Восточные практики
Фетальное или эмбриональное дыхание описано в древних даосских трактатах и определяется как поиск Духовного центра и Центра Ци с дальнейшим объединением Шэнь с Ци в Нижнем Даньтяне.
Таким образом, человек возвращается к началу жизни, или, в терминологии даосской философии, к стадии Уцзи.
Возвращаясь в состояние Уцзи, человек возвращается к природе.
Самым древним текстом, трактующим концепцию Эмбрионального дыхания, является «Дао дэ цзин» Лао Цзы. Так, в главе 16 он заявляет:
Возвращение к началу называется покоем».
Сделай сердце непоколебимым,
Станьте спокойным морем внутри себя,
Размышляя о возвращении к себе,
К своему ясному существу, как зеркало к своей судьбе.
Тот, кто знает постоянство, будет назван совершенным,
Праведный хозяин. В Дао все живет вечно».
Из этого текста ясно, что
Цель «Эмбрионального дыхания» — найти источник человеческой жизни и наблюдать циклическое повторение в природе. Важным элементом Эмбрионального дыхания является достижение так называемого бессодержательного (нейтрального) состояния ума, целью которого является способность регулировать Шэнь.
Даосы утверждают, что без достижения этого нейтрального духовного состояния человек останется в ловушке в паутине человеческой эмоциональности. И в результате ум не будет достаточно ясным и спокойным, чтобы увидеть корень или происхождение духовной сущности.
Кроме того, без достижения спокойного и умиротворенного состояния ума невозможно направить энергию ци в нужное место (Нижний Даньтянь) и собрать ее там.
Таким образом, первым шагом в эмбриональном дыхании является:
- Нахождение духовного начала, расположенного в центре мозга (Верхний Даньтянь);
- Ищет начало Ци, расположенное в центре тяжести тела (Нижний Даньтянь).
Фетальное дыхание всегда было важным в практике китайского цигун, поскольку этот способ дыхания позволяет ци накапливаться в нижнем Даньтяне, помогая повысить уровень жизненной энергии, укрепить иммунную систему и восстановить форму физического тела.
Однако для буддистов и даосов конечной целью эмбрионального дыхания является достижение Просветления.
В древних даосских трактатах дыхание плода определяется как формирование духовного плода (Шэнь Тай) в полости Хуантин, его созревание и направление в верхний Даньтянь для рождения или открытия «третьего глаза».
В очень краткой и схематичной форме практику Эмбрионального дыхания можно описать следующим образом:
- Ум должен найти положение Верхнего и Нижнего Даньтяня.
- Необходимо научиться повышать уровень концентрации своего Духа и производить больше Ци.
- Необходимо научиться направлять энергию духа и ци в их резервуары в верхнем и нижнем Даньтяне и удерживать их там.
- Дух и энергия ци должны объединиться в нижнем Даньтяне, накапливая запас энергии ци.
Практика Эмбрионального дыхания очень сложна и практически не поддается самостоятельному изучению.
Для того чтобы освоить эту практику, рекомендуется обратиться к опытному мастеру, который прошел полный курс и обладает достаточными навыками и опытом, чтобы передать знания своим ученикам.
Читайте также: Ямамото Цунэтомо – Хагакурэ («Сокрытое в листве»). Избранные цитаты