- Петр I (1672-1725)
- Дмитрий Николаевич Сенявин (1763-1831)
- Михаил Петрович Лазарев (1788-1851)
- Павел Степанович Нахимов (1802-1855)
- Владимир Алексеевич Корнилов (1806–1854)
- Степан Осипович Макаров (1848-1904)
- Николай Герасимович Кузнецов (1902-1974)
- Апраксин Фёдор Матвеевич
- Ушаков Федор Федорович
- Крузенштерн Иван Фёдорович
- Нахимов Павел Степанович
- Эссен Николай Оттович
- Колчак Александр Васильевич
- Советский Союз
- Российская Федерация
Петр I (1672-1725)
Петр Великий был талантливым полководцем и флотоводцем. Эти таланты были лишь одной из граней его мощного и сложного гения.
Его любовь к флоту и кораблям пробудилась в юности. Все началось со старой лодки, найденной в 1688 году в Измайлово, которая затем стала одним из главных символов российского флота. После «Азова» Питер отправился в Голландию изучать кораблестроение, проработав более четырех месяцев на верфях Амстердама, а затем еще три месяца в Англии. За это время он набрал более 900 специализированных моряков для службы в России.
Петр понимал, что только получив выход к морю, можно преодолеть отставание России на западе. Пришлось выдержать борьбу со Швецией, которая началась в конце XVII века и продолжалась более 20 лет.
Знаменательным стало основание Санкт-Петербурга в 1703 году на месте крепости Ниеншанц: Россия прочно обосновалась на берегах Балтийского моря. Вскоре после этого на российском северо-западе стали появляться судостроительные верфи и был создан Балтийский флот, который способствовал победе в сражениях при Гангуте, Эзеле и Гренгаме, во многом определивших исход Северной войны. По Ништадтскому договору Россия получила Балтийское побережье от Выборга до Риги.
Победа в Северной войне, создание регулярной армии и флота и их военный опыт сделали Россию одной из сильнейших держав Европы. Сенат присвоил Петру титулы Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского.
Деятельность Петра Великого оценивается по-разному. Однако его роль в организации и командовании армией и флотом исключительно высока. Он был блестящим организатором и значительным полководцем, намного опередившим свое время.
Дмитрий Николаевич Сенявин (1763-1831)
Выдающийся русский флотоводец конца XVIII — начала XIX века, участник Дарданелльского и Афонского сражений Русско-турецкой войны 1806-1812 годов.
Выпускник Морского корпуса, Сенявин стал лейтенантом в 1783 году и был назначен флаг-офицером к контр-адмиралу Мекензи, ответственному за строительство Севастопольского порта. Три года спустя он стал командиром пакетбота «Карабут» и начал поддерживать отношения с российским послом в Турции. В 1787 году началась война с Турцией, и Сенявин принял участие в крупных морских сражениях под командованием адмирала Федора Ушакова. Экипаж корабля Сенявина взял на мушку несколько турецких кораблей и потопил еще около десятка.
После этого события карьера Сенявина развивалась стремительно. Турнус назначил его командиром кораблей «Леонтий Мученик», «Владимир», «Навархий», «Святой Петр». В составе эскадры Ушакова он участвует в морских походах против французов в Средиземноморье, а после возвращения в Севастополь в 1800 году он является командиром Херсонского, затем Севастопольского, а после — Ревельского порта.
В 1805 году Сенявин в звании вице-адмирала возглавил главные силы русского флота, отправленного на борьбу с наполеоновской Францией. Его первоначальными задачами были защита Ионических островов как базы для русского флота и предотвращение захвата Наполеоном Греции, но вскоре после начала обороны его эскадра перешла в наступление.
В декабре 1806 года Турция, подстрекаемая Наполеоном, объявила войну России. Сенявину было приказано нанести удар «в самые недра Османской империи». — «идти к Дарданеллам и прервать коммуникации между европейским и азиатским побережьем» и «если возможно, прервать коммуникации по всему проливу Дарданеллы и Мраморному морю». В марте 1807 года Сенявин успешно установил блокаду Дарданелл, а войска под его командованием заняли остров Тенедос, используя его как базу для установления блокады Константинополя. 10-11 мая 1807 года в Дарданелльском сражении Сенявин одержал важную победу над османским флотом, пытавшимся прорвать блокаду Константинополя. 19 июня 1807 года Сенявин вновь разбил турок в битве при Афоне, несмотря на значительное превосходство в численности противника. Эта победа позволила русскому флоту установить контроль над всем Эгейским морем до конца войны. 12 августа 1807 года турецкий султан был вынужден подписать перемирие с Россией в Слободзее, что положило конец войне.
