Авианосец адмирал Кузнецов: характеристики и история авианесущего крейсера

Срочная служба
Содержание
  1. История создания
  2. Проектирование Корабль способен одновременно нести 28 современных истребителей МиГ и Су-33.
  3. Постройка и испытания
  4. Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»
  5. Участие в учениях и боевых условиях
  6. Описание крейсера
  7. Общие характеристики
  8. Описание корпуса
  9. Броня
  10. Энергетическая установка
  11. Экипаж и вместимость
  12. Вооружение
  13. Авиационное вооружение
  14. Средства связи
  15. Интересные факты и технические характеристики
  16. Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров
  17. История службы авианосца
  18. Другие военные корабли Военно-морского флота России
  19. Крупные надводные суда ВМФ России
  20. Фрегаты ВМФ России
  21. Корветы ВМФ России
  22. Патрульные суда ВМФ России
  23. Малые ракетные корабли (МРК) ВМФ России
  24. Атомные подводные крейсеры (АПК) ВМФ России
  25. Командиры
  26. Конструкция крейсера
  27. Конструктивная защита
  28. Корпус
  29. Палубы
  30. Авиафинишер «Светлана-2»
  31. Навигационная и оптическая система
  32. Что не так с авианосцем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
  33. Архитектура судна
  34. Вооружение
  35. Самолеты
  36. ПКР «Гранит»
  37. ЗРК «Кинжал»
  38. ЗКБР «Кортик»
  39. Глубинные бомбы
  40. АК-630
  41. Чем отличается авианосец от авианесущего крейсера
  42. Комплектация корабля и условия службы

История создания

Адмирал Кузнецов» — авианосец, увидевший мир благодаря проекту 1143. Интересно, что разработка авианосцев этого класса началась в Советском Союзе еще до начала Второй мировой войны. Однако технические возможности в то время были сильно ограничены, поэтому в 1970-х и 1980-х годах появились корабли проекта 1143.

Задачи, которые необходимо было решить в рамках данного проекта, были следующими:

  • Оснастить корабль способностью вести противовоздушную оборону как самого корабля, так и оборудования, находящегося поблизости;
  • Возможность охраны подводных крейсеров с корабля;
  • Обнаружение и уничтожение вражеских подводных лодок;
  • обнаружение и уничтожение надводных сил противника;
  • десант морской пехоты.

Другими словами, корабль должен был иметь внушительные размеры, чтобы обеспечить транспортировку десантных войск, вместить необходимое военное оборудование и быть оборудованным посадочной площадкой. Размеры такого корабля должны были быть очень большими.

В ходе реализации проекта было построено несколько кораблей, отвечающих заявленным требованиям. Все они встретили довольно печальную судьбу, например, корабли «Киев» и «Минск», построенные в рамках этого проекта, спустя несколько десятилетий были проданы в Китай и Корею и сейчас эксплуатируются в качестве аттракциона. Авианесущий крейсер «Новороссийск» был продан Корее в середине 1990-х годов и сдан на слом два года спустя. Судьба крейсера Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова сложилась иначе, и сегодня он успешно действует в составе Северного флота.

Проектирование
Корабль способен одновременно нести 28 современных истребителей МиГ и Су-33.

ВМФ СССР адмирала Н.Г. Кузнецова планировал строительство тяжелого авианосца еще во время Второй мировой войны, но только в середине 1950-х годов такой корабль был успешно внесен в проектные планы. Однако позже в его честь был назван корабль, построенный по этому проекту.

Кузнецов» заложил основы проекта 85, в рамках которого разрабатывались корабли аналогичного класса. Адмирал попал в опалу и был смещен со своего поста в 1955 году, в результате чего реализация проекта была отложена на долгих 30 лет.

Проект 1123 преуспел в оценке потенциала авианосцев, но корабли этого проекта имели ряд недостатков, например, вертолетную площадку. Армейских вертолетов оказалось недостаточно для проведения полноценной высадки десанта, поэтому разработка продолжалась.

Результатом стал проект 1143, основной идеей которого было оснащение авианосца полноразмерной взлетно-посадочной полосой для использования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. Другими словами, корабль должен был стать полноценной мобильной авиабазой.

В его ходе были созданы корабли «Киев», «Новороссийск» и «Рига». В принципе, все это были корабли одного типа.

Однако эти корабли не были совершенными и имели множество недостатков. Проект необходимо было развивать дальше. Таким образом, в ходе реализации проекта 1143.5-1143.7 были созданы три проекта тяжелых авианесущих крейсеров:

  • «Адмирал Кузнецов»;
  • «Варяг»;
  • «Ульяновск».

По сути, они являются эволюцией кораблей проекта 1143. Отличием новых крейсеров была расширенная палуба и спусковая рампа.

Все корабли проекта были собраны на Николаевском Черноморском судостроительном заводе.

«Варяг», который достался Украине после распада СССР, был продан Китаю. Он был переименован в «Ляонин» и в настоящее время успешно служит в китайском флоте.

