Термин «ушу» звучит для любого практикующего боевые искусства как нечто из области оздоровительной гимнастики, но это далеко не так. Есть одно направление ушу, представители которого могут сделать молниеносным многих борцов и боксеров — это ушу саньда, спортивное направление ушу, вобравшее в себя все от многочисленных стилей традиционных китайских боевых искусств. И это очень круто.
Немного о терминологии
Прежде всего, стоит разобраться с терминами, так как неискушенный человек может подумать, что ушу и кунг-фу — это разные виды китайских боевых искусств. На самом деле существует множество терминов, которые, по сути, означают одно и то же — боевое искусство. Слово «ушу» состоит из двух иероглифов — «боевой» и «техника». Это, в буквальном смысле, боевое искусство.
Термин «кунг-фу», или «гунфу», относится к любому мастерству, достигнутому в результате упорных тренировок; в Гонконге этот термин используется для обозначения «ушу».
Существует также древний термин «вуй» для обозначения боевых искусств в императорском Китае и «гошу» для обозначения «национального искусства». Существует также другой термин «цуань-фа». — «кулачные методы» — название поджанра ушу, которое часто переносится на все боевые искусства Китая.
Поэтому, какой бы термин вы ни услышали или использовали, в основном вы говорите об одном и том же.
История зарождения
Первые записи о боевых искусствах в Китае относятся к бронзовому веку, эпохам Ся, Шан и Чжоу. Уже тогда предки китайцев любили резать друг друга бронзовым оружием, приносить человеческие жертвы богам и писать иероглифы на человеческих лезвиях.
Во времена воюющих царств Чжангуо (770 г. до н. э. — 221 г. до н. э.) боевые искусства приобрели особое значение — воюющие князья часто держали в своих свитах мастеров боевых искусств. Памятник эпохи Хань, «Шанцзин» («Книга песен»), можно считать первым письменным упоминанием. В нем есть такая строка: «Тот, кто не овладел искусством кулачного боя, не может быть храбрым человеком», что относится не только к боевым искусствам в целом, но и к кулачному бою в частности.
Ушу достигло своего пика в эпоху династий Мин и Цин. Ци Цзигуань, живший во времена династии Мин, написал труд «Цзисяо синшу» («Новое исследование боевых искусств»), в котором систематизировал и перечислил все виды ушу. Будучи военным офицером, он отобрал шестнадцать самых известных стилей кулачного боя, выбрал тридцать два наиболее эффективных боевых искусства и обучил им своих солдат.
В то же время в армии ввели экзамены по прикладной версии ушу. Между тем, разнообразие боевых искусств распространялось массово, разделяясь на сотни школ и направлений.
Говоря об ушу, невозможно не упомянуть всемирно известный монастырь Шаолинь — один из главных оплотов боевых искусств в Китае. Согласно легенде, монахи Шаолиня обучались боевым искусствам у индийского буддийского проповедника Бодхидхармы (по-китайски Дамо). Он пришел в монастырь и провел девять лет в медитации, чтобы произвести впечатление на монахов и заставить их слушать его. Ему это удалось, хотя его ноги буквально пришлось восстанавливать после долгого сидения.
Конечно, это красивая легенда, но рассказывают не легенды, а исследователи. В 13-м или 14-м веке (точно не известно), когда монастырь уже существовал почти тысячу лет, туда прибыл мастер Цзюэ Юэнь (Зрение Дракона). Закаленный в боях с разбойниками, он изучал ушу у многих мастеров и реформировал знаменитые «руки восемнадцати архатов», по легенде переданные монахам Бодхидхармой, создав знаменитый жесткий шаолиньский стиль.
Слава монастыря стала настолько велика, что множество лже-мастеров рассеялось по всему Китаю, поэтому монахи Шаолиня придумали знаменитый экзамен на мастера, во время которого ученик должен был пройти двенадцать «застав», в которых на него нападали по два мастера. И он либо доказывал свое мастерство, либо уходил на переподготовку. Именно эта традиция породила легенды о знаменитом лабиринте из манекенов, в котором механические воины побеждали будущих хозяев своими деревянными руками.
После того, как ушу стали активно использовать с огнестрельным оружием, его значение как духовного пути стало уменьшаться. Временами, когда иностранные державы вторгались в Китай, именно мастера ушу возглавляли войска, сопротивлявшиеся интервенции. После Синьхайской революции число учеников стало сокращаться, но в 1928 году интерес к ушу снова возрос, и в Шанхае была основана Ассоциация боевого духа, которая начала проводить всекитайские соревнования.