Михаил Петрович Лазарев (1788-1851)
Михаил Петрович Лазарев — выдающийся русский путешественник и флотоводец, выпускник Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге, участник многих морских экспедиций, включая кругосветное плавание и экспедицию в Антарктиду.
После окончания Морского кадетского корпуса Лазарев поступил добровольцем на морское обучение в Англию: он провел несколько лет в плаваниях по морям и океанам, прежде чем вернуться в Россию в 1808 году.
Михаил Лазарев участвовал в войне со Швецией и в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году он открыл необитаемые острова, которые были названы в честь Суворова. Его кругосветное путешествие под руководством Лазарева завершилось в 1816 году. Путешественник возвращался в Россию с навороченными животными, пряностями и другими иностранными товарами, которых в России раньше не видели.
Экспедиция Лазарева на север, за полярный круг, открыла несколько ранее неизвестных островов и архипелагов. Именно ему и Фаддею Белинсгаузену приписывают открытие Антарктиды.
В 1826 году Михаил Лазарев стал командиром корабля «Азов», который принимал участие в Наваринском сражении. В 1832 году он стал начальником штаба Черноморского флота, а в конце русско-турецких войн был произведен в вице-адмиралы.
Еще в 1834 году, за 20 лет до начала Крымской войны, Лазарев, опасаясь вторжения англичан в Черное море, разработал план отражения возможных атак, который, по сути, стал началом модернизации российского флота. Под его руководством было построено 110 судов и внедрены инновационные технологии и методы.
Павел Степанович Нахимов (1802-1855)
Павел Нахимов родился в офицерской семье и окончил военное училище в 1817 году, после чего совершил свое первое плавание к берегам Швеции и Дании на фрегате «Феникс».
В 1822 году в составе 2-го флотского экипажа Нахимов отправился в кругосветное плавание под командованием адмирала Лазарова. Плавание продолжалось около трех лет, и по возвращении домой Нахимов получил звание лейтенанта.
Боевым крещением Нахимова стало Наваринское сражение во время последующей войны России с Турцией. Как член экипажа 74-пушечного корабля «Азов», он был награжден орденом Святого Георгия 4-го класса, британским орденом Бани и французским орденом Спасителя за участие в сражении.
После боя Нахимов в звании второго капитан-лейтенанта стал командиром захваченного турецкого корвета «Наварин». За отличную службу ему было присвоено звание контр-адмирала в 1845 году и вице-адмирала в 1852 году. Однако славу Нахимову принесла Крымская война. Именно он стал одним из героев сражений того времени.
Ключевым событием Крымской войны стало Синопское сражение, в котором Нахимову удалось разгромить превосходящие силы противника. Командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов в штормовую погоду обнаружил и блокировал основные силы турецкого флота у Синопа и нанес решающий удар 18 (30) ноября 1853 года.
Синопское сражение и последующая оборона Севастополя — одни из самых славных и в то же время самых трагических событий в военной истории России. После победы над турецкими кораблями при Синопе Нахимов был назначен командиром Севастопольского порта и временным военным губернатором города. С началом осады порта англо-французским десантом он вместе с адмиралом Корниловым возглавил оборону города. 28 июня (10 июля) 1855 года, во время одного из объездов передовых укреплений, был смертельно ранен в голову снарядом на Малаховом холме. Проститься с Павлом Степановичем пришел весь Севастополь. В день похорон враги России не сделали ни одного выстрела, а на их кораблях в знак уважения были приспущены флаги и переплыты реки.
Владимир Алексеевич Корнилов (1806–1854)
Вице-адмирал Корнилов вошел в историю как организатор и командующий обороной Севастополя во время Крымской войны, но свое боевое крещение он прошел задолго до этого.
20 октября 1827 г. майор Корнилов в составе команды корабля «Азов» под командованием Михаила Лазарева принял участие в морском сражении при Наварине, а после этого — в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Адмирал Лазарев сразу же распознал в молодом офицере выдающиеся способности и, возглавив Черноморский флот, назначил Корнилова капитаном брига «Фемистокл».
В возрасте 32 лет Корнилов уже был начальником штаба Черноморской эскадры, а через год стал командиром 120-пушечного линкора «Двенадцать апостолов». 6 декабря 1848 года Корнилов стал контр-адмиралом и был назначен начальником штаба Черноморского флота.
