Звание капитана 1 ранга: история, заслуги и погоны

Пенсия и выслуга

Все, что нужно знать

Что такое капитан 1 ранга? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Капитан 1 ранга (капраз, сокращенно — куперанг) — военно-морское воинское звание, используемое в Военно-морском флоте Российской Федерации и стран СНГ. Оно относится к старшему офицерскому званию. По значимости капитан 1 ранга — это полковник соответственно сухопутному званию в Вооруженных силах России.

капитан 1-го ранга

Немного истории

Звание капитана первого ранга было введено в 1713 году в Российской империи Петром I, основателем российского флота. В 1731 году деление на чины было отменено до сентября 1751 года.

Чему соответствует звание?

Капитан 1 ранга соответствует самому высокому званию из всех званий, присваиваемых так называемым старшим офицерам ВМС. В него также входят капитан 3-го ранга (относительно самое низкое звание) и капитан 2-го ранга. Только адмиральские звания, такие как контр-адмирал, вице-адмирал и адмирал, находятся выше капитана 1-го ранга. Предельный возраст для капитана 1 ранга не должен превышать 55 лет.

Каковы полномочия?

Капитан 1 ранга, в силу своего статуса, может командовать данными кораблями. К ним относятся крупнейшие корабли ВМС, такие как авианосцы, большие ракетные крейсеры и атомные подводные лодки. Корабли первого ранга и, соответственно, их капитан имеют старшинство над кораблями более низкого ранга. В России в настоящее время к кораблям первого ранга относятся «Адмирал Кузнецов», «Адмирал Нахимов» (атомный ракетный крейсер) и так далее.

капитан 1 ранга соответствует

Иногда звание инженер-капитана 1-го ранга можно встретить в ВМС для инженерно-технического персонала военно-морского флота. В Советском Союзе оно было введено уже в Рабоче-Крестьянском Красном Флоте в 1971 году, а затем перешло в ВМФ СССР и стало относиться к старшему инженерно-техническому персоналу.

Отличия погон

Погоны капитана первого ранга практически идентичны погонам полковника в сухопутных войсках и ВВС, за исключением цвета. В парадном варианте они черные с золотыми линиями и звездами, а в золотом (желтом) — с черными линиями. В каждой смелой профессии есть свои герои. Именно о выдающихся капитанах первого ранга пойдет речь ниже.

Герой посмертно

Капитан 1-го ранга Геннадий Петрович Лячин — герой России, родился в 1955 году в Волгоградской области. Командовал печально известной затонувшей подводной лодкой «Курск» проекта К-141. После окончания школы он решил поступить в Ленинградское военно-морское училище имени Ленинского комсомола. За время существования училища более 100 его выпускников получили звание адмирала, а 16 стали Героями Советского Союза и Российской Федерации. В 1998 году в связи с реформами в ВМФ училище было объединено с Военно-морским колледжем имени Фрунзе. Училище было переименовано в Санкт-Петербургский военно-морской институт.

погоны капитана 1 ранга

10 августа во время обычного патрулирования подводная лодка «Курск» исчезла с радаров, и более двух дней с экипажем не удавалось связаться. На помощь морякам были направлены отечественные и зарубежные специалисты. К сожалению, хороших новостей для близких не было. В результате стало известно, что Лячин и весь экипаж подводной лодки погибли 12 августа 2000 года. Эта катастрофа стала одной из самых трагических в современной истории России. Капитану Геннадию Ляхину посмертно присвоено звание Героя России. Он был похоронен на кладбище «Дорога героев» в Серафиме вместе с членами своего экипажа. Его именем названа школа в Волгограде, где он учился.

Капитан 1-го ранга Алексей Димитров

Другим выдающимся офицером и героем Российской Федерации является Алексей Димитров — командир атомной подводной лодки. Отец Алексея — тоже капитан 1 ранга, командовал подводной лодкой К-19, о чем известно всем. После окончания школы в 1990 году у Алексея не было сомнений относительно его дальнейшей жизни. Он поступил в военно-морское училище. После обучения он начал свою военную службу на многоцелевой подводной лодке «Тигр».

