ка-27ПС.

В состав нынешней авиагруппы входят:

  • 14 истребителей Су-33;
  • два учебно-тренировочных штурмовика Су-25УТГ;
  • 10 истребителей МиГ-29К;
  • 4 истребителя МиГ-29КУБ.

Состав авиагруппы меняется в зависимости от задач, стоящих перед крейсером. Например, при высадке десанта и поддержке пехоты акцент переносится на вертолеты.

ПКР «Гранит»

Авианесущий крейсер несет 12 противокорабельных комплексов 4К89 «Гранит». Пусковые установки расположены под трапом в носовой части корабля. Приведение их в готовность и открытие шлюзов приводит к отмене рейсов.

Ракеты способны поражать цели на дальности до 700 км и имеют стартовую массу 750 кг. Изначально они были разработаны для уничтожения надводных целей, но последующие модернизации сделали их эффективным оружием и против надводных целей.

ЗРК «Кинжал»

Для противодействия воздушным ударам «Адмирал Кузнецов» имеет 24 пусковые установки зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Кинжал». Боеприпасы рассчитаны на 192 ракеты. Она предназначена для поражения воздушных целей в зоне ближнего действия.

ЗКБР «Кортик»

Помимо ЗРК «Кинжал», крейсер оснащен ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик» (земля-воздух). Имеется восемь таких систем, нацеленных на вражеские высокоточные ракеты и воздушные цели, а также на малоразмерные надводные и наземные цели. Общий боезапас составляет 256 патронов.

Глубинные бомбы

Два реактивных бомбардировщика RBU-12000 Udav используются для противолодочной и торпедной войны. Системы являются стационарными и имеют две плоскости наведения с десятью стволами. Боезапас — 60 глубинных бомб.

АК-630

В качестве дополнительного вооружения крейсер оснащен шестью морскими артиллерийскими системами АК-630, каждая из которых имеет шесть 30-калиберных орудий. Предназначенные для самообороны, они способны поражать воздушные цели на наклонной дальности 4 км и легкие надводные цели на дальности 5 км. Его боезапас состоит из 48 000 патронов.

Интересные факты и технические характеристики

Уникальный класс корабля — «авиационный крейсер» — давал ему юридическую возможность, будучи фактически полноценным авианосцем, свободно действовать в Черном море (Конвенция Монтре запрещает авианосцам проходить через Босфор).

Если в ходе модернизации «Кузнецов» лишится вооружения в виде ударных ракет, он может потерять свой шанс. Но это вряд ли будет иметь решающее значение, поскольку Черноморский регион не очень нуждается в авианосцах.

Второй корабль проекта, «Варяг», несколько отличающийся по конструкции, был передан Украине в 1990-х годах и не был достроен. Затем оно было продано Китаю, якобы для переоборудования в плавучий отель. В результате с 2012 года он служит в ВМС НОАК под названием Liaoning.

В таблице показаны крейсер «Адмирал Кузнецов», американский авианосец «Нимиц» как типичный представитель американских «суперносителей», французский «Шарль де Голль», недавно построенный, и новейший британский корабль «Куин Элизабет».

ВМС США «Адмирал Кузнецов USS Nimitz (CVN-69) Шарль де Голль (R91) HMS Queen Elizabeth
Длина, м 305 332,9 261,5 284
Ширина летного поля, м 70 76,8 64,36 73
Полное перемещение, т 55000 106300 42000 65000
Скорость, узлы 29 30 27 25
Ассортимент парусов 8000 миль со скоростью 18 узлов Неограниченный Неограниченный 10000 миль при скорости 15 узлов
Вооружение 12 x ПЛАРБ «Гранит», 24 x ЗРК «Кинжал», 8 x ЗРК «Кортик», 6 x АК-630, 2 x РБУ «Боа 2 x Sea Sparrow, 2 x RAM, 2 x Phalanx, 2 x 25 мм орудия, 10 x 12,7 мм пулеметов 4 x Aster, 2 x Mistral, 8 x 20-мм пушек Нет данных
Air Group 28 самолетов, 14 вертолетов 90 самолетов и вертолетов До 40 самолетов и вертолетов До 40 самолетов и вертолетов
Экипаж, люди 1960 более 5 000 1950 до 1 600

Верно, что «Кузнецов» уступает американским тяжелым авианосцам по силе и дальности действия авиагруппы. Но заслуживает ли он того, чтобы его снесли — ведь современные европейские авианосцы по своим качествам (и размерам) схожи с «Кузнецовым». Возможно, размещение мощного ракетного вооружения на авианосце нецелесообразно. Но первоначальный проект новейшего британского авианосца даже не предусматривает оборонительного вооружения, и будет ли оно установлено позже, пока неизвестно. Вряд ли это можно считать преимуществом.

Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров

Из-за экономической ситуации почти все корабли проекта 1143 были проданы или разобраны. «Адмирал Кузнецов» остался единственным авианесущим крейсером на вооружении Российской Федерации. ВМС также не имеют полноценных авианосцев.

Дискуссии о разработке оружия в этой области ведутся с 2000-х гг. Без авианосцев Россия не может иметь достаточно сильный флот. Однако их проектирование и установка требуют значительных денежных затрат. Также нет оборудованной верфи, способной собирать новые корабли.

Учитывая, что «Адмирал Кузнецов» отправлен на модернизацию до 2021 года, вопрос об авианосцах остается актуальным. Разработки на сегодняшний день сосредоточены на строительстве таких кораблей с ядерными реакторами. Проекты Storm и La Manatee могут оказаться перспективными, но требуют значительных средств, которые Министерство обороны пока не в состоянии выделить.

Руководство Советским флотом

Николай Герасимович Кузнецов

Важным моментом в биографии адмирала Кузнецова стал 1939 год, когда он, будучи народным комиссаром, принял на себя фактическое руководство советским флотом.

Это было неожиданное кадровое решение, поскольку офицеру на тот момент было всего 34 года. Неудивительно, что Кузнецов был одним из самых молодых комиссаров в стране. Кроме того, он был первым морским офицером, занимавшим этот пост, поскольку до него советский флот возглавляли Михаил Петрович Фриновский, сотрудник органов государственной безопасности, и Петр Александрович Смирнов, военный комиссар первого ранга.

Оба прославились среди своих подчиненных тем, что стали организаторами массовых репрессий. А смена командиров неизменно следовала за казнью предыдущего.

Современные историки называют Смирнова одним из главных организаторов репрессий в вооруженных силах. Он инициировал и лично санкционировал аресты многих политических работников и красных командиров.

В результате он сам был арестован в июне 1938 года. За участие в нацистском заговоре он был приговорен судом к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.

Его сменил Михаил Фриновский, также считавшийся одним из организаторов «Большого террора». В сентябре он был назначен народным комиссаром военно-морского флота, но уже в апреле 1939 года был снят со всех постов после обвинений в фашистских и троцкистских заговорах в НКВД. Он признался в преступлении и также был казнен. Примечательно, что Фриновский, в отличие от большинства жертв сталинских репрессий, не был реабилитирован.

Став народным комиссаром вместо Фриновского, Кузнецов приступил к наведению порядка в армии. Ему принадлежит заслуга в укреплении военно-морского флота перед войной, который был практически обезглавлен чекистскими чистками. Николай Герасимович организовал несколько масштабных учений и лично посетил большое количество кораблей, решая кадровые и организационные проблемы.

Будучи комиссаром ВМФ СССР, он инициировал открытие военно-морских спецшкол и училищ, которые действуют и по сей день. Они известны как Нахимовские училища.

Именно благодаря его усилиям была сохранена научно-педагогическая инженерная школа в Ленинграде. Кроме того, в его состав вернулся факультет морской техники. Научно-педагогическое инженерное училище в Николаевске было восстановлено как Военно-инженерная академия.

Под пристальным наблюдением адмирала были разработаны и приняты корабельные и дисциплинарные уставы ВМФ.

В июле 1939 года он стал инициатором празднования Дня Военно-морского флота. Этот праздник сохранился до наших дней. Он и сегодня отмечается 24 июля.

В 1940 году, во время реформы советской армии, среди старших командиров были введены звания адмирала и генерала. Таким образом, Николай Герасимович Кузнецов стал адмиралом советского флота.

Понимая, что война вот-вот начнется, он приложил все усилия, чтобы советский флот встретил ее во всеоружии. Например, в 1941 году он приказал создать роту специального назначения, первое специальное водолазное подразделение в Советском Союзе.

Чем отличается авианосец от авианесущего крейсера

Несмотря на компоновку авианосца, «Адмирал Кузнецов» остается авиационным крейсером

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — единственный корабль с авиацией на борту, который может находиться в Черном море. Право на это ему дает Конвенция Монтрё 1936 года, которая запрещает авианосцам заходить в эти воды. В этом документе также определена концепция таких судов.

