- История создания
- О трудностях выпуска
- Совершенствование конструкции
- Удачный вариант
- Боевой нож Катран
- Конструкция
- «Катран», «Игла» и «Морской дьявол», или Ножевой детектив
- О трудностях выпуска
- Совершенствование конструкции
- Характеристики
- Где применяется
- Начало производства
- Виды
- Преимущества и недостатки
- Катера с корпусом типа “Морской нож”
- Модификации
История создания
Еще в Советском Союзе возникла острая необходимость в замене универсального водолазного ножа (УВН). Причина была банальна: он устарел и не мог выполнять современные функции того времени.
А первоначальное производство (HLD) не предусматривало его использование боевыми пловцами. И у него было много недостатков:
- Сталь, из которой был сделан клинок, быстро затупилась;
- Пластиковая ручка не очень хорошо держалась в руке в воде;
- лезвие было отполировано и придавало блеск;
- Насечка от разрыва проволоки ослабила весь клинок.
Нож «NVU». Советская модель.
Перед дизайнерами того времени была поставлена задача разработать клинок, отвечающий определенным условиям. В эпоху перестройки в конце 1980-х годов началась разработка боевого ножа «Катран».
Изначально у него было три основных функции. Она была призвана помочь человеку выжить, стать основным инструментом водолаза и, конечно же, обладать всеми свойствами боевого оружия.
О трудностях выпуска
С точки зрения дизайна он был идеально сбалансирован и обладал всеми необходимыми функциями. Было изготовлено несколько образцов, но в серийное производство клинок так и не поступил. Она пострадала от серьезных сокращений военно-морского бюджета.
Однако, как оказалось, от первоначальной идеи дизайна пришлось отказаться, и нож сохранил лишь форму рукояти. Но если это было не так, то, возможно, он вообще исчез из существования.
Совершенствование конструкции
Незадолго до начала его производства произошли известные события, связанные с распадом Советского Союза. Но «судьба» улыбнулась создателям, и сам нож заинтересовал сотрудников ФСБ. Их внимание привлекло лезвие в стиле Боуи.
По форме похож на Боуи.
Но люди из ФСБ потребовали свои конструктивные особенности и пообещали купить 3 000 экземпляров. Оружейному заводу в Туле пришлось немного модифицировать его для использования на суше. И ему было присвоено имя «Катран-1С». Где буква «S» означала «земля».
Были внесены некоторые изменения, но нож не потерял узнаваемую пилу на лезвии ближе к тангенсу. Таким образом, конструкция была изменена:
- ножны изготовлены из кожи с интегрированной металлической рукояткой;
- рукоятка была сделана из дерева, в частности из ореха;
- камуфляжное покрытие;
- Крышка подсумка NAZZ, теперь плоская.
Нож стал популярен среди сотрудников ФСБ и МВД.
Он получил широкое распространение во время первого вооруженного конфликта в Чечне. Пила, насаженная на гвоздь, помогала наносить более серьезные раны.
Удачный вариант
Опыт боевых действий показал, что наличие хорошего остроконечного оружия в личном снаряжении солдата играет значительную роль. «Катран» оказался хорошим ножом для ближнего боя.
Ходят слухи, что врачи, видевшие раны, нанесенные этим клинком, предлагали запретить его использование в военных действиях. И считать его бесчеловечным оружием.
Странное мышление для человечества, но это их мнение. Вариант оказался довольно удачным, благодаря своему главному плюсу. При извлечении из ножен он не цеплялся за лезвия своими ударными зубьями, что является проблемой для многих ножей.
В конце Первой чеченской войны его производство было прекращено по неясным причинам. Однако нож не был забыт и в будущем к нему присоединились «товарищи по производству» в виде «Катран-2» и «Катран-3». Но об этом поговорим ниже.
Боевой нож Катран
Многие из наших знаменитых боевых ножей повторили эволюционный путь жизни на Земле, которая зародилась в морях и океанах, а затем освоила сушу.
Так, в 1930-е годы завод «Труд» (бывший ножевой завод имени Кондратьева) выпускал специальные ножи для спасателей подводных лодок. За основу были взяты ножи финского типа, которые завод Кондратьева выпускал еще в дореволюционное время. От сухопутного варианта они отличались резиновыми ножнами и специальным оребрением съемной гарды рукояти. В 1937 году этот нож был принят на вооружение саперных частей Красной Армии. Нож оказался удачным и использовался во многих армейских подразделениях. Он известен как «армейский нож 1937 года», «саперный нож», «водолазный нож», «нож диверсанта НКВД» и т.д. В 1940 году, после опыта финской кампании, на его основе был разработан военный нож, который стал широко известен как нож XP-40/NA-40.
В начале 1950-х годов в ВМФ СССР начали возрождаться специальные военно-морские подразделения. В 1956 году майор Р.М.Тодоров, командир специальной группы Института военно-морского оружия, разработал многофункциональный боевой нож для морских разведывательных подразделений. Три года спустя на основе ножа Тодорова был разработан новый штык-нож (6Х3) для автомата Калашникова.
