Наука побеждать Суворова

Боевые искусства

Военно-теоретическая и практическая деятельность Суворова отражена в его обширном литературном и документальном наследии, включающем «Полковое учреждение», «Науку побеждать», различные руководства, инструкции, приказы, меморандумы, переписку с офицерами и государственными деятелями.

Александр Суворов был выдающимся военным теоретиком, стратегом и тактиком, глубоко понимавшим проблемы военного дела и суть военного искусства. Суворов сформулировал систему взглядов на стратегию и тактику войны и боя, обучение и воспитание войск, во многом опередившую свое время. Одержав множество побед над самыми разными противниками, Суворов снискал славу непобедимого полководца и обогатил военную практику блестящими примерами эффективных действий в сложных условиях.

Опираясь на многовековые военные традиции России, Александр Суворов возродил военное искусство и ввел новые требования к организации русской армии, боевой подготовке солдат и знанию военного искусства.

По значимости своей личности и тому, какой след он оставил в русской военной науке, Александра Суворова можно сравнить, пожалуй, только с великим китайским полководцем Сунь-Цзы, жившим в шестом веке до нашей эры и написавшим один из самых известных военных трактатов всех времен и народов — «Искусство войны».

«Наука побеждать» Александра Суворова — это подробное, простое и понятное руководство по формированию и тактической подготовке армий.

Для солдат русской армии «Наука побеждать» стала памяткой, в которой были изложены не только тактические инструкции, но и основные правила поведения, службы и моральный кодекс русского солдата.

«Наука побеждать» раскрывает суть военной стратегии и тактики, а также систему тактической подготовки армейских формирований и предназначена для командиров частей, батальонов, полков.

Стратегия и тактика» Александра Суворова.

Стратегия — это видение перспектив и конечных целей наступательных тактических операций. Стратегические планы войны предусматривают выход к определенным точкам и освобождение территорий от вражеских армий в сроки, определенные стратегией. Основным средством реализации стратегических планов Суворов считал активные и решительные военные действия, массированное наступление армий на ключевых направлениях и уничтожение армии противника в открытом бою.

«Истинный принцип военного искусства, — учил Суворов, — это прямое нападение на противника с наиболее уязвимой стороны, а не сближение, робкие вылазки окольными путями (…) дело может быть решено только прямым смелым наступлением».

В книге «Наука побеждать» Суворов изложил общие принципы победоносной войны — думать о главной стратегической цели военной операции и разрабатывать тактику войны для достижения этой цели.

Предпочитая наступление, Суворов находил возможным в определенные моменты прибегать к обороне и даже отступлению в интересах сохранения войск от удара превосходящих сил противника.

Суворов был не только талантливым военным стратегом, но и непревзойденным тактиком.

Тактика — часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединений, частей и подразделений различных видов вооруженных сил, родов войск. Тактическое новшество Суворова заключалось в артиллерийской бомбардировке противника перед наступлением военных колонн. Особой заслугой Суворова стало совершенствование тактики наступления военных колонн в сочетании с рассредоточенным строем, штыковой атакой и рукопашным боем. Такой способ ведения боя был неизвестен в западном военном искусстве.

Тактика Суворова основывалась на точной агентурной и войсковой разведке, внимательном наблюдении за обстановкой, перемещением войск и ресурсов противника, быстроте и внезапности ведения боевых действий. Тактика быстрого и внезапного нападения имеет огромное моральное преимущество для атакующего над обороняющимся противником.

Чему следует учить солдат и командиров во время военных учений? Александр Суворов перечислил основные направления военной подготовки: здравый смысл, быстрота, внезапность, целесообразность, простота, наступательность.

Зоркость — эту черту Суворов считал одной из самых важных, как для офицеров, так и для солдат. Суть зрения заключается в распознавании местности и способности правильно оценить ситуацию в бою, принять правильное решение и последующие действия с необходимым запасом времени.

Скорость действий — самый сильный и характерный аспект суворовской тактики. На войне время имеет огромную ценность. Суворов сказал:

«На войне деньги ценны, человеческая жизнь еще более ценна, а время ценнее всего…».

Умение Суворова обращаться со временем не может не вызывать восхищения. «Я работаю не по часам, а по минутам». — сказал Суворов, и это была правда, и это давало ему еще одно большое преимущество перед противником, который столь осторожным отношением ко времени не отличался.