капитан 1-го ранга ВМС

Дослужившись до звания капитана 1-го ранга, он служил на подводных лодках «Волк», «Леопард», «Вепрь», «Гепард» и «Пантера». В настоящее время он командует экипажем подводной лодки «Тигр». Во время учений Северо-Тихоокеанского флота его экипаж получил высокую оценку адмирала Владимира Высоцкого. В 2006 и 2009 годах подводные лодки под командованием капитана Дмитрова были признаны лучшими в военно-морском флоте страны.

Погоны капитана военно-морского флота

Погоны капитана 3-го ранга выглядят так же, как и погоны майора, за исключением цветовой гаммы. Погоны вышеуказанного звания имеют следующие особенности:

  • Погоны имеют две полосы, которые обозначены двумя параллельными полосами золотисто-желтого цвета;
  • Вплотную между этими полосами расположена одиночная звезда, характерная для этого звания;
  • Диаметр одиночной звезды составляет 2,2 см;
  • Расстояние от края погон составляет 6 см;
  • Для этого ранга нет информации о расстоянии между звездами, так как звезда является единичным экземпляром.

Погоны капитана второго ранга соответствуют погонам подполковника. Плечевые ремни этого звания имеют следующие характеристики:

  • капитан второго ранга, погоны которого отличаются от погон предыдущего ранга только количеством звезд, также имеет два желтых люка на серо-голубом фоне;
  • На каждом погоне по две звезды, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга;
  • Диаметр каждой звезды составляет 2,2 см, что соответствует диаметру капитана третьей степени;
  • расстояние звезд от края погон составляет 3,5 см;
  • Также отсутствует расстояние между погонами капитана второй степени, так как они равномерно расположены друг относительно друга.

Погоны капитана первой степени по внешнему виду соответствуют погонам полковника в армии. Размеры его плечевого знака отличия следующие:

  • на каждом погоне по три звезды;
  • диаметр каждой звезды остается неизменным по сравнению с предыдущими званиями старших офицеров и составляет 2,2 см
  • расстояние, на котором расположены звезды от края погон, такое же, как и для капитана второго ранга, т.е. 3,5 см;
  • Поскольку третья звезда отделена от первых двух звезд вдоль погона некоторым расстоянием, размерность межзвездного пространства в этом случае и составляет 3,5 см.

Отдельно стоит отметить, что конструкция погон в советское время сильно отличалась от современных. В течение нескольких десятилетий в послереволюционный период погоны капитанов носили белыми чернилами с одной звездой красного цвета и с золотисто-желтой каймой. Звезда располагалась в верхней части погон, а остальная часть погон была покрыта 5 поперечными полосами одного цвета.

После 35 года нашей эры внешний вид наплечных знаков отличия резко изменился. Капитан первого ранга носил погоны с одной бледно-желтой полосой и маленькой звездой того же цвета не более 1,5 см в диаметре.

На нагрудных знаках моряков во время Великой Отечественной войны пришивались служебные погоны золотистого цвета с нашивками и аппликациями темно-синего оттенка. Звезды были выполнены в серебре, чтобы не сливаться с общим фоном.

В послевоенный период на погонах военно-морского флота нашей страны стали носить современные погоны. Парадные погоны отличались от повседневных погон только более элегантным внешним видом. Основной цвет остался золотым, а знаки отличия и отделка имеют темно-синий, почти черный оттенок. Звезды используются золотого цвета и пришиваются на сами погоны строго в соответствии с их параметрами.

От фрегата до величественного судна

Еще один капитан, о котором мы хотели бы рассказать, — Сергей Захарович Балк. Он родился в 1866 году в семье отставного военного. В 1887 году он окончил военно-морское училище. Затем он служил на фрегате «Генерал-Адмирал», а в 1890-1892 годах на крейсере «Минин».

Капитан В.Ф. Руднев писал о Балке следующее: «При выполнении самых серьезных обязанностей у него не возникает никаких проблем, он все делает четко, уверенно, эффективно и с большим энтузиазмом. Он хорошо разбирается в морских вопросах, и к нему часто обращаются за советом. Он исполнительный и послушный, но нуждается в большем усердии, когда дело касается образования. Он прямой, честный и справедливый человек. Он отличный компаньон и подчиненный.

