5

Срочная служба

5.1. Понятие и стороны служебного контракта

Статья 23 Закона о государственной службе:

«1. Служебный контракт — это договор между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу или гражданским служащим при переходе на гражданскую службу и замещающим должность гражданской службы. В договоре на оказание услуг излагаются права и обязанности сторон.

(2) Представитель нанимателя обязан обеспечить гражданину, поступающему на гражданскую службу, а также конкретному гражданину или гражданскому служащему, замещающему конкретную должность гражданской службы, прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с действующим федеральным законом, другими законами и иными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему

(3) Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта, а гражданский служащий при заключении трудового договора исполняют обязанности по гражданской службе в соответствии с должностной инструкцией и соблюдают служебный распорядок государственного органа.».

Статья 10 Закона о службе в таможенных органах:

«(1) Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его руководителя на срок один, три, пять или десять лет либо до достижения предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(2) Перечень должностей сотрудников таможенных органов, контракт по которым заключается вышестоящим таможенным органом, определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

(3) Порядок заключения договора и его типовая форма определяются руководителем Федеральной таможенной службы. 4.

(4) В договоре должна быть предусмотрена ответственность сторон за невыполнение своих обязательств.

(5) Договор может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения его срока. 6.

(6) Гражданину, принятому на службу в таможенные органы, в течение месяца со дня заключения первого контракта присваивается первое специальное звание и личный номер.

(7) Сотрудникам таможенных органов выдаются служебные удостоверения и нагрудные знаки, образцы которых определяются Федеральной таможенной службой.».

Служебный контракт — это двусторонний акт, устанавливающий соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим после прохождения гражданской службы и замещения должности гражданской службы.

Сторонами договора о прохождении государственной гражданской службы в таможенных органах являются руководитель ФТС России, соответствующие начальники региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов (со статусом юридического лица) либо иное лицо, которое в соответствии с нормативными правовыми актами ФТС России вправе заключать договор о прохождении государственной гражданской службы в Российской Федерации и замещать должность государственной гражданской службы Российской Федерации в таможенных органах.

Положения Закона о службе в таможенных органах не определяют понятие служебного контракта в отношении лиц, поступающих на службу в таможенные органы.

Стороны служебного контракта с гражданами, замещающими должности сотрудников таможенных органов, прямо определены статьей 10 настоящего Федерального закона: «Договор заключается в письменной форме между гражданином и компетентным таможенным органом в лице его руководителя» (часть 1, статья 10).

Кроме того, статья содержит бланкетные нормы для идентификации сторон договора на оказание услуг. «Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами, определяется руководителем Федеральной таможенной службы» (ч. 2 ст. 10).

Так, согласно Закону о таможенной службе и Закону о государственной гражданской службе, представителями нанимателя является властная сторона служебного контракта, а согласно статье 10 Закона о системе государственной службы, нанимателем федерального гражданского служащего является Российская Федерация.

Выяснение стороны полномочий договора оказания услуг важно для последующего определения прав, обязанностей и ответственности сторон. Статья 23 Закона о государственной службе содержит положение о том, что служебный контракт определяет права и обязанности сторон. Статья 10 Закона о таможенной службе устанавливает ответственность сторон за неисполнение обязанностей. При такой законодательной формулировке стороны полномочий договора оказания услуг правовые последствия в результате заключения договора возникают не для работодателя, а для представителя работодателя.

Поэтому сторона договора должна рассматриваться не как представитель работодателя, а как работодатель, который будет действовать от своего имени. Такой подход к определению властной стороны договора оказания услуг соответствует публичному характеру правоотношений по поводу услуг, поскольку «глубоко организованный и иерархичный государственный аппарат придает государственной службе системную стабильность, прочность, статус публичного института».

Сравнивая положения Закона о таможенной службе и Закона о государственной службе, регулирующие понятие и стороны контракта на оказание услуг, можно отметить следующее.