«Одна минута решает исход сражения, — говорил Суворов, — один час — успех кампании, один день — судьбу империи».

Сам Суворов был решительным и чрезвычайно быстрым человеком — «решай быстро, даже если выбираешь не самое лучшее средство».

На войне скорость возможна только при высокой мобильности войск.

Суворову удалось добиться невероятной мобильности войск, превышающей все общепринятые стандарты того времени.

В книге «Наука побеждать» он утверждает: «Солдатский рюкзак — это не рюкзак, а духовой … взвод не встает с места, а вскакивает, набирает ход и бежит вперед…».

Быстрота армии Суворова, даже в меньшей численности, поражала нервного противника, ошеломляла его внезапностью действий, позволяя захватить инициативу в бою, что являлось тактическим ключом к победе.

Суворов ценил время и всегда использовал его наиболее эффективно. Накануне битвы Суворов продумывал план будущих сражений в мельчайших деталях, поминутно планируя действия своих войск. Удачным примером реализации продуманных действий является нападение на Измаила. Все поставленные задачи были выполнены точно и в срок всеми военными подразделениями. И результат — захват непокоренной крепости меньшими силами и с минимальными потерями.

Штурм был непреодолимым движением вперед.

Однако скорость и внезапность атаки, по мнению Суворова, были лишь подготовкой к штурму.

‘Штурм, — говорил Суворов, — это стремительный и сокрушительный удар, наносимый с полной нагрузкой всех сил, завершающийся стремлением полностью разгромить противника, решающий исход сражения’.

Наступление Суворова — это принцип бесстрашных действий, ведущих армию к победе.

«Первый рвется, второй катится, третий завершается…». — сказал Суворов, описывая действия рядовых солдат во время ближнего боя.

Суворов усилил напряжение в системе и довел свое выступление до технического совершенства в упражнениях. Командир скрупулезно продумывал этапы последовательной атаки на противника, всегда оставляя инициативу боя за собой, независимо от того, на чьей стороне был перевес.

Натиск предполагает такую черту характера, как неугасимая вера в свои силы и упорство в достижении цели — черта, которую Суворов высоко ценил в русских солдатах. Он всегда был очень подробным, ярким и эмоциональным в своих наставлениях по ведению войны:

«Богатыри, перед нами трепещет враг!

Целеустремленность. «Всегда имейте определенную цель. Сражения с неясными целями — излюбленный метод невежд». — считал Суворов.

Оскорбительность. «Ничего, кроме наступательной борьбы» — лозунг, который Суворов проповедовал и исповедовал всю свою жизнь. Хорошая физическая подготовка солдат — основа для неутомимой телесной бодрости и боевого духа, для эффективного ведения наступления, для захвата инициативы. Суворов призывал солдат и офицеров учиться, учиться и учиться.

Простота действий должна быть понятна каждому солдату. Гениальность всегда проста. Суворов обучал солдат и офицеров простым тактическим приемам нападения и защиты и технике боя, в ходе непрерывных военных тренировок доводил их действие до автоматизма и полного совершенства, и эта тактика никогда его не подводила.

Полнота. «Неполный лес всегда растет». — говорил Суворов, и в своей военной практике он всегда стремился к окончательному поражению противника. Полководец Суворов всегда доводил ход сражения до полного и окончательного разгрома противника, используя все ресурсы армии и дополняя разгром и поражение врага кавалерийскими частями.

Торжественная встреча войск Суворова в Милане в 1799 году.

Русский фельдмаршал Александр Суворов (1730-1800) возглавил армии антифранцузской коалиции. Перейдя реку Адда и выиграв первое генеральное сражение, Суворов приступил к освобождению Италии от французов. 26 мая 1799 года Турин был взят почти без боя при поддержке местного населения. Пьемонтская гвардия также помогала Суворову.

В течение нескольких дней Суворов освободил от французов почти всю Северную Италию. Сардинский король Карл Эммануил оказал Суворову самые высокие почести: он сделал его великим маршалом Пьемонта, «великим королем» и «кузеном короля». Имя непобедимого русского фельдмаршала зазвучало по всей Европе.

