Классификация государственных служащих Российской Федерации

Пенсия и выслуга

Классификация государственных служащих Российской Федерации

Классификация государственных служащих является одной из самых сложных в административной науке и практике. Нормативно эта проблема решена лишь частично. Научные исследования по данной проблеме показывают, что классификация государственных служащих носит многомерный характер. Можно классифицировать российских государственных служащих по следующим признакам.

1. в соответствии с уровнями государственной власти:

  • Федеральные государственные служащие;
  • Государственные служащие субъектов Российской Федерации.

2. по ветвям государственной власти:

  • Государственные чиновники законодательной власти;
  • Исполнительная власть;
  • Сотрудники судебных органов и прокуратуры;
  • Другие высшие органы государственной власти.

3. по видам государственной службы.

  • Государственный служащий;
  • Военнослужащий вооруженных сил;
  • Сотрудник правоохранительных органов.

4. по условиям службы:

  • Профессиональные государственные служащие, работающие по контракту на неопределенный срок;
  • Профессиональные государственные служащие, работающие по контракту на неопределенный срок.

5. по классному чину, воинские и специальные звания, (дипломатические ранги. Эта классификация особенно важна, поскольку имеет давнюю историческую традицию и в настоящее время лучше регулируется законом. В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ в Российской Федерации были введены классные чины на государственной службе, заменившие квалификационные звания, установленные еще в 1995 г. Классные, воинские и специальные звания являются одним из краеугольных камней государственной службы, поэтому на них следует остановиться подробнее.

Звания, звания, звания. Современное российское законодательство определяет четыре вида классификации государственных служащих. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы на граждан, состоящих на федеральной государственной службе Российской Федерации, возлагается

  • классный чин;
  • дипломатические ранги;
  • воинские звания;
  • специальные звания.

Для граждан, замещающих должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, присваиваются только классные чины1Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. «О системе государственных услуг Российской Федерации». Статья 13.

Общие условия (правила) присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий и специальных званий должностных лиц Российской Федерации определяются Законом:

  • их последующее присвоение через определенный срок по данному классному, дипломатическому, военному и специальному рангу с момента их первого присвоения
  • Присвоение классного, воинского и т.п. звания государственному служащему в соответствии с занимаемой им должностью государственной службы
  • Предварительное присвоение гражданскому служащему классного чина, воинского звания и т.п. в соответствии с замещаемой гражданским служащим должностью гражданской службы или присвоение ему в качестве меры поощрения классного чина и т.п. на одну ступень выше, чем предусмотрено для замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы;
  • Учет классного чина и т.д. при переводе или повышении работника с одного вида государственной службы на другой;
  • Сохранение присвоенного звания гражданской службы, воинского звания и т.д. после освобождения от должности гражданской службы или увольнения с гражданской службы
  • Лишение присвоенного классного, дипломатического, воинского и специального звания только по решению суда.

В случае перевода государственного служащего с одного вида государственной службы на другой вид государственной службы при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания и проживания в них учитываются ранее присвоенные классные чины и т.д. на новом виде государственной службы. Примечание: они учитываются, но не переносятся автоматически.

В частности, Указом Президента Российской Федерации № 113 от 2005 года «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» предусмотрено, что при поступлении на гражданскую службу гражданину Российской Федерации, имеющему классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, присваивается первый классный чин гражданской службы в соответствии со служебным положением в группе служебных должностей. Если указанный классный чин гражданской службы ниже классного чина федерального гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы другого вида, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, ему может быть присвоен классный чин гражданской службы на один ранг выше классного чина, соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

Пропорции классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий и специальных званий устанавливаются указом Президента Российской Федерации. Отдельным указом Президента РФ также устанавливается соответствие старых квалификационных разрядов федеральных государственных служащих новым классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации.

Классный чин государственного служащего в Российской Федерации — это персональный чин, который присваивается, как правило, на основании государственного квалификационного экзамена и соответствует должностному положению, занимаемой должности, уровню профессионального образования, стажу работы и заслугам служащего.

