Московский Клуб Кендо и Иайдо Сёгун Кендо для посторонних

Боевые искусства

История началась много веков назад со старых школ боя на мечах. Именно такие, какие показывают в фильмах о самураях. Самое примечательное в японских школах времен их расцвета то, что многие из них не полагались исключительно на физические навыки воина. Они активно исследовали психологию боя, сознания, восприятия, невербального общения и т.д., используя доступные в то время техники, такие как дзен, но к этому мы вернемся позже.

Следует сразу отметить, что классическое японское фехтование достигло своего расцвета не в военное время, а в относительно мирный период. Это вполне логично: на войне новобранцев нужно обучать быстро, и нет смысла вкладывать годы в навыки человека, который завтра умрет. Поэтому все, что мы видим в самурайском кино, обычно представляет собой либо дуэли на мечах, либо «мирные» уличные бои.

И все было хорошо, самураи веками рубили друг друга и постепенно оттачивали свое мастерство, пока в 1853 году на горизонте не появились «черные корабли» коммодора Перри, и средневековой Японии пришел конец. С этим пришел конец привилегиям самураев, включая право на открытое ношение мечей. Как уже не раз случалось в других странах, традиция дуэлей на мечах могла бы тихо умереть в этот момент, но, к счастью, история пошла по другому пути.

Поэтому у мастеров фехтования начались проблемы: им нечего было есть. Учеников стало меньше, а конкуренция возросла. Трудно было почивать на лаврах и привлекать учеников, для чего требовалось доказать, что их додзё лучше других. Результатом стало публичное соревнование между различными школами, для которого использовалось относительно безопасное снаряжение: защитные доспехи и бамбуковый меч.

Что за этим последовало, было ясно: начался быстрый процесс естественного отбора. Неуспешные школы исчезли, а в эффективных стало больше учеников. Секретные техники, применяемые на соревнованиях, переставали быть секретными, адепты менее успешных школ переходили в более успешные и приносили с собой техники, методы и знания. Несколько школ постепенно интегрировались в единое, хотя и разнообразное сообщество.

Со временем эта община стала организованной и формализованной. Были формализованы техники и методы, написаны школьные и полицейские программы, определены правила соревнований. При активной поддержке государства началось возрождение японского фехтования. В конце концов, из всего этого в 20 веке возникло современное кэндо. Хотя современное кендо мало похоже на самурайские поединки, показанные в кино, генетически оно основано на той же древней традиции боя на мечах.

Конечно, существовала параллельная система старых классических школ, которым удалось выжить в относительно сохранном виде, несмотря на все исторические и социальные потрясения. Они существуют и сегодня, но мы не будем их обсуждать.

Интересно отметить, что кендо (или дзюдо, если хотите) входит в обязательную программу физического воспитания в японских школах и в полиции. В школах — хорошо, но зачем ограждать полицию? Как средство физической и умственной тренировки. Конечно, у полиции есть своя система боевых искусств — тайхо-дзюцу, которая содержит все необходимые приемы и также изучается по необходимости, но все же считается неотъемлемой частью обучения боевым искусствам. Правда, полиция часто практикует кэндо по более мягким правилам, включая броски, элементы борьбы и в целом более жесткое обращение, но полицейские соревнуются по общим принципам, и на самом деле почти все сильнейшие бойцы Японии — выходцы из полиции.

Полиция против Имперской гвардии

Вы можете спросить, почему это так не похоже на бои в кино? Все просто: если показать в фильме реальную драку в реальном темпе, то зрители просто ничего не поймут. Почти все, что показывают в кино, воспроизводится в замедленной съемке с преувеличенными, красивыми, но нереалистичными движениями.

И каков результат?

Полтора миллиона практикующих кэндо в Японии. Это один из ста человек в Японии, включая детей и пожилых людей (да, действительно, ведь кендо можно заниматься с раннего детства до старости), и ничтожно малый процент в остальном мире. Конечно, в крупных городах, в том числе и в России, есть занятия кендо, но дзюдо, каратэ и айкидо гораздо более популярны во всем мире. Почему это так? Для иностранца кендо слишком непонятно, слишком странно выглядит, слишком непрактично. Что заставляет практичных японцев, которые очень хороши в этом деле, по-прежнему практиковать, казалось бы, ненужное в современном мире фехтование? Просто потому, что они знают, что такое кэндо на самом деле, что лежит под поверхностью, какое содержание скрывается за странной формой этикета, техники и правил соревнований….. в чем смысл Пути Меча (剣道)…. Я постараюсь, в меру своих скромных возможностей, разгадать эту тайну.