«Лорд Байрон писал о Суворове: ‘В коллективе над ним иногда подшучивали, но он в ответ принимал города. О качестве подготовки в суворовских войсках ходят легенды. Французские генералы называли суворовских солдат взрослыми, а солдат других европейских стран — детьми по сравнению с ними.

Штурм Суворовым Измаила 11 (22) декабря 1790 года.

Суворов обучал своих солдат и офицеров только тому, что могло пригодиться в боевых действиях. Любимым методом обучения войск для Суворова были атаки: пехота на пехоту, кавалерия на кавалерию, пехота на кавалерию.

«При двухсторонней атаке — обороняющуюся сторону встречают огневой атакой, а когда атакующий приближается на 30 шагов, он сам переходит на штыки».

Суворов использовал любую возможность для обучения своих войск. Когда дивизия проходит мимо монастыря с высокими оборонительными стенами, Суворов немедленно отдает команду: «Штурм монастыря!»

Возможно, Суворов требовал от своих солдат огромного физического и морального напряжения, но они не боялись ни трудностей, ни опасностей, потому что солдаты были обучены учениям и тренировкам. Суворовские солдаты не сомневались, что для них нет непреодолимых препятствий. «Ров не глубок, вал не высок!».

Суворов осуждал и искоренял все, что позорило доброе имя русского солдата: «бесплодный героизм», «подлое отступление», «проклятая обороноспособность», праздность, лень, трусость, ложь… Он требовал от солдат великодушного отношения к пленным: «Они такие же люди, как и вы, проявите человечность».

На военных учениях Суворов требовал от своих подчиненных четкого понимания стоящих перед ними задач.

После боя — два-три часа анализа боевых действий, критика неудачных действий и поощрение удачных военных маневров.

Каждый командир отряда отвечал за подготовку своих солдат, и ветераны с большим опытом также участвовали в обучении. Суворов также поощрял собственное военное обучение офицеров, рекомендуя им читать самые передовые источники военной мысли.

Высокая профессиональная подготовка придавала суворовским солдатам уверенность в своей непобедимости. Тут и там Суворов в глазах других «взрослых» выглядел прекрасным героем по сравнению с «детьми».

Нравственному воспитанию личного состава Суворов уделял не меньше внимания, чем профессиональным военным вопросам. Высокий моральный дух преданных солдат был тем фундаментом, на котором зиждилась непобедимая мощь его войск. Как он справился с этим? За проступки, позорящие честь русских солдат и офицеров, Суворов, обычно не очень строгий в наказаниях, наказывал очень сурово. Известен случай, когда во время итальянской кампании два офицера русской армии ограбили раненого французского генерала, находившегося в плену. Суворов приказал разжаловать обоих в солдаты и прогнать сквозь строй.

Триумфальное служение Отечеству невозможно без доброго имени, слова и дела.

«Доброе имя — достояние всякого честного человека; но я сделал свое доброе имя славою моего отечества, и все мои дела склонились к его благу. Я забываю себя там, где нужно было думать об общем благе.

Суворов сам был религиозным человеком и воспитывал религиозные чувства в своих подчиненных. Ни одно из крупных сражений он не начинал без молебна, который часто, в угоду суворовской оперативности, совершался не перед сражением, а вместе с ним. Он обучал неграмотных солдат молитвам.

Воспитывая в солдатах мужество и волю к победе, командиры должны заботиться о нравственном здоровье солдат, искренней вере в Бога и праведности действий, ведущих к победе.

Суворов придавал большое значение христианскому пониманию солдатского долга и всему поведению русской армии как христолюбивого воинства. Он наставлял солдат:

«Солдат должен быть здоровым, мужественным, твердым, решительным, правдивым и благочестивым. Молитесь Богу! От Него исходит победа. Чудо-бог! Бог ведет нас. Он наш генерал! Умереть за дом Богородицы, за Богородицу!».

Так Суворов почувствовал значение русского православного царя как оплота Божьей Истины в мире. Именно так следует понимать его знаменитое восклицание:

«Мы — русские, какой восторг!».

Беспощадный к своим врагам на поле боя, он был очень милостив к ним после поражения: поляков, взятых в плен, он просто отпустил домой, французам, взятым в плен, он вернул их сабли.

В то время, когда к солдату относились как к неодушевленному предмету, Суворов с гордостью называл себя солдатом и говорил, что солдат для отечества прежде всего.