В конце 1980-х годов ВМС начали работу над новым ножом для боевых пловцов, который должен был заменить состоящий на вооружении нож NVU. В разработке нового ножа принимал участие Игорь Александрович Скрылев, выпускник Московского государственного технического университета им. Баумана, работавший в конструкторском бюро океанологического оборудования Академии наук СССР и занимавшийся проектированием глубоководных подводных лодок. В этот период он также был известен как создатель многофункционального мачете «Тайга», которое использовалось в качестве снаряжения для воздушных спасателей. К 1991 году Скрылеву удалось создать один из лучших образцов «тяжелых» боевых ножей под названием «Катран». Отличительной чертой этого ножа была характерная форма клинка с двойной зубчатой кромкой на спинке лезвия и специфическим «плавником». — часть клинка возле рукояти. Такая форма появилась в результате требования моряков иметь возможность резать ножом армированные резиной шланги. В верхней части клинка возле острия и в нижней части возле рукояти имелась зазубренная часть. Рукоятка была завершена мощным коническим ударным зубом. В лезвии было отверстие, позволявшее использовать нож в ножнах для резки стальной проволоки.
Однако, как и в случае со многими перспективными образцами оружия, он не был принят на вооружение по банальной причине — «отсутствие средств». От забвения этот нож спасло то, что им заинтересовались тульские охранники. Скорее всего, это было связано с запахом пороха в воздухе из-за событий в Чечне.
1 — прототип боевого ножа ВМФ; 2,3 — варианты боевого ножа ASVA-TOZ; 4 — вариант ножа спецназа МЧС «Лидер».
Производство ножей было организовано на небольшом тульском предприятии «АСВА-ТОЗ». Для наземного использования нож претерпел ряд изменений: пластиковая рукоятка была заменена деревянной, с лезвия была удалена зазубрина возле головки. Зазубрина на танге также была удалена, и нож имел углубление для гаек в головке, которое закрывалось цилиндрической шайбой — ножнами. Согласно различным источникам, было выпущено около 2-3 000 экземпляров «Катрана» в нескольких модификациях.
Нож успешно выдержал проверки и испытания в Первой чеченской войне, где его использовали различные спецподразделения. Были случаи нетрадиционного использования ножа, для пробивания окованных железом дверей и кирпичных стен. Нож также использовался в качестве импровизированной стремянки, выдерживая вес солдата и его снаряжения. Своеобразная форма пилы на острие клинка использовалась в бою как ударный зуб, наносящий очень тяжелые раны. Это даже заставило медиков, столкнувшись с последствиями использования ножа, выступить за его запрет как негуманного оружия. Подобная ситуация позже повторилась за рубежом с ножом Serrated Reclaimer Майка Сноди, который имел похожую форму лезвия и был запрещен к производству вскоре после создания.
О высоких эксплуатационных качествах этого ножа говорит тот факт, что после боевых вылетов военнослужащие часто не возвращали этот нож под предлогом того, что он «потерян», «не на месте», «украден» и т.д.
Учитывая боевой опыт применения этого ножа в боевых действиях в Чечне, для спецназа МЧС был разработан уменьшенный вариант ножа без спиленного приклада — «Лидер».
И, наконец, в наше время ножи компании «Ратник», которая долгое время занималась разработкой и производством специального снаряжения для подводных работ на флоте, были выбраны в качестве ножей базового снаряжения российской армии. В году они были приняты на вооружение с индексами ГРАУ 6Х9 (нож) и 6Х9-1 (нож со штыком).
Легендарный ореол «Катран» привел к появлению нескольких одноименных компаний по производству боевых ножей, наряду с компанией NOKS, выпускающей ножи конструкции Скрылева.
Однако по внешнему виду они не похожи на легендарный боевой нож ничем, кроме названия. Существуют также «гражданские» версии этих ножей с тупым кончиком лезвия «отвертки».
Линейку боевых ножей «Катран» для подразделений спецназа продолжил нож «Эльф», разработанный в ЦНИИТОЧМАШе для подразделений ГРУ.
Боевой нож «Эльф» (фото с сайта Guns.RU)
По сравнению с мелитовскими катранами гораздо интереснее копии этого ножа, изготовленные «Павловскими кузницами» /»Павловская кузница» (Павлово) и «Союзом Штурмовых мастерских» (Ворсма) с представительством «Ножевой крепости» в Нижнем Новгороде.
Из этих образцов, на мой взгляд, наиболее интересен нож «Мегалодон». Вообще, под эгидой «Союза мастеров-ремесленников Штурма» и «Ножевой крепости» (другое название «Zeughaus Bergfrid») изготавливаются очень интересные модели ножей, в том числе копии известных ножей.
Ножи «Sturm Master Union»/»Zeughaus Bergfrid» на выставке «Клинок»
Нож «Мегалодон» выглядит в точности как легендарный «Катран» и представляет собой нечто среднее между его прототипом для ВМФ и сухопутным вариантом «АСБА-ТОЗ».