Авианосец «Ульяновск» так и не был достроен. Его завершение было запланировано на 1995 год, но судно было разобрано.

Единственным действующим тяжелым авиационным крейсером этой конструкции, попавшим в Россию, был «Адмирал Кузнецов». Чертежи авианосца «Кузнецов» Адмиральского флота пересматривались несколько раз. Корабль несколько раз переименовывался, но сейчас успешно выполняет свои функции в составе Северного флота ВМФ России.

Постройка и испытания

В отличие от американских авианосцев, он оборудован рампой, позволяющей самолетам набирать скорость при взлете

Проект строительства тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» был утвержден в 1982 году. Строительством занимался Черноморский судостроительный завод, расположенный в Николаеве.

Корабль «Адмирал Кузнецов» успел сменить множество названий с момента начала проекта до его спуска на воду.

Во время проектирования авианосец был окрещен «Советским Союзом». Однако, когда проект был утвержден, название корабля было изменено на «Рига». Именно под таким названием в первый день осени 1982 года началось строительство крейсера.

В начале декабря 1987 года корабль был спущен на воду под названием «Леонид Брежнев», а к началу испытаний название корабля было вновь изменено, на этот раз на «Тбилиси».

Авианосец стал «Адмиралом» только в 1990 году. В итоге название прилипло к тяжелому авианесущему крейсеру, и именно так он известен по сей день.

Строительство заняло много времени. Учитывая, что разработка проекта началась еще в 1970-х годах, можно сказать, что путь корабля от проектирования до испытаний был очень долгим.

Дизайн был разработан Ленинградским конструкторским бюро. Процессом руководили дизайнеры Ю.Д. Сергеев и Л.В. Белов.

Интересно, что именно Л.В. Белов сыграл решающую роль в судьбе корабля «Адмирал Кузнецов». Он был главным конструктором крейсера в период от завершения строительства до передачи корабля флоту. Именно этот человек взял на себя всю ответственность за то, чтобы корабль, тогда еще недостроенный, вышел в море и смог принять участие в испытаниях. Именно благодаря этому знаменитому конструктору корабль был построен в советское время, избежав тем самым участи «Ульянки», которая так и не была достроена и попала в металлолом.

В 1985 году крейсер был спущен на воду, и в связи с этим продолжилась достройка авианосца. Ленинградский завод отвечал за оснащение судна, а Николаевский завод — за строительство и сборку. В 1989 году еще недостроенный авианосец принял участие в испытаниях самолетов, которые впоследствии будут перевозиться на его борту. Через месяц после испытаний корабль вернулся на верфь для дальнейших доработок, а в 1990 году он неоднократно принимал участие в различных испытаниях. Еще через год, в 1991 году, он был окончательно введен в эксплуатацию и передан Северному флоту.

Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Эксплуатация авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» первоначально проходила в сложных экономических условиях. Первый период характеризовался длительными испытаниями и затянувшимся ремонтом. Позже акцент сместился на участие в учениях и боевом дежурстве. Ремонтные работы проводятся после каждого крупного прохода.

Участие в учениях и боевых условиях

Первый этап службы корабля длился с 1992 по 1994 год, в конце 1995 года он был введен в боевой состав в Средиземноморье, а затем почти два года находился в капитальном ремонте.

Участие в учениях и боевых условиях

В 1998 году крейсер принял участие в крупномасштабных учениях, а в 1999 году — в двух боевых учениях. Он принимал участие в учениях 2000 года, в ходе которых затонул К-141 «Курск», и был задействован в поисково-спасательных операциях.

В 2001-04 годах корабль проходил плановый капитальный ремонт. Затем он вместе с несколькими другими кораблями принял участие в месячном круизе по Северной Атлантике. В 2005-07 годах он продолжал боевую службу, после чего возглавил группу кораблей в экспедиции в Атлантический океан и снова в Средиземное море до 2008 года.

За круизом последовал новый капитальный ремонт, в ходе которого были модернизированы многие агрегаты корабля. В 2011 году вместе с несколькими кораблями Северного флота он совершил переход к берегам Сирии, который завершился в 2014 году. В 2015 и 2016 годах он проходил техническое обслуживание.

В конце 2016 и начале 2017 года «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи у берегов Сирии. Корабль совершил около 420 боевых вылетов, нанося удары по позициям террористов. В феврале 2017 года корабль вернулся к месту постоянной дислокации в Североморск. 23 февраля 2020 года крейсер был награжден орденом Ушакова.

В 2017-20 годах судно проходит модернизацию и замену ряда оборудования. Ожидается, что после завершения работ срок службы судна будет продлен на 10 лет. Ее возвращение в состав флота запланировано на 2021 год. Неизвестно, как долго эти работы будут продолжаться на практике.

Описание крейсера

История авианосца «Адмирал Кузнецов» полна событий. Корабль мог бы никогда не увидеть мир, если бы не конструктор Белова Л.В. Сегодня авианосец «Адмирал Кузнецов» — единственный корабль этого класса в России и флагман Северного флота — крупнейшего структурного подразделения ВМФ России.