Спорт? Да, но…

На первый взгляд, современное кендо выглядит как специфический вид спорта. Это только часть картины, но она наиболее заметна, поэтому давайте посмотрим на нее. Проводятся соревнования по кендо, свободные полноконтактные поединки. Есть чемпионаты мира, Европы, России, города и так далее. Во многих странах, включая Россию, кендо является официально признанным видом спорта.

Как и в любом виде спорта, едва ли не главным определяющим фактором являются правила соревнований. Их много, но главная из них — это концепция действительного удара. В кендо засчитывается не любой удар, а только тот, который отвечает определенным требованиям:

  • удар наносится внешней третью клинка (наиболее эффективная часть для рубки, бамбуковый меч является безопасной заменой катаны, не забывайте)
  • на правильную зону защитной брони: голова, предплечья, живот, горло (зона удара без оружия, помните о дуэльных корнях)
  • соблюдение плоскости рубки (чтобы меч не согнулся и не застрял в теле)
  • вкладывать в удар энергию всего тела, а не только рук (в конце концов, люди местами жесткие).
  • с четкой демонстрацией контроля ситуации после удара (в случае, если противник еще жив или у него больше одной руки).

Другими словами, вы должны не только грамотно наносить удары противнику, но и наносить такие удары (с некоторыми оговорками), которые были бы эффективны при использовании настоящего меча в реальной ситуации. Поверьте, это намного сложнее, чем кажется, особенно если противник активно сопротивляется, поэтому при низком уровне мастерства обычно много ударов не засчитывается. По мере повышения уровня таких ударов становится все меньше и меньше, и идеальным вариантом является победа с первого удара. Мастера умеют это делать, мы еще только учимся.

Как видите, в наших правилах ведения боя мы стараемся сохранить принципы традиционного фехтования и не скатиться в чистый спорт, но физический элемент очень важен для победы. Мы сражаемся на огромной скорости, на пределе мышечной силы и выносливости, на пределе концентрации. «Эльфам» здесь делать нечего, «атлеты» перевернут страницу за четыре секунды, физическая сила и скорость составляют очень большой процент в кендо: от 90% до 10% в зависимости от того, сколько вам лет: 10 или 90. И здесь происходит нечто очень необычное для нашего обычного спорта.

Дело в том, что в кендо нет ограничений по полу, возрасту или весу. В открытом турнире хрупкая девушка может противостоять крупному мужчине. Меч выравнивает игровое поле. Мастерство и опыт превыше всего, поэтому, когда встречаются двадцатилетний спортсмен и восьмидесятилетний дедушка, я ставлю на дедушку (конечно, при условии, что он тоже когда-то был двадцатилетним спортсменом). Я думаю, что из всех полноконтактных боевых искусств фехтование — единственное, которое позволяет эффективно сражаться до глубокой старости.

Боевое искусство?

Здесь пришло время перейти к другому аспекту кендо. К искусству боя. Некоторые традиционные школы критикуют кэндо за то, что оно слишком спортивно, отходит от «настоящего боя на мечах». В качестве аргументов обычно приводятся: использование относительно легкого оружия, ограниченный технический арсенал, отсутствие «духовной» составляющей. Я отвечу на все три аргумента и при этом раскрою еще несколько аспектов кендо.

Прежде всего, правильная механика ударов в кендо позволяет одинаково легко обращаться с оружием любого веса. Более того, использование муляжа катаны (и в конечном итоге боевой катаны) практикуется в ката кэндо и в иайдо, родственной дисциплине в федерации кэндо. Для любого кендоки, который заинтересован в изучении специфики боя на мечах, путь открыт. Конечно, есть и чисто спортивные приемы, и я считаю, что они не запрещены намеренно, поскольку придают поединку особую сосредоточенность и напряжение как физическое, так и психическое, а это гораздо важнее «исторической чистоты».

Кендо-ката с мечами боевых искусств, обратите внимание на скорость ударов, точность движений и уровень концентрации. Не пытайтесь дублировать его.