Согласно статье 11 Конвенции Монтрё, авианосец — это корабль, построенный и оборудованный для воздушных операций. Смещение не имеет значения. Если основное назначение корабля не авиация, то даже если у него есть полетные палубы, он не считается авианосцем.

Наличие РПКСН «Гранит» на борту «Адмирала Кузнецова» классифицирует крейсер как линкор, что позволяет ему пройти через Босфор и Дарданеллы. Кроме того, статья 19 Конвенции допускает присутствие полноценных российских авианосцев в Черном море в случае войны с одним из черноморских государств. Турция может закрыть проливы для оказания такой помощи, но только после согласования с Лигой Наций, которой не существует.

В этом контексте обращается внимание на боевые задачи авианесущего крейсера:

  • противовоздушная оборона кораблей сопровождения;
  • противолодочное и противолодочное охранение противника;
  • обнаружение и уничтожение надводных сил противника;
  • обеспечение и прикрытие амфибийных операций.

Эти аспекты приводят к тому, что роль авиации отходит на второй план. Скорее, задача самолета заключается в обеспечении прикрытия корабля от вражеских самолетов. Следовательно, ключевое различие между авианосцем и воздушным крейсером заключается в вооружении и объеме выполняемых задач.

Адмирал снова в немилости

Казалось, что после смерти Сталина положение Кузнецова должно быть окончательно восстановлено. Поначалу это действительно было так.

К 1955 году герой нашей статьи занимает должность первого заместителя министра обороны, являясь де-факто главнокомандующим ВМФ. В марте 1955 года его воинское звание вновь приравнивается к маршалу, за что полагается соответствующая звезда.

В этот период он уделял большое внимание разработке авианосцев и технологическому перевооружению флота.

Но и здесь его вскоре ожидает позор. На этот раз ему не удается наладить отношения с министром обороны. Эту должность занимал легендарный в то время вице-маршал Георгий Константинович Жуков. О конфликтах между ними было известно еще до войны.

В декабре 1955 года Кузнецов был снят с должности. Его официально обвинили во взрыве, произошедшем на линкоре «Новороссийск», хотя сам адмирал в это время находился в отпуске по состоянию здоровья. Через два месяца он был снова понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку. При этом для офицера его ранга это было сделано унизительной фразой «без права работы на флоте».

Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Эксплуатация авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» первоначально проходила в сложных экономических условиях. Первый период характеризовался длительными испытаниями и затянувшимся ремонтом. Позже акцент сместился на участие в учениях и боевом дежурстве. Ремонтные работы проводятся после каждого крупного прохода.

Участие в учениях и боевых условиях

Первый этап службы корабля длился с 1992 по 1994 год, в конце 1995 года он был введен в боевой состав в Средиземноморье, а затем почти два года находился в капитальном ремонте.

Участие в учениях и боевых условиях

В 1998 году крейсер принял участие в крупномасштабных учениях, а в 1999 году — в двух боевых учениях. Он принимал участие в учениях 2000 года, в ходе которых затонул К-141 «Курск», и был задействован в поисково-спасательных операциях.

В 2001-04 годах корабль проходил плановый капитальный ремонт. Затем он вместе с несколькими другими кораблями принял участие в месячном круизе по Северной Атлантике. В 2005-07 годах он продолжал боевую службу, после чего возглавил группу кораблей в экспедиции в Атлантический океан и снова в Средиземное море до 2008 года.

За круизом последовал новый капитальный ремонт, в ходе которого были модернизированы многие агрегаты корабля. В 2011 году вместе с несколькими кораблями Северного флота он совершил переход к берегам Сирии, плавание, которое завершилось в 2014 году. В 2015 и 2016 годах он проходил техническое обслуживание.

В конце 2016 и начале 2017 года «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи у берегов Сирии. Корабль совершил около 420 боевых вылетов, нанося удары по позициям террористов. В феврале 2017 года корабль вернулся к месту постоянной дислокации в Североморск. 23 февраля 2020 года крейсер был награжден орденом Ушакова.

В 2017-20 годах судно проходит модернизацию и замену ряда оборудования. Ожидается, что после завершения работ срок службы судна будет продлен на 10 лет. Ее возвращение в состав флота запланировано на 2021 год. Неизвестно, как долго эти работы будут продолжаться на практике.