Общие характеристики

Максимальная скорость — около 30 узлов

Крейсер «Адмирал Кузнецов» обладает впечатляющими техническими параметрами. Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет длину 305 метров и ширину 72 метра. Корабль должен весить очень много. Водоизмещение авианосца «Адмирал Кузнецов» достигает 61 000 тонн.

Размеры, длина и ширина авианосца, соответствуют количеству самолетов, которые могут составить воздушное вооружение «Адмирала Кузнецова».

Описание корпуса

Корпус судна был построен на Николаевском заводе, а все оборудование было изготовлено в Ленинграде. Корпус судна представляет собой сварную стальную конструкцию. По всей длине судна установлено двойное дно.

Судно оборудовано семью палубами и двумя платформами. Ангар защищен от возможного пожара огнеупорными перегородками, разделяющими его на четыре независимых помещения. Судно оборудовано специальной системой, которая позволила отказаться от использования тракторов и снизить вероятность появления сильных выхлопных газов в ангаре во время работы судна.

TACR (тяжелый авианесущий крейсер) «Адмирал Кузнецов» оснащен стартовой палубой площадью более 14 800 квадратных метров, что вдвое больше, чем у предыдущих крейсеров проекта 1143.

Особенности:

  • стартовая рампа;
  • специальное покрытие палубы для лучшего сцепления с шасси;
  • три платформы вертикального запуска;
  • 12 пусковых установок ПКРК «Гранит» под палубой;
  • дефлекторы для защиты персонала и оборудования от выхлопных газов реактивных двигателей;
  • гидравлические разрядники для удержания самолета до взлета.

Посадку самолетов на борт обеспечивают аэрофинишеры.

Броня

Топливное отделение и отделение боеприпасов оснащены тяжелой коробчатой броней. Ширина противоторпедной защиты составляет 450 см.

Энергетическая установка

Силовая установка практически идентична той, что установлена на других авианосцах проекта 1143. Авианосец «Кузя» или «Кузнец» получил модернизацию топливных баков. Это позволило увеличить мощность до 200 000 л.с.

Турбины работают от восьми котлов с паропроизводительностью 115 т/ч.

Количество гребных винтов — 4. Максимальная скорость — 29 узлов, экономичная скорость — 18 узлов. Автономность — 45 дней.

Экипаж и вместимость

Экипаж авианосца «Адмирал Кузнецов» составляет 1 980 человек. Экипаж авианосца составляет до 620 человек.

Таким образом, по проекту общее число достигает 2 600 человек. Однако после размещения командного состава эта цифра увеличивается до 2 660 человек.

Особенностью авианосца являются просторные жилые помещения, в которых с комфортом могут разместиться люди, находящиеся на борту. Однако на сегодняшний день количество людей на авианосце даже близко не соответствует проектным нормам. Большинство жилых помещений остаются незанятыми во время эксплуатации судна.

Вооружение

Российский авианосец, ранее называвшийся «Тбилиси», находится на борту с 2014 года:

  • «Гранит», система ракетного оружия с дальностью стрельбы до 550 км;
  • Универсальный ЗРК KINJAL со 192 ракетами;
  • Зенитно-ракетный артиллерийский комплекс «Кортик» с 256 ракетами;
  • Ракетный бомбардировщик «Удав»;
  • Автоматическая палубная артиллерийская установка АК-630.

Вооружение крейсера постоянно модернизируется. Крейсер также оснащен противоторпедными и противокорабельными ракетными комплексами.

Основной ударной системой является установка «Гранит».

Авиационное вооружение

МиГ-29К составляют основу вооружения корабля

Видя размеры крейсера «Адмирал Кузнецов», многие задаются вопросом, сколько самолетов перевозится на авианосце. Согласно проекту, авиагруппа рассчитана на 50 самолетов. Это 26 самолетов, 18 вертолетов противолодочной борьбы, четыре радарных вертолета и два поисково-спасательных вертолета.

Однако на сегодняшний день эскадрилья заметно сократилась, в основном из-за недостатка финансирования.

Текущее воздушное вооружение крейсера:

  • боевые самолеты — 16
  • учебные самолеты — 2;
  • учебно-боевые самолеты — 2;
  • вертолетов — 17, в том числе 2 РЛС.

В ближайшем будущем авианосец будет дополнен новым оборудованием.

Средства связи

Авианосец оснащен мощными средствами связи. Он оснащен навигационной системой «Байсур», шестью радиолокационными станциями различных типов и одним радиолокационным комплексом. Крейсер также имеет собственную систему связи и несколько гидроакустических систем.

Интересные факты и технические характеристики

Уникальный класс корабля — «авианосец» — дал ему юридическую возможность, будучи фактически полноценным авианосцем, свободно действовать в Черном море (Конвенция Монтрё запрещает авианосцам проходить через Босфор).

Если в ходе модернизации «Кузнецов» лишится вооружения в виде ударных ракет, он может потерять свой шанс. Но это вряд ли будет иметь решающее значение, поскольку Черноморский регион не очень нуждается в авианосцах.