В случае с гражданскими служащими режим и образец контракта определяются соответствующим законом Президента РФ (Указ Президента РФ от 16.02.2005 N 159 «О примерной форме служебного контракта для прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации и замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации»), а в случае с работниками режим и образец контракта определяются ведомственным законом (Приказ ФКС России от 01.12.2008 N 1504 «Об утверждении Положения о порядке заключения служебного контракта»). В последнем случае представитель нанимателя сам определяет порядок заключения договора на оказание услуг и его форму.

Что касается работников, то положения статьи 10 Закона о таможенной службе не предусматривают возможности заключения контрактов на неопределенный срок.

Очевидно, что существует две категории бесправного субъекта служебного контракта: гражданин, поступающий на гражданскую службу, или гражданский служащий таможенного органа, назначенный на иную должностную позицию в таможенном органе.

Только гражданин формально считается неуполномоченной стороной договора о гражданской службе. С другой стороны, указание в норме на то, что «гражданину, поступающему на службу в таможенные органы, после заключения с ним контракта впервые, в месячный срок присваивается первое специальное звание и личный номер» (ч. 6 ст. 10 Закона о службе в таможенных органах), позволяет считать не только гражданина, впервые поступающего на службу в таможенные органы, но и государственного служащего, проходящего государственную службу в таможенных органах, неуполномоченным лицом.

Несмотря на существующие различия в правовом регулировании служебного контракта при замещении должности государственного служащего в таможенных органах и служебного контракта в таможенных органах при замещении должности сотрудника, имеющего специальное звание, отметим важную особенность, присущую служебным контрактам, независимо от статуса государственного служащего в таможенных органах. Это касается административно-правовой природы договора.

Договор на оказание услуг можно рассматривать как договор, основанный на добровольном волеизъявлении сторон. Очевидно, что здесь нет равенства сторон, поскольку работодатель является органом, действующим от имени государства.

Договор на оказание услуг — это договор, заключенный в рамках административно-правовых отношений, в связи с тем, что эти отношения складываются в сфере государственного управления и регулируются нормами административного права.

Кроме того, заключение договора об оказании услуг означает не только то, что лицо выполняет государственную услугу, но и то, что организация замещает государственную должность и, следовательно, наделена государственными полномочиями. Эти характеристики позволяют рассматривать сервисный контракт как разновидность административного контракта.

Будучи по своей правовой природе административным договором, договор на оказание услуг в то же время находится под влиянием трудового права. Соглашаясь с тем, что наиболее удачные конструкции трудового права могут быть использованы в законодательстве о государственной службе (включая служебный контракт), мы настаиваем на административно-правовом характере.

К отличиям служебного контракта от трудового договора, являющегося гражданско-правовым договором, можно отнести, в частности, то, что стороны служебного контракта (хотя он и является добровольным) не могут договориться о правах, обязанностях и ответственности, поскольку эти положения закреплены в административно-правовой норме (Указ Президента РФ от 16. 02.2005 N 159 «О примерной форме служебного контракта для прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации и замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации», Приказ ФТС России от 01.12.2008 N 1504 «Об утверждении Положения о служебном контракте в таможенных органах».

Это отличает договор об оказании услуг от трудового договора и гражданско-правового договора, при заключении которого работодатель и доверитель могут по своему усмотрению согласовать содержание прав и обязанностей сторон по отношению к работнику и исполнителю соответственно, поскольку они представляют их интересы.

В целом, служебный контракт можно определить как договор между работодателем и государственным служащим таможенного органа о прохождении государственной службы в таможенном органе и замещении должности государственной службы в таможенном органе, в котором определены права и обязанности и ответственность сторон.

Работодатель — Российская Федерация — выступает в качестве уполномоченной стороны договора об оказании услуг. Другой стороной служебного контракта является гражданин, поступающий на гражданскую службу, или гражданский служащий таможенного органа, назначенный на иную должностную позицию в таможенном органе.

Читайте также: Штаб 2-й общевойсковой армии Центрального военного округа отзывы, Самара, ул

Оцените статью
Военное дело
Adblock
detector