Только благодаря дальновидности вице-адмиралов Корнилова и Нахимова Черноморский флот был полностью готов к началу Крымской войны. По инициативе Корнилова были созданы две так называемые тренировочные эскадры, первой из которых командовал Нахимов, а второй — вице-адмирал Федор Юрьев. Эти эскадры поочередно маневрировали между Крымом и турецким побережьем, вели разведку в районе Босфора, а позже эскадра Нахимова уничтожила турецкий флот в Синопском сражении.
Утром 13 сентября 1854 года телеграф сообщил, что огромный англо-французский флот, по силе и численному составу намного превосходящий русский, направляется к Севастополю. 25 сентября база флота была объявлена на осадном положении, а через день вице-адмирал Корнилов принял командование гарнизоном. Под его руководством в короткие сроки были созданы сухопутные оборонительные укрепления, на всех кораблях были установлены орудийные установки, что обеспечило эффективную поддержку сухопутных войск артиллерийским огнем в ключевых районах. Город был превращен в неприступную крепость.
17 октября 1854 года, с восходом солнца, начался первый штурм Севастополя. В двенадцать часов на Малаховом кургане Владимир Корнилов был смертельно ранен пушечным ядром. Его последними словами были: «Защитим Севастополь!».
Степан Осипович Макаров (1848-1904)
Степан Осипович Макаров — великий русский флотоводец и ученый, чье имя носят морские и речные училища, в том числе военные, улицы в приморских городах, а в советское время крейсеры и корабли.
В семье Макарова и дед, и отец были военными офицерами, поэтому в возрасте десяти лет Степан Макаров также поступил в военно-морское училище, которое окончил в звании мичмана. В 1867 году Макаров был призван на Балтийский флот и во время службы начал писать научные статьи.
В 1870 году Макаров предложил новую технологию ремонта пробоин в корпусе кораблей, которая была одобрена и сразу же внедрена на флоте. С 1872 года Макаров активно занялся кораблестроением, участвовал в развитии парового флота, а в 1877 году, после начала очередной русско-турецкой войны, Степан Макаров принял участие в боевых действиях.
В одном из сражений ему удалось испытать изобретенный им минный тральщик, который помог вывести из боя турецкий корвет. Макаров был одним из первых, кто предложил использовать самодвижущиеся морские мины. Это позволило русскому флоту без особых усилий потопить турецкие корабли. В 1880 году в Босфоре Макаров использовал новый прибор собственного изобретения для изучения течений, действие которого он описал в своем докладе «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», получившем высокую оценку Академии наук.
В 1886 году Макаров совершил кругосветное путешествие на корвете «Витязь», результатом которого стали его гидрологические работы, за которые он получил золотую медаль от Русского географического общества. Позже Макаров ввел на флоте бездымный порох, разработал специальные щиты на орудиях для маскировки артиллеристов и особый наконечник для снарядов, который увеличивал их пробивную способность и наносимый урон. Макаров помогал Александру Попову строить радио, а Менделеев помогал Степану Осиповичу продвигать идею ледокольного флота.
С началом русско-японской войны Макаров командует Тихоокеанским флотом Российской империи. В Порт-Артуре он организовал работы по укреплению оборонительных сооружений. Вскоре его жизнь оборвалась: 31 мая 1904 года на одном из линкоров адмирал вышел в море и подорвался на японской мине. Корабль затонул.
Николай Герасимович Кузнецов (1902-1974)
Адмирал Николай Кузнецов привел советских моряков к полной победе над фашистами и их союзниками во время Великой Отечественной войны.
Поступив на службу в Северодвинскую флотилию в 1919 году, Кузнецов начал свою служебную карьеру на Балтике, затем стал курсантом подготовительного военно-морского училища и выходил в море на крейсере «Аврора», линкоре «Парижская коммуна», побывав в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах. С 1926 года был командиром батареи и боевой роты на крейсере «Красная Украина» (до революции «Адмирал Нахимов») в Севастополе.
Став переводчиком с немецкого и французского языков, Кузнецов прошел подготовку в командовании Балтийского флота. В 1932 году он с отличием окончил оперативный факультет Военно-морской академии и был назначен первым офицером на новый крейсер Черноморского флота «Красный Кавказ».
В сентябре 1933 года Кузнецов, будучи командиром флагманского корабля Черноморского флота «Красный Кавказ Украины», отправился в крейсерство в Батуми. Во второй половине 1930-х годов он отправляется в качестве военно-морского атташе СССР в Испанию и становится главным военно-морским советником по организации судоходства между странами.