Ниже приведено сравнение эксплуатационных характеристик первого издания «Катрана» и «Мегалодона». Подлинные технические характеристики «Катрана» найти не удалось, поэтому мы используем приблизительные значения его производительности, основанные на информации, найденной в Интернете.
Лезвие ножа имеет отверстие, как у морского прототипа «Катрана». Однако это чисто декоративный элемент, учитывая дизайн стандартных ножен из кайдекса, входящих в комплект «Мегалодона».
Как и в оригинальном ноже Скрылева, лезвие двойной серрейторной пилы является односторонним.
Но если на оригинальном ноже левая и правая стороны лезвия не симметричны, то в его копии они симметричны, за исключением вышеупомянутой молярной пилы.
И, наконец, следует отметить, что копия «Катран-3» от «Павловских ножей»/»Павловской кузницы», хотя и менее похожа на боевой нож Скрылева, имеет одно важное преимущество. Он позиционируется как тактический нож и, по заявлению производителя, сертифицирован как утилитарный нож и имеет соответствующий «сертификат».
Всех с Новым годом! Здоровья, счастья, процветания и исполнения желаний в Новом 2021 году!
29 декабря 2021 года!
Конструкция
Экспериментальные версии, появившиеся до того, как ими заинтересовались спецслужбы. В то время они имели антибликовое покрытие, на прикладе имелись ударные губки довольно необычной конструкции. Если присмотреться, можно увидеть ряды крошечных зазубрин, которые, по словам дизайнеров, предназначены для разрезания любого материала.
Великолепный экземпляр катрана.
Рукоятка была сделана из рифленой резины и полая внутри, в которой должен был размещаться НАЗ в герметичном корпусе. Эти первые ножи, которые так и не поступили в серийное производство, сохранили название «Катран-1». Их было трудно классифицировать, поскольку клинки не были пронумерованы.
«Катран», «Игла» и «Морской дьявол», или Ножевой детектив
По понятным причинам различные системы вооружений являются благодатной почвой для всевозможных слухов, домыслов, легенд, а иногда и откровенной злонамеренной лжи. Конечно, официальной информации мало, а народ, как говорится, хочет знать. Подобное повторилось осенью 2009 года. Именно тогда президент России Дмитрий Медведев получил в подарок боевой плавающий нож. Очевидно, это было холодное оружие модели Катран. Вскоре в открытом доступе появилась информация о конструкторе нового ножа: им оказался Игорь Скрылев, хорошо известный в кругах любителей холодного оружия. Нож был создан во время соревнований «Игла» и получил прозвище «Морской дьявол» среди пловцов-испытателей. Но это было только начало «криминальной истории»…..
Чуть позже выступил сам конструктор, и выяснилось, что Медведев получил не «Катран», а одну из его модернизированных версий. О презентации своего творения президенту Скрылев узнал только из прессы. Такая интересная путаница с ножом и его названием. Но, возможно, «Катран» и «Морской дьявол» заслуживают более подробного обзора, а не нескольких строк о путанице в прессе.
Начало истории этих ножей относится к последнему десятилетию прошлого века. В то время руководство ВМФ России приняло решение объявить конкурс на разработку нового ножа, который должен был заменить универсальный водолазный нож (НУВ). К началу 1990-х годов это оружие уже морально устарело и нуждалось в замене. Кроме того, не был учтен тот факт, что в будущем это оружие должно было использоваться как водолазами ВМС, так и боевыми пловцами. Следовательно, нож не мог одинаково выполнять обе работы. Также были проблемы со сплавом, из которого был изготовлен клинок. Это была коррозионностойкая сталь, которая была дополнительно отполирована. Однако полировка имела тенденцию к бликованию, а используемая сталь не очень хорошо держала заточку. Кроме того, у пользователей были свои претензии. Например, канавка для обрыва проволоки у основания рукоятки ослабляла лезвие, а пластиковая рукоятка имела склонность к скольжению в перчатке. Все это нужно было исправить.
Была запущена нить «Кортес». Он предусматривал создание ножа, сочетающего в себе черты боевого ножа, ножа для инструментов и ножа для выживания. Проще говоря, это был непростой гибрид. Прототип модели ножа Скрылева был оснащен изогнутым клинком, изготовленным из коррозионно-стойкого стального сплава с антикоррозийным покрытием. На хвостовике была сделана своеобразная форма — поверх одних «зубьев» с крупным шагом располагались другие, более мелкие. Идея дизайна заключалась в том, чтобы расширить список материалов, которые нож может «резать». В клинке делалось отверстие для соединения с ножнами: в такой конфигурации пловец имел в своем распоряжении импровизированные, но надежные и удобные щипцы. Внутри рукоятки с резиновым покрытием находится стальной футляр для принадлежностей. Он опечатан, так как этот нож был разработан в первую очередь как оружие для солдат «подводного фронта». Кроме того, это один из самых прочных конструктивных элементов всего ножа, поэтому замена рукояти не является проблемой. Крышка карандаша была значительно толще, что позволяло использовать нож в качестве молотка. Безопасность руки владельца ножа обеспечивали большие металлические ножны. Все детали рукояти и ножен были выполнены таким образом, чтобы ножом было удобно пользоваться как голыми руками, так и в перчатках. В некоторых прототипах рукоятка была сделана из пластика, а ножны — из пластика в форме конуса. Последний должен был служить дополнительным средством взаимодействия.