Второй корабль проекта, «Варяг», несколько отличающийся по конструкции, был передан Украине в 1990-х годах и не был достроен. Затем оно было продано Китаю, якобы для переоборудования в плавучий отель. В результате с 2012 года он служит в ВМС НОАК под названием Liaoning.

В таблице ниже приведены данные для боевого крейсера «Адмирал Кузнецов», американского авианосца «Нимиц», типичного представителя американских «супер-авианосцев», французского «Шарль де Голль», недавно построенного корабля, и недавно построенного британского «Куин Элизабет».

Длина, м 305 332,9 261,5 284
Ширина летного поля, м 70 76,8 64,36 73
Полное перемещение, т 55000 106300 42000 65000
Скорость, узлы 29 30 27 25
Ассортимент парусов 8000 миль со скоростью 18 узлов Неограниченный Неограниченный 10000 миль при скорости 15 узлов
Вооружение 12 x ПЛАРБ «Гранит», 24 x ЗРК «Кинжал», 8 x ЗРК «Кортик», 6 x АК-630, 2 x РБУ «Боа 2 x Sea Sparrow, 2 x RAM, 2 x Phalanx, 2 x 25 мм орудия, 10 x 12,7 мм пулеметов 4 x Aster, 2 x Mistral, 8 x 20-мм пушек Нет данных
Air Group 28 самолетов, 14 вертолетов 90 самолетов и вертолетов До 40 самолетов и вертолетов До 40 самолетов и вертолетов
Экипаж, люди 1960 более 5 000 1950 до 1 600

Верно, что «Кузнецов» уступает американским тяжелым авианосцам по силе и дальности действия авиагруппы. Но заслуживает ли он того, чтобы его снесли — ведь современные европейские авианосцы по своим качествам (и размерам) схожи с «Кузнецовым». Возможно, размещение мощного ракетного вооружения на авианосце нецелесообразно. Но первоначальный проект новейшего британского авианосца не предусматривает даже оборонительного вооружения, и будет ли оно установлено позже, пока неизвестно. Вряд ли это можно считать преимуществом.

Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров

Из-за экономической ситуации почти все корабли проекта 1143 были проданы или разобраны. «Адмирал Кузнецов» остался единственным авианесущим крейсером на вооружении Российской Федерации. ВМС также не имеют полноценных авианосцев.

Дискуссии о разработке вооружений в этой области ведутся с 2000-х гг. Без авианосцев Россия не может иметь достаточно сильный флот. Однако их проектирование и установка требуют значительных денежных затрат. Также нет оборудованной верфи, способной собирать новые корабли.

Учитывая, что «Адмирал Кузнецов» отправлен на модернизацию до 2022 года, вопрос об авианосцах остается актуальным. Разработки на сегодняшний день сосредоточены на строительстве таких кораблей с ядерными реакторами. Проекты Storm и Lamantine могут оказаться многообещающими, но требуют значительных средств, которые Министерство обороны пока не в состоянии выделить.

История службы авианосца

Корабль поступил на вооружение Северного флота в январе 1991 года. Авианосец «Адмирал Кузнецов» является флагманом Северного флота ВМФ России. В ноябре 1991 года вокруг крейсера разгорелся конфликт. Украинские власти заявили, что корабль принадлежит им, так как был изготовлен на Николаевском судостроительном заводе, и решили, что крейсер должен оставаться на рейде Севастополя. Однако командир корабля не согласился с этим решением, так как в то время еще не было провозглашено создание независимого украинского государства, поэтому он провел корабль через Босфор. В то же время значительная часть экипажа корабля и летнего состава была выведена на берег (100-й полк). В этот период корабль совершил свой первый переход вокруг Европы.

Интересно, что корабль перешел в состав ВМФ России, а береговая авиация 100-го полка была фактически расформирована, так как в Украине не осталось авианесущих крейсеров.

В период с 1992 по 1994 год авианосец прошел многочисленные испытания. В 1996 году он подвергся капитальному ремонту, который продолжался два года.

С 2001 года авианосец находился на плановом капитальном ремонте до 2004 года. Из-за нехватки средств процесс продвигался очень медленно. После капитального ремонта он принял участие в испытаниях оборудования в Северной Атлантике.

С 2007 по 2008 год он управлял военными кораблями в Атлантике и Средиземноморье. С 2008 года он снова находился на ремонте в течение шести месяцев.

В 2016 году был переформирован 100-й (Крымский) полк.

Он участвовал в сухопутных операциях в Сирии в 2011 году и находится в ремонте с 2015 года. Запланированный капитальный ремонт и модернизация судна должны быть завершены в 2020 году.

Другие военные корабли Военно-морского флота России

Сегодня российский военно-промышленный комплекс (ВПК) не только успешно поставляет корабли на экспорт, но и пополняет собственный флот. На форуме «Армия 2020», например, были подписаны контракты на сумму ₽1,16 трлн на поставку новых кораблей за рубеж. Военно-промышленный комплекс также не равнодушен к разработке новых проектов и производству совершенно новых судов для наших вооруженных сил.