Что касается арсенала. Новичкам об этом обычно не говорят, чтобы не смущать неискушенный ум, но в техническом арсенале фехтования кэндо нет никаких ограничений. Метание запрещено (даже не во всех местах), хватание оружия руками запрещено…. и т.п., но нет запрещенных приемов фехтования, если они приводят к правильному удару. Можно использовать любую стойку, держать шпагу в любой руке, делать трюки по своему усмотрению, использовать комбинации любой сложности, приемы любой фехтовальной школы, придумывать свои собственные….. Но тогда почему спортивные поединки в кендо обычно выглядят однообразно? Ответ прост: естественный отбор. Все, что неэффективно в спортивной борьбе, отсеивается. Но кендо не ограничивается спортивной борьбой.

Интересный факт: в Японии довольно часто проводятся поединки между стилями или даже целые соревнования, например, меч против нагинаты, меч против копья, меч против штыка. И даже на официальных соревнованиях по кендо любого уровня можно соревноваться с двумя мечами: коротким и длинным против одного меча. Различные виды оружия немного меняют правила, когда речь идет о зонах нанесения ударов, но в целом схема боя и требования к правильному нанесению ударов одинаковы для каждого вида оружия.

Суми Масатаке сенсей (меч) и его жена Суми Каору сенсей (нагината). Показательное выступление, в котором поединок начался уже на второй минуте. Суми Масатаке сенсею около 70 лет.

Что он чувствует во время боя? Прежде всего, концентрация. Если вы хоть на секунду отвлечетесь, подумаете о чем-то другом, ваш противник сразу почувствует это и нанесет удар. Вы ищете возможности для атаки, но так, чтобы не потерять надежность своей защиты. Борьба на уровне сантиметров и долей секунды. Найти момент для атаки — это чистая интуиция: ослабил ли ваш противник свою защиту? Я буду атаковать! Но что значит «ослабить оборону»? Он наклонил мой меч на два сантиметра в сторону. Я напрягла правую руку. Он опустил пятку левой ноги. Выдохнул в неподходящий момент. Фокусирую взгляд не на том месте…. все это и многое другое — признаки слабости. Научиться использовать такие слабости и держать их на расстоянии — это часть того, чему мы учимся в бою.

О «высоком».

И о «духовной» или «философской» стороне кендо. Многие не любят эти слова за их излишний пафос, и я тоже предпочитаю говорить просто о «работе ума в бою». Никто не станет отрицать важность внимательности, верно? Мастера старых школ оставили нам несколько трактатов, раскрывающих глубину их исследований нефизических аспектов фехтования. «Книга пяти колец» Миямото Мусаси, «Письма мастера дзэн фехтовальщику» Такуана Сохо, «Хэйхо Кадэн Сё» Ягю Мунэнори и др.

К счастью, сегодня эта информация, как и многие другие тексты о работе разума и других «тонких» вещах в бою, доступны каждому. В открытых источниках более чем достаточно информации, чтобы потратить всю жизнь на изучение этого аспекта, и кендо подходит для этого как нельзя лучше. Почему? Потому что современное кендо состоит не только из полноценного боя. Именно поединки на пределе сил и концентрации позволяют почувствовать и открыть для себя важность таких «мелочей», как взгляд, дыхание, восприятие. Чтобы научиться осознанно работать в бою, нужно драться, много драться, это самый короткий путь. А еще в кендо, благодаря его массовости, не так сложно встретить людей, достаточно далеко продвинувшихся в этих учениях. Да, они японцы, но в бою нет языкового барьера.

Суми Мастаке сэнсэй, 8-й дан Ханси, один из величайших фехтовальщиков современной Японии, чрезвычайно скромный, открытый и добрый человек.

Повседневная жизнь

Как выглядят тренировки по кендо? Что-то среднее между спортивной школой и казармой. С одной стороны, у вас есть обычная разминка, упражнения для освежения тела, оттачивание техники и тренировочные поединки. С другой стороны, военная дисциплина: стоять в строю, выполнять приказы на бегу, никаких лишних разговоров и «дай попить воды». Те, кто представляет себе экзотический фитнес-клуб, могут быть жестоко разочарованы. Все это, конечно, делается не просто так. Почти военная дисциплина во время тренировок делает людей более собранными и внимательными. Она воспитывает черты характера, которые впоследствии могут дать вам преимущество в бою. И, конечно, это также очень помогает в организации эффективного обучения, особенно когда у нас много студентов.