Что же такое ушу-саньда и как оно появилось
Сам термин «санда» в китайском языке буквально означает «неканонические удары» или «свободные броски». Или, по сути, свободный бой. Другими словами, этот термин относится к свободному бою между соперниками, не ограниченному каким-либо стилем или методом борьбы.
Сама история свободных боев уходит корнями в далекое прошлое Китая. Упоминания о «сянбо» — поединках между собой — встречаются в документах с 6 по 3 века до нашей эры. В текстах с шестого по десятый века до нашей эры встречаются стихи о «шоубо» — рукопашном бое и «зуэли» — Соответствующая сила. В этих боях использовались как удары, так и борцовские приемы. Не было никаких правил и ограничений, весовых категорий, можно было использовать и традиционное оружие, поэтому такие бои часто заканчивались смертью или увечьями. Они проходили на специальной платформе.
Во времена династии Сун (960-1279 гг.) ушу было введено в военную подготовку, и бои на ямах стали настолько частыми, что в столице, в самом министерстве, была возведена специальная площадка для их проведения — «лейтай». Сами поединки были известны как «лейтаи».
Во времена династии Мин (1368 — 1944 гг.) матчи лейтай были чрезвычайно популярны. Бои были настолько кровавыми и травматичными, что к участию в них допускались только те, кто подписал документ «жизнь и смерть» — бумагу, в которой они соглашались умереть в бою.
В 1979 году Государственный спортивный комитет КНР решил разработать новую форму соревнований по ушу — дуэли, которые получили название «саньшоу» (свободная рука) или «саньда» (свободный бой).
Эта система была разработана китайскими военными офицерами на основе традиционных китайских боевых искусств с добавлением элементов из западных боевых искусств. Она подразделяется на прикладную самооборону и спортивные техники. На соревнованиях разрешены все стили и удары традиционного ушу, за исключением ударов в запрещенные области тела.
Правила ушу-саньда
Что такое современное ушу-саньда? Прежде всего, это полноконтактный поединок по спортивным правилам — участники разделены на возрастные и весовые категории. Существует также разница между спортивным сандо и профессиональным сандо. В спортивной версии используются открытые шлемы и боксерские перчатки, немного меньшего размера, чем в боксерской версии. Тело также защищено жилетом, а ноги обычно защищены щитками для голени.
Разрешены все виды ударов руками и ногами по голове, туловищу и ногам, а также любая бросковая техника, хотя она ограничена боксерскими перчатками. Действия на земле запрещены, колени используются только в профессиональном санда, а локти — только в поединках с тайскими боксерами.
В целом, мы получаем очень динамичный и жесткий бой, с большим количеством нокдаунов и красивых бросков.
Саньда в ММА
Принципы санда неплохо готовят бойцов к последующим выступлениям в тех же смешанных единоборствах. Их способность наносить мощные удары ногами и руками в полный контакт, с коленями и локтями в сочетании с бросковой техникой делает таких бойцов опасными противниками. Однако им необходимо переквалифицироваться из боксерских перчаток в перчатки ММА и улучшить свою борьбу в прямых сетах, удушающих, болевых и наземных ударах.
Тем не менее, представители ушу-саньда есть даже в соревнованиях ММА мирового уровня. Например, Забит Магомедшарипов, российский боец из Дагестана, в настоящее время штурмует самый жесткий промоушен ММА в мире — UFC. И при этом он демонстрирует красивые и динамичные бои, в которых отличные удары прекрасно сочетаются с бросковой техникой. Он не раз получал награду за лучший бой вечера и лучшее выступление вечера.
Еще один россиянин, который пришел из сандо и сейчас покоряет UFC под прозвищем «Король кунг-фу» — Муслим Салихов. Чемпион международного класса по ушу-саньда, многократный чемпион мира, Европы и России, теперь он демонстрирует свои навыки в октагоне.
Ушу-саньда на улице
Как вы думаете, насколько хорошо можно заниматься сангрией на открытом воздухе? На самом деле, как и в любом другом виде рукопашного боя. Если у спортсмена есть опыт жестких спаррингов и соревнований, такой боец будет чувствовать себя вполне комфортно на улице, если он преодолеет привычку драться на улице и будет работать в искусственной среде. А комбинация ударов и бросков даст ему приличное преимущество перед уличными драчунами.
Просто помните, что в уличной стычке ментальная подготовка и способность быстро думать и принимать решения зачастую важнее, чем натренированные удары и кулаки.
Читайте также: Блог PROкимоноВсё о маваши гери и его разновидностяхУдар ногой маваши гери: разновидности и техника исполнения