Современное законодательство определяет пять классных чинов на государственной службе:

  • Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации;
  • Помощник государственной гражданской службы Российской Федерации;;
  • Советник государственной гражданской службы Российской Федерации;
  • Государственный советник Российской Федерации;
  • Действительный государственный советник Российской Федерации2 Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Статья 11.

Каждая ранговая группа предусматривает три ранга — 1, 2, 3 (1-й — самый высокий). Всего в российской государственной службе существует 15 классных чинов.

Классные чины строго дифференцированы в соответствии с группами должностей на государственной службе. Классные чины присваиваются последовательно в соответствии со строгой группой должностей на государственной службе:

  • Ранг секретаря государственной гражданской службы соответствует рангу младшего класса с 1 по 3;
  • Ранг помощника государственной гражданской службы Российской Федерации 1-3 классов соответствует старшей группе должностей;
  • Ранг государственного советника на государственной гражданской службе Российской Федерации с 1 по 3 класс соответствует ведущей группе должностей;
  • Чин государственного советника Российской Федерации I — III класса соответствует ведущей группе должностей;
  • Чин действительного государственного советника Российской Федерации 1 — 3 класса соответствует ведущей группе должностей.

Классные чины присваиваются гражданским служащим Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным служащим, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года.

Высшие чины — действительный государственный советник Российской Федерации первого, второго, третьего класса — присваиваются федеральным чиновникам Президентом Российской Федерации.

В то же время:

  • в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. — По требованию руководителей этих органов, а в иных федеральных органах исполнительной власти — по требованию Правительства Российской Федерации;
  • в других органах федерального правительства (законодательной, судебной власти) или их аппаратах — по рекомендации руководителей этих органов.

Федеральным государственным гражданским служащим присваиваются классные чины государственного советника Российской Федерации первого, второго и третьего классов

  • в федеральных органах исполнительной власти — Правительством Российской Федерации;
  • в других органах федерального правительства — руководителями этих органов.

Служебные звания советника государственной гражданской службы Российской Федерации первого, второго, третьего класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации первого, второго, третьего класса, секретаря государственной гражданской службы первого, второго, третьего класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого руководителя.

Государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации классные чины присваиваются в соответствии с законами субъектов Федерации3Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Статья 11. Классные чины высшей и главной групп должностей присваиваются, как правило, губернаторами областей, остальные — руководителями администрации области и ее структурных подразделений.

С момента присвоения гражданскому служащему классного чина ему выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение до классного чина, которое включается в денежное содержание гражданского служащего, о чем делается запись в его личном деле, учетной карточке и трудовой книжке гражданского служащего.

Положение устанавливает основные требования к присвоению классного чина государственного служащего:

  • Классные чины присваиваются гражданским служащим только в соответствии с их положением в должностной группе гражданской службы;
  • Для тех государственных служащих, которые служат без кадровых ограничений, классные чины присваиваются на основании результатов квалификационного экзамена;
  • Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально с учетом профессионального уровня служащего и продолжительности прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации в предыдущем классном чине и должности государственной гражданской службы.

Классный чин может быть первым или обычным. Первый гражданский чин присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина. При этом учитывается классный чин другой гражданской службы, военной, специальной и дипломатической службы, который гражданский служащий занимал на предыдущей должности гражданской службы в России.

Например, первый классный чин для младшей группы должностей — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, для старшей группы должностей — помощник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса и т.д.

Первый классный чин федерального государственного служащего присваивается после успешного завершения испытательного срока. Если испытательный срок не установлен условиями служебного контракта, то первый классный чин присваивается не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на соответствующую должность.

Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для предыдущего классного чина, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой установлен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присвоенный гражданскому служащему.