Интересный факт: кендо — один в мире. Здесь нет десятков конкурирующих федераций, различных правил соревнований и разных стилей, как во многих других боевых искусствах. И я никогда не слышал о вражде между какими-либо клубами или организациями в кендо. Едете в Барселону или Саратов? Принесите свое снаряжение, позвоните в любой местный клуб, и я уверен, что они будут рады пригласить вас на тренировку. Всегда полезно и интересно работать с людьми из других клубов, а после тренировки будет повод сразу пойти выпить пива! В любом городе мира, где есть клуб кендо, у вас есть друзья, это круто.


Международные семинары часто собирают людей из десятков стран.

В каком возрасте и в какой форме можно начинать? Очевидно, что чем раньше, тем лучше. Мы все слишком стары, чтобы догнать японцев, которые начинают тренироваться с 4-5 лет, но если вам около 20 лет, вы можете начать довольно рано, чтобы добиться серьезных результатов на европейском уровне.


Кендо в России молодое, но наши юниоры уже занимают первые места на чемпионатах Европы.

В 30 лет начинать сложнее, особенно если у вас нет хорошей спортивной подготовки. Хотя старшие деды фехтования ничем не уступают молодым бойцам, они не полагаются на силу мышц, для этого нужно пройти период очень интенсивной физической подготовки. По крайней мере, в течение первых нескольких лет. Обычно мужчине за 30 трудно заставить себя прыгать в спортзале с более молодыми людьми, но если вы можете, то добро пожаловать. Если вы молоды, но просто не в форме, или у вас заметный лишний вес, это не проблема. Есть много примеров, когда люди, не занимающиеся спортом, добивались серьезных результатов, все, что для этого нужно, — упорство.

Интересный факт: время от времени в Японии проводится мероприятие под названием Тачири. Один человек проводит 33 боя по 5 минут каждый с постоянно меняющимися противниками. Перерывов нет. Около трех часов (!) непрерывных жестоких боев с новыми противниками. Нужно иметь не только отличную физическую форму, но и невероятную силу воли, чтобы выдержать это.

Так зачем он нам нужен?

Возможно, теперь мы возвращаемся к вопросу о том, кто и зачем хочет заниматься кендо в наши дни. Для этого нам необходимо понять, чему учит кэндо:

  • Физическая форма. Координация, сила, скорость, осанка, расслабление, выносливость, ловкость. Все это понятно без комментариев, этому учат в каждом виде боевых искусств.
  • Воспитание воли и характера. То, что правильная физическая подготовка делает человека смелее, решительнее и улучшает моральные качества, тоже, кажется, известно. Тонкость в том, что в программе кендо это не просто «приятный бонус», а прямое требование. Существуют специальные техники для развития этих качеств.
  • Боевая психология. Этот навык применяется гораздо шире, чем кажется. Каждая сложная или конфликтная ситуация в жизни — это поединок. Как вы чувствуете себя уверенно в такой ситуации? Как справиться с более сильным противником? Как противостоять провокациям? Как создавать и применять стратегические и тактические решения, находясь под постоянным давлением? Когда и как отступить, чтобы перегруппироваться? Когда и как бросить все силы в атаку? Когда нужно быть хитрым, а когда действовать открыто? Это относится не только к фехтованию на бамбуке, эти навыки абсолютно универсальны для любого боевого искусства и вообще любой сложной жизненной ситуации.
  • Пределы своих возможностей. Обучение в кендо построено таким образом, что при серьезных тренировках нам постоянно приходится преодолевать себя. Это относится как к физическим, так и к психологическим аспектам. Делая это снова и снова, мы понимаем, что наши возможности как личности и человека гораздо выше, чем считалось ранее. Эта способность применима и за пределами спортзала.
  • Отношения с людьми. Первое и самое главное — это уважение. Я не буду долго объяснять, как и почему, но факт остается фактом: без искреннего уважения к окружающим, в том числе и к своему противнику, вы не продвинетесь далеко в кендо. Уважение порождает сочувствие, открытость, чуткость и честность.
  • Бесконечный путь. Путь к совершенству не ограничен ничем. Почти в каждом виде спорта есть «потолок», в кендо его нет. В кендо нет такого понятия, как «достиг всего». Всегда есть место для роста каждого. Впереди всегда бесконечная дорога, и нам всегда интересно, что нас ждет за следующим поворотом. Кендо учит относиться и к жизни.