Однако к тому времени, когда прототипы были собраны, флот оказался в сложной ситуации. Морякам все еще требовалось новое оружие, но теперь у них не было возможности заменить старый HLV. Нож Скрылева мог сохраниться в паре-тройке экземпляров. К счастью, сотрудники ФСБ заинтересовались продуктом. Они выразили готовность протестировать небольшую партию ножей, но потребовали немного изменить дизайн. Прежде всего, они хотели получить «теплую» деревянную ручку. Крышка чемодана аварийного запаса снова стала плоской. Ножны были усовершенствованы: они были сделаны из кожи с металлической вставкой. Нож был сохранен благодаря своей гибкости. Сотрудники ФСБ из Тулы первыми заинтересовались новым оружием и помогли запустить его производство. Для начала они ограничились пробной партией в несколько десятков экземпляров. Именно разработка Скрылева носила название «Катран». Первым в боевых действиях принял участие «сухопутный» вариант ножа, это было во время Первой чеченской кампании. «Катран» получил много похвал, после чего началось более масштабное производство. Было изготовлено около трех тысяч таких клинков, хотя по разным причинам точное количество определить невозможно.
Из этих трех тысяч катранов следует, что некоторое их количество было произведено в соседней стране. В любом случае, это самый простой способ объяснить внешний вид ножей, которые внешне похожи на катран, но по своим свойствам значительно уступают ему. Например, автор этой статьи видел нож с этикеткой «Катран», но его футляр (изначально герметичный) пропускал воду, а сбоку была плохо выдавленная надпись «Made In China».
Война закончилась, и, следовательно, не было необходимости заказывать новые экземпляры «Катрана». Производство ножа было отменено, и с тех пор оригинальная модель ножа не выпускалась. Тем не менее, в процессе производства первого «Катрана» были внесены некоторые изменения, такие как классический нож для выживания. Его главным отличием от базовой модели была обычная пила вместо рифленой. Однако, несмотря на различия, в кругах любителей холодного оружия все ножи первого издания часто называются одним и тем же именем: «Катран-1». Официально, следует отметить, в названии не было подразделения. Возможно, причиной появления «народного» названия с номером стал выпуск новых версий ножа. Первым из них был «Катран-2». Он был намного проще первой модели: корпус НАЗа был снят, форма клинка изменена, гарда упрощена, а вместо защитного покрытия нож получил матовую отделку. Единственное, что осталось неизменным на «Катране-2» — это «двойной» волнистый напильник на прикладе. Из-за отсутствия защиты лезвия новый нож нельзя было использовать в воде, хотя остальные характеристики, по словам его создателей, остались прежними или почти прежними. Вскоре мы увидели «Катран-3». Она отличалась от второй модели наличием дополнительной заточенной кромки на острие пилы. Он был разработан для резки различных материалов. Чуть позже ВВС заказали несколько «Катранов-2» с пилой, аналогичной той, что используется в стандартных штык-ножах.
Для гражданского рынка была выпущена специальная версия. От гражданской версии он отличался слегка подпиленным кончиком лезвия, которое позже было переделано в виде отвертки. Есть сведения, что некоторые умельцы перетачивали отвертку под лезвие. Понятно, как на это отреагировали соответствующие органы. «Катран» имел успех не только в российских спецслужбах. Есть сведения, что одна небольшая европейская страна проявила интерес к российскому ножу. В итоге «Катран» выиграл конкурс среди нескольких зарубежных образцов и был приобретен для одного из полицейских подразделений. От ножей, предназначенных для «бытового» российского потребителя, он отличался эмблемой подразделения и полным отсутствием упоминания о российском происхождении.
В конце 1990-х и начале 2000-х годов ВМС снова начали проявлять интерес к новым ножам для замены HLW. На этот раз программа по разработке нового оружия была обозначена словом «Игла». Как вспоминает Скрылев, первые версии технического задания были очень подробными и требовали сочетания как минимум нескольких совместимых компонентов. Однако после серии консультаций между клиентом и разработчиками готовая спецификация стала выглядеть более реалистично, хотя и без потери необходимых качеств. «Игла» была основана на том же «Катране» из первой версии. Мы изменили дизайн ножен, заменили волнообразную пилу на обычную, сделали ножны частью рукояти, а форму последней сделали асимметричной: с такой формой было гораздо легче попасть ножом в острие, не глядя. Обновленный нож был протестирован. Мы выяснили, что никакие незначительные изменения не помогут добиться желаемого результата.