Итак, какие боевые корабли ВМФ России сейчас строятся или уже находятся в строю?

Крупные надводные суда ВМФ России

Сегодня большинство проектов оборонной промышленности заморожены до 2030 года, поскольку производство крупных военных кораблей в России требует очень больших финансовых ресурсов. Однако в настоящее время ведется разработка и строительство атомных ледоколов типа «Лидер», капитальный ремонт и полная модернизация единственного авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и большого количества гражданских судов.

Два десантных корабля проекта 23900, названные «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», были недавно заложены в городе Керчь. Эти суда имеют относительно большое водоизмещение — до 40 000 тонн. Длина их корпуса составляет 220 м, а ширина — 38 м. Десантные корабли могут нести 1000 морских пехотинцев, до 16 вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различных классов и четыре катера. По своим тактико-техническим характеристикам они сопоставимы с USS America.

Фрегаты ВМФ России

В ходе модернизации и перевооружения ВМФ России фрегаты проекта 22350 станут основными кораблями дальнего плавания. Первые два уже введены в эксплуатацию. Это «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Горшков». Последнему удалось сделать «круг» в 2019 году. Их пусковые установки также используются сегодня для испытаний морских гиперзвуковых комплексов «Циркон».

Третий корабль проекта 22350, «Адмирал Головко», также был спущен на воду, но на нем еще идет монтаж оборудования. Всего на стапелях стоят еще пять кораблей этого класса.

https://www.techcult.ru/content/2015/2783/fregat-admiral-gorshkov_3_src.jpg

Однако фактический разрыв дипломатических отношений с Украиной негативно повлиял на дальнейшую работу, поскольку планировалось закупать энергоблоки у наших соседей.

Планировщикам пришлось в кратчайшие сроки пересмотреть и доработать проект, используя импортозамещение. В результате в нашей стране появились газотурбинные установки собственного производства. Предполагается, что достройка кораблей этого класса для ВМФ России будет проходить уже в рамках нового проекта 22350М «Супер Горшков».

Корветы ВМФ России

https://topwar.ru/uploads/posts/2017-06/1496993357_yaya.jpg

Военные суда этого класса также находятся в стадии активного строительства. Особого внимания заслуживает линия 20380. На сегодняшний день восемь единиц уже находятся в эксплуатации, включая большой корвет проекта 20385 «Гремящий».

До 2028 года ВМФ России должен получить еще 10 корветов различных современных конструкций. Шесть из них будут заложены на верфи в Комсомольске на Амуре, а четыре — в Санкт-Петербурге.

Патрульные суда ВМФ России

https://pbs.twimg.com/media/E8BXAMiWUAMbFw1.jpg

Обширный опыт проведения оборонительных операций против современных пиратов показал необходимость наличия в составе ВМС нашей страны кораблей специального класса. В 2014 году в Зеленодольске началось строительство шести таких судов. Проект получил номер 22160. Это многоцелевые корабли, способные длительное время находиться в море на соответствующем расстоянии от береговой линии.

Они способны нести разведывательное оборудование, беспилотные летательные аппараты и даже связываться с вертолетами.

Малые ракетные корабли (МРК) ВМФ России

https://chto-proishodit.ru/uploads/posts/poster/1604755187_g7zgigc4n-u.jpg

Накопление высокоточного вооружения в виде ракет «Калибр» способствовало созданию нового класса кораблей «Буян-М» проекта 21631. Также, после введения санкций в отношении Российской Федерации, нашими конструкторами был разработан и построен еще один малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт».

Сегодня в составе ВМФ России три таких корабля, и еще 18 заказаны.

Атомные подводные крейсеры (АПК) ВМФ России

https://pbs.twimg.com/media/EezDPgTXsAEIp0w.jpg

Строительство флагмана подводного флота ВМФ России, проекта 955А «Борей-А», было полностью завершено в 2020 году. Новый атомный подводный крейсер (АПК) получил имя «Князь Владимир». Оборонный комплекс должен приобрести еще несколько лодок того же типа.

В настоящее время конструкторы и ученые работают над созданием подводной лодки пятого поколения. Ожидается, что его строительство начнется уже в 2030-х годах.

Также на вооружении ВМФ России состоят: тральщики, неатомные подводные лодки, боевые катера различных классов и назначений. Можно предположить, что к 2018 году ВМФ России пополнится двумя десантными кораблями, 22 корветами, 22 АФК и до 14 фрегатов.

Командиры

Сергей Григорьевич Артамонов с наградой (медаль Ушакова) за выдающуюся службу в ВМФ России

Нынешний командир — капитан 1 ранга Артамонов С.Г., который вступил в должность в 2011 году. До него командиром был Родионов В.Н. (с 2008 по 2011 год), еще раньше — Шевченко А.П. П. Шевченко (с 2003 по 2008 год).

Первым командующим был В.С. Ярыгин, который занимал этот пост с 1987 по 1992 год.