Конечно, кендо не является уникальным ни в одной из упомянутых характеристик. Кендо, на мой взгляд, уникальны в своей концентрации. Эффективность этой термоядерной смеси физической подготовки с психологией, жесткой борьбы с изысканным этикетом, мокрой от пота одежды и невероятного счастья от новых открытий.

Вы заметили, что я ни слова не написал о навыках фехтования? Потому что это не самое главное. Фехтование в кендо — это не цель, это инструмент для достижения цели. Путь меча — это не «путь к мечу», это «путь через меч». Конечная цель — всестороннее совершенствование человека.

Это знают японские бабушки и дедушки, которые приводят своих пятилетних внуков в спортзал на их первую тренировку. Это знают и японские практики других боевых искусств, которые приходят в залы кендо, чтобы углубить свое понимание каратэ или айкидо. Но, к сожалению, не многие люди за пределами Японии знают об этом.

Жажда

К океанам меда, которые я здесь пролил, я добавлю щедрую порцию дегтя.

Даже если вы начнете заниматься кендо с абсолютной решимостью, шансы на то, что вы добьетесь чего-то стоящего, равны примерно 1 к 100. Для неяпонца есть практический шанс «дойти» хотя бы до 1-го дана, что является лишь начальным уровнем. Конечно, вы получите пользу в любом случае, даже после трех месяцев тренировок, но потребуются годы, если не десятилетия, чтобы вы почувствовали эффект от того, что я описал выше. Большинство людей сдаются в первые месяцы или годы.

На это есть разные причины: во-первых, это действительно тяжело физически. Это больно. Кровавые мозоли не заживают годами. Потные доспехи воняют, синяки рисуют только мужчины, а девушки должны носить одежду с длинными рукавами…. Подруга спрашивает, почему ты проводишь больше времени в спортзале, чем с ней? Ваши друзья вечером идут в бар, а вы — в спортзал….. Возможно, если вы занимаетесь спортом с детства, это проще, но во взрослом возрасте очень трудно полностью изменить свою жизнь. По статистике, только 1% удается это сделать, и никто не может предсказать, попадете ли вы в этот 1%.

Интересный факт: в кендо система уровней схожа с другими японскими искусствами: от 4 до 1 кю, затем от 1 до 8 дана. Это минимум 40 лет ежедневной практики. Но в отличие от большинства отраслей искусства, здесь нет внешних знаков дан (поясов). Считается, что уровень конкурсанта должен быть известен по его навыкам. Кроме того, не существует практики «почетного» дана, а также дана, присуждаемого «за заслуги». Для каждого уровня предусмотрен экзамен. Экзамен на высший 8-й дан проводится в Японии дважды в год, на него претендуют около 1 500 человек. Процент отсева составляет более 99%. Лишь нескольким людям из тысяч удается сдать экзамен.

И максимум.

Ах да, в самом начале я обещал рассказать вам, как все это связано с дзен. Эта история уходит корнями еще раньше, чем японское фехтование, в пятый век, когда индийский монах Бодхидхарма прибыл в Китай. Между ним и местным императором возникло недопонимание, и Бодхидхарма поселился в небольшом монастыре в горах. Я не буду рассказывать всю историю, но вскоре стало очевидно, что учение этого монаха (чань-буддизм) и боевые искусства удивительно эффективно дополняют друг друга. Монастырь стал знаменитым, это был Шаолинь, а чань-буддизм в конце концов попал в Японию под названием дзен-буддизм, сохранив при этом свою связь с боевыми искусствами.

Сегодня кэндо относят к «искусствам дзэн» наряду с каллиграфией, чайной церемонией, стрельбой из лука и другими. Это не означает, что вы автоматически становитесь буддистом, но это означает, что практикующим дзен рекомендуется заниматься одним из этих искусств, поскольку они дополняют друг друга и в конечном итоге ведут к одной цели — совершенствованию сознания.