Было изменено практически все, в первую очередь форма самого клинка. Наклонный приклад был весьма эффективен на штык-ножах, которые использовались в сочетании с подводным ружьем. Однако для нового боевого ножа такая конструкция была не очень удобной и удачной. Новый клинок был сделан в форме копья. Такая форма считалась более эффективной для подводных операций. Им также пришлось найти новый сплав для клинка: согласно техническому заданию, нож должен был выдерживать нагрузку на изгиб в 100 килограммов. Идея заключается в том, что в процессе использования нож можно использовать как рычаг или даже как опору для какого-либо груза. Однако достижение достаточной прочности не предполагало значительного увеличения веса. В частности, первые версии нового клинка не имели фаски, но потом к этой детали пришли. Кроме того, дизайнерам нового ножа пришлось немало потрудиться над покрытием клинка: оно должно было защищать лезвие и в то же время предотвращать блики. Но нож был предназначен для использования в воде, поэтому обычное матирование не могло быть использовано — при этой операции нарушается структура поверхности металла. Это приводит к тому, что даже коррозионностойкие сплавы разрушаются при контакте с морской водой. Мне пришлось перебрать несколько вариантов покрытия. Точно так же потребовалось некоторое время, чтобы найти окончательную форму и материал рукояти, способ соединения частей клинка и т.д.
Создание ножен также потребовало много работы. Долгое время на некоторых ножах этот аксессуар был более сложным, чем само оружие. The Needle не является исключением. Его ножны имеют пластиковые детали в своей основе. Однако они имеют тенденцию шуметь при ношении, что потребовало введения дополнительных тканевых ножен. К нему прикреплены пластиковые элементы, имеющие детали для навешивания на боевое снаряжение. В ножнах находятся плоская отвертка и плоскогубцы. На рукоятке последнего размещаются деревянный и металлический напильники. Пильный блок откидывается и фиксируется для использования. Ранние версии ножен также имели инструмент, выполняющий функции шила и консервного ножа. К ножу прилагался бандажный ремень. В ходе тестирования выяснилось, что все эти инструменты нуждаются в модификации. Дизайн пилок был изменен (теперь было гораздо легче «переключаться» с одной на другую), консервный нож был удален, а оставшееся шило получило алмазное покрытие. Это устранило необходимость в отдельном перевязочном камне. Окончательный вариант нового ножа, получивший во время испытаний название «Морской дьявол», был принят для ограниченного использования некоторыми специальными подразделениями ВМС.
Другой вариант Devil был разработан для боевых пловцов ВМС. Он отличается от основных ножен более простой конструкцией: в нем нет кусачек и пильных полотен. Нож «Касатка» был разработан для водолазов-спасателей. Он имеет лезвие «танто», что делает его более прочным. Этот же нож предлагается в качестве ножа для дайвинга. На основе «Морского дьявола» был также разработан нож «Мурена», который выпускался в двух вариантах: нож для выживания и нож для дайвинга. Мурена отличается от оригинала другим дизайном клинка, что означает, что она не является холодным оружием. После соответствующих модификаций, в основном связанных с уменьшением размеров, «Дьявол» стал «Сапсаном». Этот нож для выживания предназначен для пилотов ВВС. Общая длина «Сапсана» немного короче, чем у базовой модели, но на нем есть проушина для гарпуна. Дубинка «Сапсан» имеет два варианта подвески, один из которых безопасен для спуска с парашютом, а другой предназначен для ношения на поясе.
Вернемся к ножу, который был вручен Д. Медведев в 2009 году. Как мы видим, это вряд ли мог быть «Катран» первой модели. Более того, этот нож был разработан гораздо раньше, чем программа «Игла». Скрылев утверждает, что нож «Катран-2» был подарен президенту в подарочной коробке. Нет оснований не верить конструктору. Тем не менее, публикации в прессе, в которых образ «Катрана» каким-то образом смешивался с «Морским дьяволом», сделали свое дело. Вскоре после этих памятных учений на Балтике, где работает Скрылев, он был вынужден вместе со Златоустовским начать производство подарочной версии «Дьявола». Конечно, это далеко не тот «Катран-2», который был подарен Медведеву, но продажи нового подарочного ножа, как говорят, идут хорошо. Он стал престижным и оригинальным подарком.
О трудностях выпуска
В самом начале боевой нож «Катран» выпускался ограниченным тиражом. В процессе производства его дизайн, как и внешний вид, постепенно менялся. Таким образом, уже первая метаморфоза коснулась ручки.
Рукоятка ножа была отделана коническим элементом. Его использование позволяло нанести удар противнику и ранить его. Это было необходимо в том случае, если противника нужно было нейтрализовать, но оставить в живых.
Совершенствование конструкции
Позже производство «Катрана» продолжилось. Однако такой держатель ножа исчез из модификации. Его не просто бесследно удалили, а заменили новым элементом — плоской пробкой. Его не устанавливают бессистемно, так как он помогает сформировать всю конструкцию в единое целое. Ход хорошо продуман, поскольку доступ к опечатанной ручке возможен только в экстренной ситуации. К сожалению, модификация не нашла широкого применения.