Конструкция крейсера


Виды спереди, сзади и сверху крейсера

В конструкции кораблей проекта 1143 можно выделить два основных типа — первые корабли с ракетно-артиллерийским вооружением в носовой части и модернизированный вариант с удлиненной взлетно-посадочной полосой. «Адмирал Кузнецов» относится ко второй категории, хотя большинство схем компоновки сохраняют традиционные аспекты серии.

Конструктивная защита

Защита крейсера «Адмирал Кузнецов» основана на двух ключевых факторах — вооружении, способном поразить выпущенные по кораблю ракеты, и конструктивных особенностях компоновки и используемых материалов.

Для отражения ракетных и бомбовых ударов используются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Кинжал», установки «Кортик» и скорострельные АК-630М. Против торпедных атак многоуровневая защита обеспечивается двумя установками RBU-12000, включающими в себя:

  • формирование ложных акустических целей;
  • формирование противоторпедных минных полей;
  • поражение торпедами с глубинными бомбами в непосредственной близости от корабля.

Для защиты судна используется прокатная сталь, а также сухие отсеки, дублирующие корпус. Большое количество переборок обеспечивает торпедную защиту шириной 4,5 м, способную выдержать попадание 400 кг тротила ниже ватерлинии. Все это позволяет отражать атаки на крейсер в одиночку, без использования кораблей поддержки.

Корпус

Сварной корпус крейсера «Адмирал Кузнецов» построен по общепринятым стандартам авианосцев. Остров надстройки смещен вправо от продольной оси корабля. Летная палуба имеет консольный выступ. Под ним находятся ангары, из которых выходят два подъемника для самолетов. Эти пространства занимают до 50% длины и 70% ширины фюзеляжа.

Согласно базовому проекту 1143, вооружение располагалось в носовой части корабля. Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет другую планировку, на его месте находится дополнительная стартовая палуба для моделей самолетов. Соответственно изменился и дизайн носовой части, крейсер стал больше похож на полноценный авианосец.

Палубы

Принципиальная схема корабля
Схема крейсера и его компонентов

Общее количество палуб, включая командные, составляет 7. Для авиации первоначальный проект крейсера предусматривал только одну угловую палубу для взлета и посадки самолетов. Такие корабли были в основном ориентированы на вертолеты и самолеты вертикального взлета. Однако такая специализация была пересмотрена.

Самолеты Як-38 не обеспечивали необходимой ударной мощи и превосходства в воздухе. В то же время в южных широтах они вообще не могли взлететь из-за влажности и высоких температур. В этом аспекте эффективность вертолетов в противолодочной войне, десантных операциях и прикрытии наземных войск также была поставлена под угрозу.

Поэтому новые корабли были оснащены прямой взлетно-посадочной палубой с рампой, способной принимать стандартные самолеты. Для этого вооружение было убрано из носовой части, а конструкция была изменена в сторону авианосной компоновки.

Авиафинишер «Светлана-2»

Авионетка — это устройство для усиленного торможения самолетов, садящихся на палубу авианосца. В случае с «Адмиралом Кузнецовым» задействована система «Светлана-2», состоящая из нескольких поперечных тросов, соединенных с гидравлической тормозной системой.

Для проекта 1143 была предоставлена интегрированная навигационная система, разработанная Электромеханическим институтом в Баку. В него входило следующее оборудование:

  • «Стрельна-1» — центральная компьютерная система, обеспечиваемая цифровым компьютером «Азов»;
  • Система курсоуказания, состоящая из двух гирокомпасов «Маяк», двух гироазимутальных горизонтов «Минута» и системы расчета курса «Сумгаит»;
  • «Catech-S» выполнял измерения скорости и угла дрейфа;
  • Приемники KPF-3K, Pirs-1 и KPI-6F принимали информацию от радионавигационных систем Route, Bras, Decca, RSDN-3, Laurent-A и Laurent-S;
  • двухантенная система «Вайгач» определяла положение и перемещение целей.

Модернизация навигационной и оптической систем позволила заменить большую часть оборудования. В основе лежит навигационная система Beysur. Средства наблюдения также представлены современными радиолокационными системами.

Что не так с авианосцем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Так почему же «Адмирал Кузнецов» был назван одним из худших авианосцев на Западе? Конечно, историю этого корабля нельзя назвать впечатляющей, но причины такой нелюбви кроются прежде всего в крайней ненадежности этого авианосца.

Почти каждое плавание «Адмирала Кузнецова» заканчивалось неудачей или серьезным происшествием.

Например, во время первого развертывания в 1995 году на борту возникла серьезная нехватка воды, вызванная отказом опреснительной установки. А в 2005 году с палубы упал самолет Су-33. Третий средиземноморский рейс также имел катастрофические последствия — в 2009 году он загорелся из-за устаревшей проводки, а позднее в том же году во время заправки произошел крупный разлив нефти весом в сотни тонн.

Однако большинство проблем «Адмирала Кузнецова» связано с ненадежностью его двигательной установки. Корабль приводится в движение паровыми турбинами, но вся система с ее восемью котлами настолько неустойчива, что авианосец постоянно сопровождается буксиром на случай поломки.