Интересный факт: кендо, пожалуй, самое «шумное» из боевых искусств. Во время тренировок и поединков принято кричать очень громко. На начальном этапе обучения это, конечно, странно и непривычно, но со временем громкий крик становится абсолютно естественным и непроизвольным результатом предельной концентрации всех физических и психических сил. Тяжелоатлеты часто кричат, вкладывая всю свою силу в толчок штанги. Это то, что мы делаем, вкладывая все свои силы в каждый удар. Или, по крайней мере, мы учимся это делать.

Кендо для других стилей боевых искусств

Я уже упоминал, что в Японии, как и в России, в клубах кендо можно встретить представителей других боевых искусств. Я лично тренировался с каратистами, дзюдоистами, борцами сумо, айкидо и представителями классического кендо-дзюцу. Помимо кендо, я сам тренирую традиционное дзюдо. Что же может дать кендо мастеру боевых искусств? Во-первых, отличный боевой опыт. В кендо проводится больше боев, чем в любом другом боевом искусстве, благодаря безопасной технике, а умение вести бой тактически и психологически является абсолютно универсальным. Кроме того, «механизм» классического фехтования помогает по-новому понять многие специфические идеи японских боевых искусств. Кроме того, благодаря удобной «линейке» в руке, очень точное и тонкое управление расстоянием. Этот навык также хорошо переносится на пустые руки или другое оружие. Засекать время с точностью до десятых долей секунды, читать намерения противника и скрывать свои — это основные навыки в кендоCOPY00. И, конечно, некоторые техники работы с сознанием, которые трудно найти в других видах кендо.


Уэда Масару — мастер каратэ, преподает 4 дан Шотокан каратэ; 2 дан Шориндзё-кэмпо; 1 дан Дзюдо; 1 дан Кэндо;

О жизни, Вселенной и обо всем, что между ними.

И, наконец, ответы на вопросы, которые я задавал себе ранее, потому что кто-то все равно спросит. Кто победит, самурай или рыцарь, и поможет ли кендо в схватке с бандитом.

Ответ на первый вопрос прост: при прочих равных условиях полностью одетый рыцарь будет иметь лучшую позицию на поле боя. В повседневной уличной жизни я бы поставил на самурая.

Сцена из фильма «Последний самурай». Иайдо (то, что показано в этом фильме) также практикуется в федерации кэндо.

Действительно ли это актуально?

Когда речь идет о самообороне в первую очередь, не будем рассматривать ситуацию, когда кендока вооружен, например, выходит с тренировки и несет бокен (деревянный меч). Мы видели такие ситуации, и они заканчиваются хорошо, переломами костей и сотрясениями мозга, но лучше их избегать, поскольку мы связаны уголовным кодексом.

В других случаях есть два фактора: психологический и физический. В психологии уличных конфликтов существует понятие «жертва». То есть человек, который заранее боится и находится в оборонительной позиции. «Хищник» вычисляется «хищником» интуитивно: по позе, походке, взгляду, разговору. Именно эти люди чаще всего становятся объектом агрессии. Поэтому, если вы проведете десятилетия в полноконтактном бою, если вы будете участвовать в турнирах, если вы изучите приемы психологического вытеснения противника, вы никогда не будете похожи на добычу, поверьте мне.

Но если вы ожидаете, что дело дойдет до драки, просто сходите на бокс или карате в течение шести месяцев, нанесите базовые удары, вместе с навыками кендо этого будет более чем достаточно для любого бытового конфликта.

Интересный факт. Помимо поединков по спортивным правилам, проводятся поединки «синкэн-сёбу», как будто это настоящий бой. В таких поединках можно использовать любую технику, если она эффективна при работе с боевым мечом. В таких поединках настоящие мастера высокого уровня способны показать взаимодействие, почти невероятное даже в кинематографе.

Сравните, например, взаимодействие между бойцами разных школ в этом отрывке из прекрасного фильма «После дождя», особенно во втором поединке:

И в этом поединке между двумя мастерами кендо, и не будем забывать, что в отличие от фильмов, это не постановка:

Большинство боев на таком высоком уровне — это битва ума и воли, эффективный удар — лишь последняя точка в конце схватки, невидимая посторонним. Кстати, Тода-сэнсэю (с двумя мечами) на этом видео 73 года.

Читайте также: Правила соревнований по рукопашному бою

Оцените статью
Военное дело
Добавить комментарий

Adblock
detector