Лучший боевой нож «Катран» был в очередной раз модифицирован. Теперь к его заднице добавилась волнообразная пила. Он был создан для того, чтобы с его помощью можно было разрезать водолазные шланги. Поэтому модификация стала своего рода гибридом, системой из двух пил одновременно. Один для резки резины и один для резки металла.
Характеристики
Первый нож-катран, производство которого ВМФ так и не смог профинансировать. Он обладал всеми необходимыми характеристиками:
- хромированное лезвие с антибликовым покрытием;
- пластиковые ножны с возможностью крепления в любом месте на теле;
- волнистые зазубрины, которые действуют как пила
- Общая длина 30,0 см;
- длина лезвия 18,0 см
- максимальная ширина лезвия 3,7 см
- толщина стыка составляет 6 мм;
- длина ручки 13,5 см
- Ширина ручки (половина) 3,6 см;
- Толщина ручки (половина) 2,5 см
- Твердость лезвия: КПЧ 52-56;
- Материал лезвия: сталь 50X14MF, 70X16MFS (патент RU236957C1) для наземной версии и 95X18 для подводной версии.
Другая модель, «Катран-1С», которая была заказана ФСБ, описана выше. О других модификациях — чуть позже.
Где применяется
В основном нож «Катран» используется на суше, хотя первоначально он был разработан для моряков и морских пехотинцев. Она так и не дошла до них. Наиболее широкое применение он получил во время первой чеченской операции.
Бойцы тренировались с ножами.
История гласит, что их использовали для открытия металлических дверей. А однажды с этими ножами один пробил кирпичную стену и спасся от шквала вражеского огня. Силе катрана можно только позавидовать, он может противостоять полностью экипированному солдату.
Бойцы спецназа, ушедшие на «гражданку», не хотели расставаться с этим прекрасным клинком и довольно часто врали: потерял, украли и т.д.
Такое поведение свидетельствует о действительно достойном ноже, с которым жаль расставаться. Он только что нашел свое применение в военных действиях.
Ножами «Катран» заинтересовались и специальные подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям. И есть достоверная информация, что в начале 2000-х годов они использовались МВД и ФСБ.
Начало производства
Однако мы немного отклонились от темы, и теперь давайте посмотрим на «Катран». Нож был запущен в серийное производство на ТОЗе. Инициатива исходила от сотрудников, работающих в местном отделении ФСБ, после чего «Катран» и попал к перевозчикам. Складные боевые ножи всегда были своеобразной достопримечательностью специальных подразделений. Огромный вклад в развитие истории «Катрана» внес подполковник Сергей Вельмезев. Если бы не он, кто знает, возможно, массового производства этой модели холодного оружия и не было бы.
Виды
Большинство типов этого ножа в наши дни являются раритетом. Часто копии, которые можно найти в магазинах, имеют только название, общее с классическим «Катраном».
«Катран-1» — это первая модификация, которая выпускалась только в виде опытных образцов. Он предназначался для морского спецназа и водолазов. Официально цифра «1» никогда не использовалась, но любители этого вида оружия дали ему такое название.
«Катран-1-С» — наземный вариант, который чаще всего выпускался с деревянной рукояткой и хорошо зарекомендовал себя в Чечне. Как и прототипы, он содержал подсумок с аварийным запасом предметов для выживания.
После первой чеченской войны КОКС взялся за разработку новой модификации. Этому ножу было присвоено название «Катран-2». Дизайн стал более простым. Набор для выживания больше не находился в ручке. Застежка получила более простую конструкцию, а лезвие стало больше. Начали выпускаться версии с клетчатой рукоятью, а также деревянной или кожаной. Но даже экземпляры с ферменной рукоятью не предназначались для строго подводного использования. Об этом свидетельствует тот факт, что к ним прилагались кожаные ножны. Кроме того, пистолет обладал меньшей коррозионной стойкостью, поэтому он больше не подходил для использования в воде. Только зуб пилы был похож на предыдущую версию.
Катран-3″ был изготовлен для воздушно-десантных войск 45-го полка. По этой причине его часто называют «Катран-45». Вместо зубьев пилы, кромка на ее задней части была обработана для резки. Оружие стало больше похоже на нож со штыком для автомата Калашникова.
Выпускалась также гражданская версия «Катрана», имевшая наконечник, похожий на отвертку. Некоторые умудрялись заточить тупой конец, снова превращая модифицированную модель в холодное оружие. Но такая деятельность ни в коем случае не поощрялась правоохранительными органами.
Катран-1
Катран-2
Катран-3
Преимущества и недостатки
Это оружие хорошо зарекомендовало себя в северных широтах
Главным преимуществом боевого ножа была специфическая форма клинка, которая позволяла использовать его для любых целей. Первые модели, включая «Катран-1С» и «Катран-2», могли справляться с резкой толстой проволоки, армированных кабелей и шлангов. Ширина и способ заточки лезвия, а также удобная и надежная деревянная рукоятка первых двух моделей также были преимуществами.