Иностранные наблюдатели, находившиеся на борту авианосца, неоднократно заявляли, что российский корабль выглядит блестящим снаружи, но ужасен внутри. Система водоснабжения не рассчитана на отрицательные температуры — вода просто замерзает. Чтобы избежать прорыва труб, большинство кабин и туалетов просто отключены от водоснабжения.

Учитывая, что экипаж авианосца может превышать 1900 человек, а максимальное время нахождения в море составляет 45 дней, такие меры приводят к значительному ухудшению условий на борту.

Что касается операции в Сирии, то плавание «Адмирала Кузнецова» также не прошло гладко. Во-первых, количество самолетов, которые могли подняться в воздух одновременно, было ограничено из-за нехватки обученных пилотов.

Что не так с авианосцем

В первый месяц операции самолет МиГ-29К, принадлежащий авиакрылу «Адмирал Кузнецов», упал в море, потому что у него закончилось топливо — задержка была вызвана ремонтом троса аэрофинишера, необходимого для посадки.

Менее чем через месяц другой Су-33 снова упал в море при попытке посадки. Трос планера был неисправен, и он не смог затормозить. После этого инцидента авиакрыло «Адмирала Кузнецова» двинулось на посадку.

Архитектура судна

Крейсер «Адмирал Кузнецов» существенно отличается от своих предшественников проекта 1143. Сквозная палуба с термостойким покрытием, аппарель в носовой части и палубные аэролифты создают все условия для взлета и посадки боевых самолетов.
Корпус судна, состоящий из 7 палуб и 2 пирсов, является технологически сварным. Днище представляет собой прочный двухслойный корпус, расположенный по всей длине авианосца. Ангар состоит из 4 помещений, разделенных огнеупорными стальными перегородками. Система обработки воздушных судов является полуавтоматической. Самолеты перемещаются и размещаются в ангаре со сложенными консолями крыла, а вертолеты — со сложенными лопастями винта. Зона ремонта самолетов расположена в кормовой части.
Проект 1143.5 стал первым кораблем в российском судостроении, на котором была применена подводная защита конструкций. Часть корпуса, находящаяся над водой, была изготовлена по щитовой технологии.
Внешний вид, приданный крейсеру «Адмирал Кузнецов», соответствует типичному авианесущему кораблю со сплошной палубой для посадки и взлета самолетов. Островная надстройка немного смещена к правому борту. Это улучшает способность корабля принимать самолеты и его маневренность.

Флагман российского военно-морского флота

Вооружение

Схема вооружения корабля
Упрощенная схема крейсера с акцентом на вооружение

Вооружение крейсера «Адмирал Кузнецов» условно делится на три категории

  • Авиация, включая самолеты и вертолеты;
  • оружие для поражения наземных, надводных и воздушных целей;
  • противолодочные системы.

Все это оружие означает, что корабль оснащен для участия в глобальной конфронтации, включая применение ядерного оружия. За пределами этих сценариев корабль может обеспечивать прикрытие наземных операций в локальных конфликтах.

Самолеты

Вопрос о том, сколько самолетов на авианосце «Адмирал Кузнецов», имеет неоднозначный ответ. Согласно проекту, авиагруппа крейсера насчитывает 50 самолетов и вертолетов:

  • 26 истребителей МиГ-29К или Су-27К;
  • 4 вертолета Ка-27РЛД;
  • 18 противолодочных вертолетов Ка-27 или Ка-29;
  • 2 вертолета Ка-27ПС.

В состав нынешней авиагруппы входят:

  • 14 истребителей Су-33;
  • два учебно-тренировочных штурмовика Су-25УТГ;
  • 10 истребителей МиГ-29К;
  • 4 истребителя МиГ-29КУБ.

Состав авиагруппы меняется в зависимости от задач, стоящих перед крейсером. Например, при высадке десанта и поддержке пехоты акцент переносится на вертолеты.

ПКР «Гранит»

Авианесущий крейсер несет 12 противокорабельных комплексов 4К89 «Гранит». Пусковые установки расположены под трапом в носовой части корабля. Приведение их в готовность и открытие шлюзов отменяет рейсы.

Ракеты способны поражать цели на дальности до 700 км и имеют стартовую массу 750 кг. Изначально они были разработаны для уничтожения надводных целей, но последующие модернизации сделали их эффективным оружием и против надводных целей.

ЗРК «Кинжал»

Для противодействия воздушным ударам «Адмирал Кузнецов» имеет 24 пусковые установки зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Кинжал». Боеприпасы рассчитаны на 192 ракеты. Она предназначена для поражения воздушных целей в зоне ближнего действия.

ЗКБР «Кортик»

Помимо ЗРК «Кинжал», крейсер оснащен ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик» (земля-воздух). Имеется восемь таких систем, нацеленных на высокоточные ракеты и воздушные цели противника, а также на малоразмерные надводные и наземные цели. Общий боезапас составляет 256 патронов.