Суворов создал передовую систему военного воспитания и обучения и был убежден, что человек является решающим фактором победы. Суворов считал солдатские марши бессмысленными и бесполезными и старался пробудить в солдатах чувство национального самосознания и любви к Родине, приучить их к смелым, активным и умелым действиям в различных боевых ситуациях.

Суворов создал собственную тактическую и военно-педагогическую школу, целью которой было развитие у солдат таких качеств, как инициатива, находчивость, смекалка.

Суворов сказал: «Каждый солдат должен понимать свой маневр».

Суворов придавал большое значение быту и обеспечению солдат рационом, продовольствием и топливом для похода. Суворов проявлял гуманное отношение к мирным жителям и военнопленным и сурово наказывал за мародерство.

«Кто не заботится о своих людях — арестовать офицера, унтер-офицера и унтер-офицера — палками, а себя — палками, кто не заботится о себе».

Полководец проявлял неустанную заботу о своих солдатах, что привело к резкому снижению заболеваемости в русской армии, которая была самой большой бедой европейских армий в XVIII веке.
Разделяя все тяготы походной жизни со своими солдатами и офицерами, Суворов завоевал безграничное доверие и любовь русской армии, и был убежден, что «нет храбрее русского солдата на свете».

Суворов придавал большое значение развитию национального достоинства русского человека, которое он основывал на чувстве человеческого достоинства.

«Тот, кто любит свою родину, — сказал он, — подает лучший пример любви к человечеству».

Суворов безгранично верил в несокрушимую силу русского духа. Вот некоторые высказывания Суворова, свидетельствующие об этом убеждении:

— Мы — русские, мы все преодолеем;
— Ни одна армия в мире не может противостоять храброму русскому гренадеру;
— Сама природа произвела Россию. Конкурентов нет;
— Попробуйте сдвинуть этот камень. А ты не можешь? Русские также не могут отступить;
— Покажите на деле, что вы — русский!
— Россиянина отличают вера, верность и разум;
— Где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. -Где олень не пройдет, все равно русский солдат пройдет;

Эта вера увеличивала силу его самого и его солдат, позволяя ему быстро побеждать иногда в несколько раз превосходящие силы противника.

Читая эти слова Суворова, удивляешься, как быстро мы утратили его драгоценное суворовское наследие — веру в свою непобедимость. Тем не менее, все еще не потеряно, пока жива наша память. В наших жилах течет одна и та же суворовская кровь.

Мы русские — этим все сказано.

В «Науке побеждать» Суворов теоретически обосновал преимущества наступательной тактики, описал основные принципы и приемы быстрого наступательного боя, решительной атаки и штыковой атаки — рукопашного боя.

po-marshrutu-armii-suvorova-cherez-7-perevalov-alpy

Легендарный Швейцарский поход 21-тысячной русской армии под командованием Александра Суворова (10 [21] сентября — 27 сентября [8 октября] 1799 года) через Швейцарские Альпы за 17 дней стал эталоном военного искусства, продемонстрировавшим силу, натиск, скорость передвижения и внезапность появления русской армии перед противником.

Русская армия успешно преодолела Сен-Готтард, самый важный перевал в Швейцарских Альпах, расположенный в самом сердце Европы, на пересечении важных европейских маршрутов.

Переход Суворова через Альпы стал блестящей демонстрацией силы духа русского солдата. За эту кампанию, вошедшую в историю под названием Швейцарской, император Павел Петрович присвоил Суворову звание генералиссимуса и приказал воздвигнуть ему памятник в Санкт-Петербурге.

Сила влияния личности Суворова на солдат русской армии была чрезвычайно велика.  Уверенность командира в своих великих героях передалась и солдатам.

Духом победы дышит каждый суворовский приказ, каждая инструкция, в которой нет и намека на современные военные уставы, в которой больше прусского следа, чем русского Суворова. Вот пример инструкции Суворова по штурму крепости:

«Прорываться через баррикады, бросать плетень через волчьи ямы, быстро бегать, перепрыгивать через полисады, бросать фашины, спускаться в ров, ставить лестницы. Стрелки очищают колонны, стреляют по головам. Колонны перелетают через стену на вал, рубят, проводят линию по валу, караулят до порохового склада, открывают ворота для кавалерии. Враг бежит в город! Направьте на него свое оружие, стреляйте по улицам, быстро обстреливайте его. Нет времени следовать за ним. Заказы: Спуститесь в город, истребляйте врагов на улицах. Кавалерия, чоп. Не входите в дома. Забастовка на площадях. Атакуйте там, где закрепился противник. Захватить площадь, выставить бригады, расставить пикеты у ворот, подвалов, магазинов в короткие сроки. Сдался ли враг? — Помилуй!»