Недостатком является то, что многие называют отсутствием коррозионной стойкости. Здесь, однако, важно понять назначение ножа. Первая модель, разработанная специально для использования под водой, не дожила до серийного производства, но именно она подчеркнула устойчивость клинка к коррозии.
Вторая и третья модели показали хорошую устойчивость к климатическим условиям северной части Российской Федерации, но были практически непригодны для использования в условиях повышенной влажности и высоких температур воздуха, так как покрытие не справлялось с поставленной задачей.
Еще одним спорным моментом является рукоятка ножа, которую многие считают довольно скользкой. Демонстрационный образец, ручка которого была изготовлена из рифленого резинового покрытия, был лишен этого недостатка.
Катера с корпусом типа “Морской нож”
Одной из проблем, с которой всегда сталкивались строители небольших судов, было повышение их мореходности, то есть способности поддерживать высокую скорость в бурном море.
Борьба за скорость всегда имела первостепенное значение для дизайнера. Увеличение шероховатости морской поверхности закрывает этим судам путь к решению поставленных задач, будь то доставка пассажиров или оказание помощи людям, терпящим бедствие.
Глубоко погруженные подводные крылья лучше всего работают в таких условиях. Однако высокая стоимость таких судов и ненадежность крыльевых устройств и систем управления ограничивают их использование.
Эти суда на воздушной подушке, предлагаемые судостроителями, также не допускаются в акваторию с высоким балластом из-за ограниченной высоты гибкого ограждения и недостаточной мощности силовой установки по соображениям эксплуатационной безопасности.
Большинство судов на подводных крыльях, спроектированных и построенных на опытном производстве ЦКБ «Редан», были судами динамической поддержки или глиссерами. Лодки этого типа, с их простой конструкцией и умеренным использованием мощности двигателя, позволяли развивать высокую скорость. Однако лодка демонстрировала все эти прекрасные качества в относительно спокойной воде, но если море не было спокойным, эти преимущества лодки превращались в недостатки. В бурном море лодка получала неприятные, повторяющиеся удары корпуса о волны, особенно в носовой части. Чем выше скорость, чем полнее нос и длиннее волны, тем сильнее был удар. Сила удара может в 10 раз превышать вес лодки. Помимо силы удара, резко изменились крен, дифферент и подъем судна. Все это сопровождалось сильной перегрузкой, что очень плохо отразилось на состоянии экипажа, негативно повлияло на прочность конструкции корпуса и работу главного двигателя, систем и оборудования. Вечная борьба судостроителей за скорость на неровной морской поверхности привела к традиционным решениям, которые, так или иначе, снижали перегрузки. Среди этих решений были придание днищу лодки существенного киля, использование трехколесных обводов типа Fox sled или катамаранных схем корпуса и ряд других. Все эти меры, несмотря на их пользу, оказались недостаточно эффективными для достижения более плавной езды, по крайней мере, на умеренных скоростях.
В 1971 году Питер Пейн, авиационный инженер, моряк и будущий глава собственной компании, построил лодку, способную разбивать волны на разумной скорости. Эта лодка имела дельтавидный корпус с плоским и узким треугольным днищем и максимально сужающимися ватерлиниями в носовой части, что способствовало отсутствию плоских участков днища в носовой части. Такая форма корпуса обеспечила минимальное водоизмещение в носовой части. Лодка была открытой, с хорошей защитой кокпита от брызг, а подвесные моторы обладали достаточной мощностью. Лодка показала себя успешной, в условиях морской поверхности с высотой волн до 1,5 м лодка развивала скорость до 40 узлов, при этом ход был плавным и стабильным, без резких толчков, кренов или торможений при столкновении с волной.
В сравнительном тесте с обычной рабочей лодкой той же длины 5,5 м при высоте волны около 0,6 м скорость «Пейна» составила более 40 узлов, а обычной лодки — только 25 узлов, при этом сила g на лодке «Пейна» была в 10 раз меньше.
Испытания на более высоких скоростях не могли быть продолжены, так как мореходные качества скутера были исчерпаны.
После публикации результатов исследований Пейна по созданию катера, способного двигаться с большой скоростью в бурном море, специалисты проектного института «Восток» заинтересовались этими материалами, и в 1979 году с помощью специалистов ЦНИИ им. Крылова была построена модель малого самоходного катера (СММ). Эта модель была изготовлена из фанеры с одним слоем стекловолокна и имела плоское скользящее днище в форме очень острого треугольника. Для улучшения катания на волнах на досках был сделан сильный кэмбер, который создавал дополнительный подъем, создаваемый струей брызг, поднимающейся по доскам, что также обеспечивало боковую устойчивость во время катания. Реверсивные струи, установленные вдоль бортов, должны были улучшить ходовые качества, повысить боковую устойчивость при движении и обеспечить продольную устойчивость.