В августе 1937 года капитан 1-го ранга Кузнецов был назначен заместителем командующего Тихоокеанским флотом. Примерно через год он отвечал за обеспечение обороны Владивостока от японских кораблей, которые пересекли границу в южном Приморье.
С началом Великой Отечественной войны Кузнецов, уже будучи первым заместителем наркома ВМФ, возглавил формирование специальной группы ученых для раскрытия секретов нового немецкого оружия и разработки мер противодействия, а в начале 1942 года сформировал новые полки и бригады морской пехоты для противодействия врагу, особенно на восточном направлении. Таким образом, в течение двух недель Тихоокеанский флот осуществил беспрецедентный по своей смелости и скорости каскад десантных операций против японских сил. В 1953 году Кузнецов — первый заместитель министра обороны СССР — стал командующим ВМФ. В 1955 году ему было присвоено звание Адмирала Флота Советского Союза.
Апраксин Фёдор Матвеевич
Согласно легенде, происхождение знаменитого адмирала и сподвижника Петра Великого шло из аристократического сословия Золотой Орды. Татаро-монгольский родоначальник боярской династии принял христианское крещение и женился на русской княжне во время правления Дмитрия Донского. Его дальний потомок, Федор Апраксин, в юном возрасте поступил на службу при царском дворе. Выполняя обязанности столоначальника, он сумел завоевать доверие и расположение молодого Петра.
Первой серьезной государственной должностью Апраксина была должность воеводы в Архангельске. Ему довелось сопровождать царя в его поездках на Белое море. Вскоре после этого Апраксин получил от государя чин майора и был назначен в Семеновский полк. В последующие годы он был постоянным спутником императора-реформатора во всех военных кампаниях и дипломатических миссиях. Апраксин участвовал во второй осаде Азова. В составе Великого посольства он посетил Нидерланды, где изучал основы военно-морского дела. В Воронеже Апраксин руководил строительством кораблей, которые должны были стать основой российского флота. Он внес значительный вклад в планы Петра I по превращению страны в новую военно-морскую державу. Апраксину предстояло стать одним из первых русских адмиралов.
Он командовал армией и флотом в Ингерманландии во время Северной войны и проявил себя как разумный стратег. Апраксину удалось отразить нападение шведов на Санкт-Петербург и принудить к сдаче Выборгскую крепость. Он был одним из первых адмиралов русского флота, участвовавших в знаменитом разгроме эскадры короля Карла у мыса Гангут.
Вскоре после этого Апраксин попал в царскую немилость из-за обвинений в коррупции. Только его заслуги спасли его от сурового наказания. Впоследствии царь Петр помиловал Апраксина и назначил его генерал-губернатором захваченных у шведов провинций. Один из первых адмиралов российского флота пережил своего императора на несколько лет и умер в 1728 году.
Ушаков Федор Федорович
Этот флотоводец прославился тем, что не потерял в бою ни одного корабля. Примечателен и тот факт, что православная церковь причислила Федора Федоровича Ушакова к лику святых. Один из самых выдающихся адмиралов российского флота начал свою карьеру на Балтике. Во время первой войны с турками он принимал участие в обороне крымского побережья. Позже Ушаков командовал личной яхтой Екатерины Великой и защищал русские торговые суда в Средиземном море от нападений британского флота. Свои блестящие способности он в полной мере проявил во время войны с Османской империей в 1787-1791 годах: Ушаков разбил подавляющие силы противника у острова Фидониси, в Керченском проливе, на мысах Тендра и Калиакрия. В 1799 году он стал одним из адмиралов российского флота.
Ушаков вышел в отставку, не проиграв ни одного из своих 43 морских сражений. Последние годы своей жизни флотоводец посвятил молитвам и церковным службам.
Крузенштерн Иван Фёдорович
Знаменитый русский адмирал имел немецко-шведские корни. При рождении ему было дано имя Адам Иоганн Риттер фон Крузенштерн. Этот мореплаватель был руководителем первой русской экспедиции, обогнувшей земной шар. После учебы в кадетском корпусе в Кронштадте Крузенштерн поступил мичманом на службу в Императорский флот. За доблесть, проявленную в сражениях Русско-шведской войны, он был произведен в лейтенанты.
