Тибетская борьба

Боевые искусства

Тибетская борьба (sbe-ka, sbe-kha, sbe-ba, dzing-re tangwa), как и сам тибетский народ, имеет очень древние корни. На его развитие определенно повлияло географическое положение Тибета, который находится на границе двух древних культурных комплексов: индийского и китайского. В разное время борцовская традиция этого региона испытывала влияние как индийской вольной борьбы (см. Кушти), так и техники и ритуалов тибетских братьев-буддистов из соседних стран. Прежде всего, здесь следует отметить влияние монгольских боевых традиций (см. Бохийн барилдаан). «Монгольское влияние заметно как в церемониальной одежде, так и в народном боевом стиле». — отмечает один китайский ученый. Из истории известны факты, когда монголы специально приезжали в Тибет, чтобы посоревноваться с местными мастерами в борьбе и традиционных боевых искусствах. Одним из таких мастеров борьбы и кулачного боя, одинаково известных в Тибете и Монголии, был Шарав (ок. 1860-1910 гг.).

Известно, что соревнования по борьбе были изюминкой многих традиционных тибетских фестивалей. В них соревновались как простые крестьяне, так и буддийские священнослужители. Были проведены внутримонастырские соревнования, а также командные соревнования между представителями разных монастырей. Этнограф Е.Д. Огневая пишет об этом так:
«Во время внутриконвентских соревнований монахи из военизированных подразделений состязались в тяжелой атлетике, метании камня, беге и борьбе. Кулачные бои устраивались не только между собой, но и между монахами и мирянами».

Тибетская борьба. Древний рисунок.

Когда китайские власти прибыли в Тибет, они начали организовывать крупные всетибетские соревнования — спартакиады, частью которых была и борьба людей. Один из первых таких конкурсов был проведен в 1953 году. П.А. Соболев пишет, что: «…уже в 1953 году в Тибете были проведены первые серьезные соревнования по легкой атлетике, борьбе, стрельбе, верховой езде и стрельбе из лука. В соревнованиях приняли участие несколько сотен спортсменов из различных тибетских племен».

Тибетская борьба практиковалась не в одном варианте, а под разными названиями: beiga, jiazhe, youri — так ее называют в Тибете, xiezhe — в провинции Сычуань, а jiareze — в провинции Цинхай. Их собственные особенности техники и правил борьбы были известны в разных местах Тибета, а также среди тибетских народов, изначально проживавших за пределами территории современного Тибета. Тибетцы провинции Амдо славятся своими борцовскими традициями.

Одним из видов борьбы, практикуемых тибетцами, была борьба голыми руками без продолжения схватки на земле, с произвольным захватом тела противника. Участники выходили на бой с голым торсом, а иногда и в одних набедренных повязках. Они часто сначала смазывали свои тела маслом, как Г.Ц. Цыбиков писал: «Игры включают в себя борьбу с парой почти обнаженных мужчин, которые смазали свои тела фасолью или другим растительным маслом.

Генри Харре в своей знаменитой работе «Семь лет в Тибете» описывает именно такой матч по борьбе во время празднования Нового года: «Соревнования начались с борцовского поединка. Я не мог решить, какой стиль борьбы мне ближе: в классический или вольный стиль. Там были свои правила. Очко засчитывалось, когда любая часть тела, кроме ступней, касалась земли. Не было ни списка участников, ни каких-либо объявлений заранее. На земле расстелили шерстяной коврик, из толпы вышли мужчины и начали бороться. В морозное утро наряд спортсменов состоял только из халата. Высокие и мускулистые мальчики резко жестикулировали и прыгали друг перед другом, демонстрируя свою храбрость. Однако они были совершенно незнакомы с приемами борьбы и наверняка проиграли бы любому настоящему борцу. Пары приходили и уходили довольно быстро. Ни один из поединков нельзя было досмотреть до конца. Победители не получили никаких особых почестей, но им вручили белые шарфы вместе с проигравшими. Борцы поклонились бонпо, который с благосклонной улыбкой вручил им шарфы, а затем они трижды упали перед регентом и вернулись в толпу лучшими друзьями».

Помимо этого вида борьбы, тибетские крестьяне также соревновались в борьбе в одежде. В нем соперники начинали поединок с захвата поясов друг друга обеими руками, которые они удерживали до конца боя. Здесь также бой проходил исключительно в стойке, и победитель определялся по вышеупомянутым правилам.

Тибетцы и сегодня соревнуются в таком оригинальном боевом искусстве, как яцзя («перетягивание слона»), когда два человека, стоя на четвереньках лицом друг к другу с длинной веревкой, накинутой на шею, пытаются перетянуть друг друга. Вполне возможно, что тибетцам были известны и другие виды борьбы, но из-за малоизученности и закрытости региона это остается лишь в сфере предположений.

Читайте также: Книга пяти колец

Оцените статью
Военное дело
Добавить комментарий

Adblock
detector