капитан 1-го ранга

Капитан «Ермака» Д.Ф. Юрьев, относившийся к Балку с презрением, отмечает, что у него особое влечение к опасностям, вызванным штормами, войной, стихийными бедствиями, к опасным для жизни плаваниям, в бой он всегда бросается первым, потому что мечтает о героических подвигах. Эти обстоятельства воспламеняют его страсть и энтузиазм. Именно в таких опасных обстоятельствах он может принести наибольшую пользу Российской империи.

За мужество и отвагу во время чрезвычайных ситуаций Сергей Захаров в 1890 году был награжден орденом «За спасение погибавших». Благодаря своим личным качествам Балк произвел хорошее впечатление на командиров и был назначен капитаном буксира «Силач». К началу Русско-японской войны Балк стал хорошо известен в российском флоте своим непреклонным характером. Ему поручали самые сложные и трудные задания. Он пользовался большим уважением среди моряков. Звездным часом Балка стала оборона Порт-Артура, где он и его команда на буксире «Силач» оказали неоценимую помощь кораблям, потерпевшим крушение в бою.

Что такое капитан 1 ранга

Несмотря на непреодолимое желание идти в бой, он понимал, какую ответственность несет его работа. Балк вспоминает о своем участии в спасении затонувшего линкора «Ретвизан» следующим образом: «Были моменты, когда я чувствовал грусть и раскаяние, что я здесь, на буксире, а не на эсминце, чтобы броситься на него в пылу сражения. Но когда видишь, что именно наш «Силач» спасает один из лучших кораблей России, чувствуешь свою важность и значимость, и сразу становится легче. Даже в то трудное время, осенью 1904 года, Балк всегда выглядел уверенно и много шутил.

Один из его коллег вспоминает, как они коллективно стучались в двери чиновников, чтобы получить необходимые материалы. Они переждали японские обстрелы, чтобы добиться большего успеха, и после последнего (во время которого японский снаряд упал в нескольких метрах от офиса), войдя в офис, Булк громко зарычал: «Эх, ну и взрыв! Вот черт, он взорвался прямо перед нашей дверью. Неплохо для снимка с косым глазом!».

После Русско-японской войны, 6 декабря 1910 года, он был произведен в капитаны первого ранга. Затем он командовал сторожевым кораблем «POGRANICZNIK», а в январе 1913 года был переведен на транспортный корабль «Рига». Там он начал сильно пить, в его голове все чаще появлялись мысли о самоубийстве, но все относились к его словам как к пьяной шутке. 27 февраля 1914 года он застрелился в своей каюте. Балк был похоронен на кладбище Гельсингфорса.

полковник капитан 1 ранга

Соответствие морских званий чинам сухопутных войск

Многих интересует, что такое звание капитана первого ранга в сухопутных войсках, как они соотносятся. Оказалось, что это звание соответствует званию полковника. На погонах капитана первого ранга видны очевидные различия с этим званием сухопутных войск. Соответственно, капитан второго ранга приравнивается к подполковнику, а капитан третьего ранга — к майору.

Часто возникает вопрос, какое звание выше — капитан или майор? Если мы говорим о сухопутных войсках, то майор явно выше капитана, так как первый относится к старшим офицерским званиям, а второй — к младшим.

Если принять во внимание тот факт, что капитан принадлежит к военно-морскому флоту, то здесь следует определить звание капитана, так как этот фактор также будет определять выслугу лет. Как уже говорилось, майор соответствует самому младшему званию капитана в ВМС.

Капитаны первой и второй степени будут выше майора в сухопутных войсках, а капитаны третьей степени будут равны ему по званию.

Для еще совсем молодых военнослужащих остается загадкой, какое звание на флоте после капитана. Звание капитана — это звание, относящееся к высшим офицерам на корабле. Все три звания означают, что офицер, относящийся к ним, относится к старшим по званию.

Далее следуют высшие чины российской армии, первый из которых — контр-адмирал. В сухопутных войсках это звание соответствует званию генерал-лейтенанта или генерал-майора. Дело в том, что количество званий в высших офицерских чинах в этих видах вооруженных сил различно, поэтому точно ответить на этот вопрос довольно сложно.

Поэтому на вопрос, какое звание после капитана, можно с уверенностью сказать, что следующее — адмиралы, которые, в свою очередь, также делятся на несколько типов в зависимости от выслуги лет.

Читайте также: Как правильно пришить погоны на китель полиция

Оцените статью
Военное дело
Adblock
detector