Все, всегда и везде в творчестве Суворова заканчивается победой и подробными инструкциями о том, что и как делать после победы над врагом. Такие слова, как поражение и отступление, полностью отсутствовали в его словарном запасе. Его ежедневный развод всегда заканчивался словами:

Смелость, мужество, отвага, победа, слава, слава, слава!

Заповеди Суворова:

1. Привыкнуть к неустанной деятельности. Активность — величайшая из всех добродетелей.

2. Побеждает тот, кто меньше жалеет себя.

3. Обучение — это свет, а необучение — тьма. Необходимо постоянно заниматься самообразованием посредством чтения. 4.

4. цель, находящаяся ближе к действию, лучше, чем цель, находящаяся дальше. (О тактике).

5. Время — самое ценное из всего. Стоя на голове, город не возьмешь.

6. смотрите на общую картину. (О стратегии)

7. бремя служения становится легким, когда его поднимают в дружбе.

Суворов был одним из самых образованных военных XVIII века, хорошо разбирался в философии, истории, математике, инженерном деле и искусстве фортификации. Он свободно владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким и немного арабским и персидским языками.

Командующий внимательно следил за военными и политическими событиями в Западной Европе, читал и анализировал политические и экономические статьи многих иностранных газет, журналов и научных изданий.

Осуждая «тиранию» самодержцев, резко критикуя придворные обычаи, такие как фаворитизм, покровительство, тщеславие, раболепие, прусские военные порядки при Павле I и бессмысленную жестокость в войсках, Суворов выступал за «просвещенную монархию».

Когда один из врачей сказал Суворову: «Вам надо заняться своим здоровьем: вы измучились в походах — поезжайте на курорт в Карлсбад, полежите в грязи». — ответил наш командир: «Дорогой сэр, что вы говорите? Меня, старика, в санаторий? Богатые бездельники, хромые танцоры, интриганы и всякая мразь отправляются на курорты — пусть купаются в грязи. А я действительно больной человек — мне нужна молитва, домик в деревне, баня, каша и сметана».

Независимость суждений Суворова, его огромный авторитет в армии вызывали недоверие к нему со стороны правительства и были причиной тайной слежки, опалы и постоянных унижений.
Патриотизм Суворова основывался на идее служения Отечеству, глубокой вере в высокий воинский дух и способности русского солдата, в военные таланты своих подчиненных.

Суворов также оказал значительное влияние на зарубежную военную мысль.  В 1877 году русский военный историк Ф.Н. Глинка в «Кратком очерке военного журнала» писал:

«Теперь ясно и открыто, что Наполеон многие принципы военного искусства взял у нашего Суворова. Это не оспаривается французами; это признает сам Наполеон, который в письмах из Египта, перехваченных англичанами, прямо говорил Директории, что Суворов пока не остановит их на пути к победе, пока они не постигнут его особое военное искусство и не противопоставят ему свои собственные принципы.

Полководческая деятельность Суворова оставила глубокий след в истории русской армии. Суворов, последователь Петра I и ученик П.А. Румянцева, воспитал плеяду выдающихся русских полководцев и генералов, самыми выдающимися из которых были М.И. Кутузов и П.И. Багратион. D. A. Милютин, М.И. Драгомиров, А.А. Брусилов и другие известные русские полководцы были воспитаны на идеях Суворова.

Преданность Родине, вера в созидательные силы русского народа и его способность преодолеть все препятствия — вот что лежит в основе русских воинских традиций и описано великим русским полководцем Александром Васильевичем Суворовым в «Науке побеждать».

Книга «Наука побеждать» актуальна и сегодня и должна стать учебником для каждого защитника родины, от солдата до главнокомандующего.

Читайте также: Я -военнослужащий по контракту в Самаре, во время службы нашли пупочную грыжу с защемлением и сделали операцию

Оцените статью
Военное дело
Добавить комментарий

Adblock
detector