Устанавливаются следующие назначения на государственную службу:

  • в должностях гражданской службы секретаря государственной гражданской службы III и II классов и помощника государственной гражданской службы III и II классов не менее одного года;
  • На высших должностях государственной гражданской службы советник 3 и 2 класса, государственный советник 3 и 2 класса — не менее двух лет;
  • В ранге действительного государственного советника Российской Федерации III и II класса — как правило, не менее одного года.

Для государственных служащих в ранге секретаря государственной гражданской службы I класса, советника государственной гражданской службы I класса и государственного советника Российской Федерации I класса сроки не установлены.

При назначении гражданского служащего на вышестоящую должность гражданской службы ему может быть присвоен следующий классный чин, если срок действия предыдущего классного чина истек.

Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категорий «специалисты» и «вспомогательные специалисты» без ограничения срока полномочий, а также должности категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, классные чины присваиваются после сдачи квалификационного экзамена.

Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей без ограничения срока полномочий, первый классный чин присваивается после сдачи квалификационного экзамена при условии, что решение о сдаче экзамена принято представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа.

Федеральному гражданскому служащему может быть присвоен классный чин как форма поощрения за особые отличия в гражданской службе:

  • до истечения срока полномочий, но не ранее чем через шесть месяцев на занимаемой должности и не выше классного чина, соответствующего этой должности государственной гражданской службы;
  • После истечения срока полномочий — на одну ступень выше ступени класса, соответствующего занимаемой должности, но в пределах диапазона должностей, с которыми связана эта должность.

Важно отметить, что ступень следующего класса не присваивается государственному служащему, в отношении которого применены дисциплинарные взыскания, а также государственному служащему, в отношении которого проводится служебное расследование или возбуждено уголовное дело. Федеральный гражданский служащий сохраняет классный чин при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы, в том числе после выхода на пенсию, а также при повторном назначении на гражданскую службу.

Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина только судом за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Дипломатические ранги. Дипломатическая служба имеет свою специфику в рамках государственной службы. Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов в дипломатическом аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Законодательством предусмотрено, что лицам, замещающим должности федеральной государственной службы в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, российских дипломатических миссиях и консульских учреждениях, представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, в служебные обязанности которых входит выполнение функций дипломатического характера, присваиваются дипломатические ранги в соответствии с их квалификацией и должностью. Они должны иметь следующие звания: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса, Посланник второго класса, Советник первого класса, Советник второго класса, Первый секретарь первого класса, Первый секретарь второго класса, Второй секретарь первого класса, Второй секретарь второго класса, Третий секретарь, Атташе.

Воинские звания. Воинские звания традиционно находились на государственной военной службе. Они были в войсках императорской России и в советской армии, есть они и в современных российских вооруженных силах. Звания военнослужащих и их воинские звания в Российской Федерации установлены Федеральным законом № 53-ФЭ от 28 марта 1998 года. «О воинской обязанности и военной службе» и ряд других нормативных актов. Согласно действующему законодательству, все воинские звания делятся на воинские звания и корабельные звания. Их иерархический уровень и старшинство зависят от состава военнослужащих и занимаемых ими должностей. Существует три воинских звания (группы): солдаты (унтер-офицеры), прапорщики и офицеры.

Звания солдат, матросов, сержантов и старшин следующие.

  • Войска — рядовой, унтер-офицер, младший унтер-офицер, унтер-офицер, старший унтер-офицер, старшина;
  • Судно — матрос, старший матрос, старшина 2-го класса, старшина 1-го класса, старший старшина, старший старшина.

Мичманы и матросы имеют следующие воинские звания

  • Прапорщики — прапорщик и старший прапорщик;
  • Звания прапорщиков ВМС — мичман и старший мичман.

Офицеры делятся на три категории: младшие,

Старшие офицеры; и старшие офицеры.

К воинским званиям младших офицеров относятся:

  • Отделения — младший второй лейтенант, лейтенант, старший второй лейтенант, капитан;
  • Второй лейтенант, лейтенант, первый лейтенант и капитан-лейтенант.