В качестве главного двигателя использовался подвесной мотор «Москва-30», с головкой за подвесным мотором, с передачей мощности на гребной винт через наклонный гребной вал. Два полубалансирных подвесных руля и две отдельно управляемые транцевые плиты были размещены в кормовой части.
Центр тяжести был перенесен на транец. Однако во время испытаний лодка так сильно дифферентировалась на корму, что пришлось установить дополнительные грузы на нос.
Такие лодки получили название «морской нож» за то, что при движении по волнам они свободно рассекали волну, не изменяя устойчивости своего курса.
Для обеспечения боковой устойчивости на якоре и при плавании в режиме орошения лодка была оснащена двумя поплавками, которые во время плавания плавали над водой, передавая свою функцию потоку брызг, омывающему борта.
МСМ «Морской нож» проходил натурные испытания в течение трех летних месяцев 1980 года с целью ознакомления с новым типом лодки и отработки умения управлять ею, а также для определения основных условий эффективной мобильности нового образца плавсредства.
Во время испытания на скорость без реверса лодка показала 18,5 узлов; когда были установлены реверсы, скорость составила 27 узлов. Следующим этапом испытаний был тест на уменьшение осадки лодки, для чего в туннеле был убран гребной винт. В этом варианте она показала скорость 26,3 узла.
После завершения испытаний MSM Sea Knife встал вопрос о продолжении испытаний для проверки морских характеристик Sea Knife. МСМ не подходил для этой цели, так как для проведения ходовых испытаний в нем необходимо было разместить 120 кг приборов и измерительной аппаратуры, водителя-моториста и наблюдателя, а время работы должно было составлять два часа. Чтобы сохранить непрерывность испытаний, очертания, движительно-рулевая система и другие компоненты БСМ должны были соответствовать МСМ, чтобы можно было определить эффект масштаба.
В 1982 году был построен БСМ. Корпус модели был изготовлен из стеклопластика без набора и поперечных переборок, жесткость конструкции обеспечивалась формой бортов и горизонтальной платформы, кроме того, борта были усилены пеноблоками, а поплавки заполнены пенополиуретаном. Стандартный бензиновый двигатель располагался на корме и передавал мощность через угловой редуктор на гребной винт, который находился в туннеле. Одной из задач испытаний была проверка бескорпусной конструкции нового типа, поскольку преимущества бескорпусной конструкции вытекали из предыдущего опыта строительства пластиковых лодок.
Испытания «Морского ножа» проводились в июне и августе 1982 года в Финском заливе, где, к сожалению, летом не было больших волн. Тем не менее, были получены объективные результаты по таким явлениям, как торможение лодки, снижение оборотов двигателя, вертикальная перегрузка, рыскание, крен и дифферент, когда лодка сталкивалась с волной на полном ходу.
Результаты испытаний MSM и BSM позволили оценить ходовые качества Sea Knife и сравнить их с другими типами лодок. Испытания модели подтвердили осуществимость и эффективность этого типа наброска с высокими морскими, парусными и скоростными характеристиками.
Испытания позволили исследовать ряд важных особенностей поведения моделей на спокойной воде и в бурном море, а также их преимущества перед традиционными типами контуров. По результатам испытаний были разработаны рекомендации по оптимизации формы корпуса и движительно-рулевого комплекса, методы расчета грузоподъемности, долговечности и выбора основных размерений полноразмерных лодок. На основе этих рекомендаций и данных испытаний был разработан проект патрульного или спасательного катера, который не был представлен заказчиками из-за отсутствия финансирования.
Читайте также: Подводные лодки России: классы и характеристики современных атомных лодок ВМФ
Модификации
После окончания войны интерес к клинку ослаб, но ненадолго. Следует отметить, что в названии «Катран-1» не было цифры «1», это была, так сказать, «народная нумерация». Возможно, понимая этот факт, начали выпускать лопасти с официальным названием «Катран-2». Несколько различных модификаций были следующими:
- Изделие «Катран-2» было намного проще своих предшественников. Подсумок НАЗЗ был удален, рукоять упрощена, засечки на прикладе упрощены, а эфес соединялся с клинком простым сквозным отверстием. Ножны изготовлены исключительно из кожи. Рукоятка была сделана из дерева и кратера. Кстати, этот вариант рукоятки, изготовленный из последнего материала, больше подходил для моряков-подводников;
- Позже впервые был разработан «Катран-3», в котором зазубрина была удалена и заменена второй заточенной кромкой. По словам разработчиков, она предназначалась для рубки. Эта модификация была заказана 45-м воздушно-десантным полком. А в некоторых источниках встречается название «Катран-45»;
- Для населения выпускались и упрощенные модели, острие было скошено, толщина клинка была меньше, чем в боевых вариантах. Позже скос был изменен для отвертки. Но некоторые «беспокойные» граждане сумели вернуть точку и впоследствии имели проблемы с законом; Гражданский вариант.
- Еще позже различные производители выпускали складные ножи и называли их «катран», что не соответствует действительности. Просто маркетинговая уловка, звучное название стало применяться к различным вариантам туристических и рыболовных ножей.