В 1799 году Крузенштерн представил царскому правительству проект установления прямого морского сообщения с русскими колониями в Америке. Предложение было поддержано Академией наук и одобрено Александром I. Дополнительным преимуществом проекта стало создание более удобного маршрута для торговли с Китаем. Экспедиция продолжалась два года. Крузенштерн и его помощники составили атлас и отчет о путешествии, в котором подробно описали все земли и народы, которые они видели. Этот научный труд был переведен на многие европейские языки.
Следующие годы своей жизни Крузенштерн посвятил в основном преподаванию. Он получил почетное членство в Академии наук и был назначен директором навигационной школы. Крузенштерн способствовал многим улучшениям в работе этой школы. Он умер в 1846 году в своем имении в Эстонии.
Нахимов Павел Степанович
Этот адмирал вошел в историю как командующий флотом и сухопутными войсками во время Крымской войны и осады Севастополя. Нахимов учился в Морском дворянском корпусе в Санкт-Петербурге и получил свой первый опыт плавания в пятнадцать лет. После участия в кругосветной экспедиции ему было присвоено звание лейтенанта.
Нахимов отличился в великом морском сражении объединенных эскадр России, Франции и Англии против флота Османской империи. Это событие известно в истории как битва при Наварино. В награду за умелое использование артиллерии Нахимов был назначен капитаном захваченного корабля.
Во время Крымской войны он возглавил блестящую операцию по блокаде и уничтожению турецкого флота в порту Синоп. Нахимов дослужился до звания адмирала и был назначен военным губернатором Севастополя. Он командовал обороной города и поддерживал боевой дух солдат и офицеров. В 1855 году, находясь на передовых позициях, Нахимов получил смертельное огнестрельное ранение. Адмирал был похоронен в склепе Владимирского собора в Севастополе.
Эссен Николай Оттович
Командующий российским флотом на Балтике происходил из семьи прибалтийских немцев. Его предки служили империи со времен Петра Великого. После окончания кадетского корпуса и Военно-морской академии Николай Эссен получил звание лейтенанта и в течение своей дальнейшей карьеры командовал несколькими кораблями, в том числе линкором «Севастополь». Имя адмирала вошло в историю в связи с Русско-японской войной. После капитуляции крепости Порт-Артур он снял с мели «Севастополь», чтобы корабль не попал в руки врага. Эссен был доставлен в Нагасаки в качестве военнопленного, но через два месяца был освобожден. По возвращении в Санкт-Петербург он был награжден орденом Святого Георгия в качестве награды за свои храбрые действия.
Во время Первой мировой войны Эссен командовал Балтийским флотом. Многие считали его самым способным русским адмиралом своего времени. Николай Эссен скоропостижно скончался в 1915 году в результате болезни. Его имя носит фрегат ВМФ России.
Колчак Александр Васильевич
Последний адмирал империи стал признанным лидером Белого движения. Александр Колчак пользовался большим авторитетом среди противников большевиков. Во время гражданской войны он возглавлял Временное Сибирское правительство, находившееся в Омске. Попытки Колчака объединить все антибольшевистские силы провалились. После того как Белое движение оказалось на грани поражения, чешские союзники сдали адмирала Красной армии. Колчак был казнен без суда и следствия. Место его захоронения неизвестно.
Советский Союз
В Российской империи звание адмирала получили 189 человек. Первым из них был Франц Лефорт, сподвижник Петра Великого, а последним — Александр Колчак. В СССР это звание стало присваиваться в 1940 году. Всего его получили 79 советских флотоводцев. По решению Иосифа Сталина было учреждено более высокое звание, соответствующее сухопутному маршалу — адмирал флота. Она была упразднена вскоре после распада СССР.
Читайте также: Форма МВД: 575 приказ, правила ношения, обмундирование полиции России нового образца, парадная, зимняя, летняя
Российская Федерация
Многие советские адмиралы остались на службе в российском флоте. Присвоение высших военно-морских званий продолжалось и в новое время. Список адмиралов Российской Федерации насчитывает 35 человек. С 1992 года шесть обладателей этого звания занимали должность главнокомандующего ВМС:
- Феликс Николаевич Громов.
- Владимир Иванович Куроедов.
- Владимир Васильевич Масорин.
- Владимир Сергеевич Высоцкий.
- Виктор Викторович Чирков.
- Владимир Королев.
Предшественник нынешнего главнокомандующего, Виктор Викторович Чирков, был вынужден уйти в отставку из-за проблем со здоровьем. Министр обороны вручил адмиралу Королеву знамя ВМФ в апреле 2016 года.