Мемуары

На пути к победе

Находясь в вынужденной отставке в возрасте 49 лет, адмирал приступает к написанию своих мемуаров. Николай Герасимович Кузнецов много писал о Великой Отечественной войне, сталинских репрессиях. Однако большинство этих работ были опубликованы только после его смерти, когда в стране сменился режим.

В этих работах он обличал вмешательство партии в военные дела, отмечая, что в СССР закон не управляет государством так, как должен.

Одна из самых известных книг Кузнецова — его мемуары «Курсом к победе».

Многие отмечали, что в отличие от большинства офицерских мемуаров, воспоминания Кузнецова написаны ясным литературным языком и имеют прекрасный стиль.

В то же время его роль в победе над фашистскими захватчиками долгие годы усиленно ретушировалась в официальной истории СССР. Власти не хотели признавать важность роли дискредитированного адмирала в победе.

После отставки Жукова и Хрущева инициативная группа ветеранов ВМФ неоднократно обращалась к правительству с требованием восстановить Кузнецова в звании. Было предложено включить его в группу генеральных инспекторов Министерства обороны, что дало бы ему значительные материальные и символические преимущества. Все эти инициативы встретили ожесточенное сопротивление со стороны нового командующего флотом Сергея Горшкова.

Только в 1965 году, когда Брежнев включил Кузнецова в число выдающихся советских военачальников во время празднования Дня Победы, он постепенно начал возвращаться к общественной жизни.

Все эти годы только благодаря поддержке семьи Кузнецов оставался в строю. Несмотря на его реабилитацию высшими органами власти страны, воинское звание ему не было возвращено.

В 1974 году Николай Кузнецов умер в возрасте 70 лет. Причина его смерти официально не разглашалась; известно лишь, что в последние годы он был серьезно болен.

Он не мог быть восстановлен в должности, пока Горшков был жив. Это было сделано только в 1988 году. Посмертно герой нашей статьи был восстановлен в звании адмирала флота.

Дети Николая Герасимовича Кузнецова могли утешаться лишь тем, что честь их отца была восстановлена. Адмирал воспитал трех сыновей — Виктора, Владимира и Николая.

Война с фашизмом

Когда гитлеровские войска напали на СССР, военно-морской флот был гораздо лучше подготовлен к борьбе с врагом, чем всего несколькими днями ранее. Кузнецов смог укрепить свою боевую мощь, значительно повысив боеготовность сил и средств боевых подразделений.

Эти меры были срочно приняты незадолго до нападения Германии на СССР. В ту же ночь 22 июня был отдан приказ о приведении в полную боевую готовность. Именно это решение героя нашей статьи позволило избежать значительных потерь морской авиации и боевых кораблей.

Во время войны Николай Герасимович Кузнецов был назначен членом Ставки Главнокомандующего. Он регулярно бывал на фронте, ходил на корабли, сражающиеся на передовой, выполнял важные и ответственные боевые задания. Он контролировал процесс их подготовки.

Советский флот, подготовленный Кузнецовым, предотвратил высадку немецкого десанта на Кавказ с моря, на что очень надеялся Адольф Гитлер. Подводный флот и морская авиация сыграли неоценимую роль в противостоянии врагу.

Советские корабли оказывали помощь союзникам на постоянной основе, сопровождая суда, полученные по программе ленд-лиза. Сам Кузнецов всегда уделял особое внимание военно-морскому образованию.

В начале 1945 года он стал членом Государственного комитета обороны и участвовал в составе советской делегации, работавшей на Потсдамской и Крымской конференциях.

После разгрома фашистских захватчиков его роль в общем успехе трудно переоценить. Звание Кузнецова было приравнено к маршалу. Ему были вручены погоны соответствующего образца.

За вклад в победу над фашизмом 14 сентября того же года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Для Николая Герасимовича Кузнецова эта награда стала одной из самых важных в его жизни.

Читайте также: Узнайте как получить белый билет — кому положено и как оформить

Память

Мемориал адмирала Кузнецова

Память о Николае Кузнецове жива во многих городах России. В Архангельске, например, его именем названа улица. Памятник адмиралу Кузнецову был установлен в 2010 году. Он расположен на центральной площади Архангельска. Офицер изображен во всей красе.

Памятники адмиралу Кузнецову есть и в ряде других российских городов. В Севастополе установлен бюст.

Оцените статью
Военное дело
Adblock
detector