Старшие офицерские звания:

  • Отряды — майор, подполковник, полковник;
  • Капитан третьего ранга; капитан второго ранга; капитан первого ранга.

Старшие офицерские воинские звания:

  • Отрасли — генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал Российской Федерации;
  • Корабельные звания — контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота.

Соответствие между рангами и званиями. В государственной службе правоохранительных органов существует своя классификация специальных званий.

Сложным и пока не решенным вопросом является юридическое определение соответствия воинских званий правоохранительным или классным чинам. Как уже отмечалось, они принимаются во внимание, но не проходят автоматическую переаттестацию. Все зависит от должности, занимаемой на государственной службе нового типа.

Разработана таблица соотношения воинских званий военнослужащих, проходящих службу по контракту, и квалификационных (ныне классных) чинов государственных служащих4 Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 года № 537 «О денежном довольствии военнослужащих».

Согласно ему, это соответствует:

  • Генерал армии, адмирал флота, генерал-полковник, адмирал — квалификационный разряд (классный чин) действительного государственного советника Российской Федерации 1 класса;
  • Генерал-лейтенант и вице-адмирал — действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса;
  • Генерал-майор, контр-адмирал — действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса
  • полковник, капитан 1 ранга — действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
  • Подполковник, капитан 2 ранга — Государственный советник Российской Федерации 3 класса
  • Майор, капитан 3-го ранга — Государственный советник Российской Федерации 1-го класса
  • Капитан, капитан-лейтенант 2-го класса Советник Российской Федерации;
  • Старший лейтенант — советник Российской Федерации 3-го класса;
  • Лейтенант — советник 1-го класса на государственной службе;
  • Второй лейтенант — советник 2-го класса на государственной службе;
  • Старший прапорщик, старший мичман, прапорщик, мичман — советник 3 класса на государственной службе
  • Первый сержант, старший капитан, старший сержант, старший старшина — советник гражданской службы первого класса
  • Для сержантского состава, старшего сержанта, первого сержанта, второго сержанта — советник государственной службы второго класса
  • Для мичмана, унтер-офицера, старшего унтер-офицера, рядового и матроса — помощник гражданской службы третьего класса.

Таким образом, введение и присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий государственным служащим является фактором, упорядочивающим отношения на государственной службе, закрепляющим иерархию государственных должностей, стимулирующим профессиональный рост государственных служащих и факт признания их заслуг государством.

Одним из основных требований к государственным служащим является их профессиональная компетентность, профессиональные навыки. Это требование вытекает из принципа современной государственной службы Российской Федерации — профессионализма и компетентности сотрудников. Усложнение управленческого труда требовало от работника специализации и профессиональной квалификации, т.е. приобретения специальных знаний, навыков и умений. Основными формами специализации работников государственной службы являются профессия, специальность и должность. Диагностика управленческого персонала с целью определения его профессиональной компетентности осуществляется с помощью специальных методов оценки работников: конкурсов, сертификатов, квалификационных экзаменов, тестов, профессиограмм, индивидуальных собеседований, наблюдений и т.д.

Вопрос мотивации граждан к поступлению на государственную службу очень важен. Что привлекает их стать государственными служащими? Социологические исследования показывают, что федеральные государственные служащие среди мотивов поступления на государственную службу на первое место ставят гарантию постоянства работы (44,7%), далее следуют желание приносить пользу государству и обществу, желание реализовать свои способности, сделать карьеру, повысить свой статус, заработать государственную пенсию5Современные проблемы государственной службы и кадровой политики. МОСКВА: РАГС. 2005. С. 36..

Результаты исследования показывают, что в целом у российских государственных служащих есть личная и одновременно государственно-общественная мотивация для поступления и прохождения государственной службы. Подавляющее большинство государственных служащих вполне удовлетворены своим положением. Все это свидетельствует о достаточно высоком социальном статусе российских государственных служащих.

Читайте также: Как стать генералом

Оцените статью
Военное дело
Adblock
detector