Глубинные бомбы

Два реактивных бомбардировщика RBU-12000 Udav используются для противолодочной и торпедной войны. Системы являются стационарными и имеют две плоскости наведения с десятью стволами. Боезапас — 60 глубинных бомб.

АК-630

В качестве дополнительного вооружения крейсер оснащен шестью морскими артиллерийскими системами АК-630, каждая из которых имеет шесть 30-калиберных пушек. Предназначенные для самообороны, они способны поражать воздушные цели на наклонной дальности 4 км и легкие надводные цели на дальности 5 км. Боеприпасы включают 48 000 патронов.

Чем отличается авианосец от авианесущего крейсера

Несмотря на компоновку авианосца, «Адмирал Кузнецов» остается авиационным крейсером

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — единственный корабль с авиацией на борту, который может находиться в Черном море. Право на это ему дает Конвенция Монтрё 1936 года, которая запрещает авианосцам заходить в эти воды. В этом документе также определена концепция таких судов.

Согласно статье 11 Конвенции Монтрё, авианосец — это корабль, построенный и оборудованный для воздушных операций. Смещение не имеет значения. Если основное назначение корабля не авиация, то даже если у него есть полетные палубы, он не считается авианосцем.

Наличие РПКСН «Гранит» на борту «Адмирала Кузнецова» классифицирует крейсер как линкор, что позволяет ему пройти через Босфор и Дарданеллы. Кроме того, статья 19 Конвенции допускает присутствие полноценных российских авианосцев в Черном море в случае войны с одним из черноморских государств. Турция может закрыть проливы для оказания такой помощи, но только после согласования с Лигой Наций, которой не существует.

В этом контексте обращается внимание на боевые задачи авианесущего крейсера:

  • противовоздушная оборона кораблей сопровождения;
  • противолодочное и противолодочное охранение противника;
  • обнаружение и уничтожение надводных сил противника;
  • обеспечение и прикрытие амфибийных операций.

Эти аспекты приводят к тому, что роль авиации отходит на второй план. Скорее, задача самолета заключается в обеспечении прикрытия корабля от вражеских самолетов. Поэтому ключевым отличием авиационного крейсера от авианосца является его вооружение и круг задач.

Читайте также: Что делают в армии ❓ — чем занимаются срочники на службе, расписание

Комплектация корабля и условия службы

Крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» поистине огромен. При необходимости он может вместить около 50 самолетов. Этот корабль — единственный в России, предназначенный для перевозки истребителей Су-33, и единственный, с которого авиация может подниматься в воздух в полярных условиях.
Двухрядная рампа, расположенная в носовой части, имеет две взлетно-посадочные полосы с пролетом 90 м. Относительно левого борта находится взлетный отсек Як-11 с пролетом 180 м. Защита персонала от выхлопных газов обеспечивается дефлекторами с водяным охлаждением.
Посадку скоростных самолетов на борт обеспечивают 4 аэроплана. Они растянуты по палубе на расстоянии 12 метров друг от друга. Для гашения кинетической энергии самолета используются 4 тормозные машины гидравлического типа. Для посадки самолетов предусмотрена разметка диаметром 17 м.
Самолет направлен на местоположение крейсера «Адмирал Кузнецов» с помощью навигационной радиостанции ближнего радиуса действия. Для ночной посадки палуба оборудована ТСО «Луна-3» со светофорами. При зеленых огнях посадка происходит в расчетной точке, а при желтых и оранжевых — на аэрофойле. Красный свет сигнализирует о коррекции положения самолета.

Молодые новобранцы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» принимают присягу

Корабль входит в состав 43-й эскадры ракетных кораблей и базируется на ремонтном судоремонтном заводе № 35 в Мурманске. Крейсер представляет собой самостоятельную единицу с боевыми и техническими средствами на борту. Отряд 20506 состоит из нескольких боевых подразделений: навигационного, ракетного, минно-торпедного, связи, электромеханического, авиационного и радиотехнического.
Экипаж состоит примерно из 2 000 человек: пилотов, командиров, офицеров и матросов. На крейсере имеется более 3500 кают для экипажа, 50 душевых и шесть столовых. Каюты были рассчитаны на размещение экипажа на время длительного океанского путешествия. Однако до сих пор проектная прочность не достигнута, и большинство кают и кают-компаний стоят пустыми.
Крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» регулярно выходит в море на боевые учения — в Баренцево море, Северное море или Средиземное море.Посадка на корабль «Адмирал Кузнецов

Очевидцы рассказывают о длительном периоде акклиматизации моряков из-за сырого и холодного воздуха. Говорят, что небольшой процент военнослужащих — выходцы из Дагестана, но о случаях зацепинга или мистификации не сообщалось.
Принятие присяги происходит на заводе в Росляково, недалеко от Мурманска. Военнослужащие живут в теплых коттеджах. Купание происходит по выходным в заводской бане — горячей воды на судне нет. Моряки получают звонки только по выходным.

Оцените статью
Военное дело
Adblock
detector