Каларипаятту – уникальное боевое искусство Индии

Боевые искусства

История возникновения боевого искусства

Некоторые исследователи боевых искусств считают, что это боевое искусство было создано индийской цивилизацией около 3 000 000 лет до нашей эры. Согласно легендам, Каларипаятту изобрел бог Шива, который передал его Пурушараме, а тот, в свою очередь, передал его браминам, которые построили 64 монастыря, где этому искусству обучались только представители варны браминов. Такова природа Калари, что она была создана браминами для защиты самих себя. Впоследствии лучшим кшатриям, членам варны варн, также было разрешено обучаться этому искусству.

Индоарийцы, захватив часть Индии, приняли Каларипаятту в свою культуру. Это боевое искусство упоминается в Ведах и было более подробно описано в 6-5 веке до н.э. в «Асата Вадиву» и «Марама Сутре». Kalaripayattu переводится очень просто — первая часть звучит как «священное место», а вторая часть слова «payattu», как бой, поединок.

Учитель каларипаятту называется Ашан, он обучает только избранных учеников, людей, отличающихся высокими моральными и этическими стандартами, которые не будут использовать свои знания во зло.

  • Первая часть обучения называется Май, целью которой является физическое развитие будущего воина.
  • Два других этапа, Колтари и Анкатари, направлены на обучение владению различными видами деревянного (в основном бамбукового) и металлического оружия.
  • Четвертый этап — Варун Тай Кари, или обучение боевым искусствам.

Самой секретной частью Каларипаятту считается Тати Мура, или изучение особых точек на теле человека и психофизического воздействия на физическое тело. Говорят, что мастера, прошедшие пятую ступень обучения Каларипаятту, в совершенстве владеют техникой смертельного касания.

Основные виды оружия в каларипаятту

Влияние индийского учения на формирования китайского кун-фу

Каларипаятту оказал большое влияние на формирование китайских и даже японских боевых искусств. Легенда гласит, что в 475 году индийский буддийский монах Бодхидхарма приехал в Китай и освоил технику боя каларипаятту. Позже Бодхидхарма проповедовал буддизм и поселился в монастыре Шаолинь, построенном в 495 году другим индийским монахом, Бхадрой.

Чтобы защитить буддийских монахов от разбойников, Бодхидхарма преподавал серию приемов боевых искусств под названием Каларипаятту, уделяя особое внимание искусству боя голыми руками, а также систему йогической медитации и психофизических упражнений, которые в Китае были известны как цигун, а в развитии — как ушу. Впоследствии боевые искусства, разработанные буддийскими монахами в Китае, достигли небывалых высот.

История создания Каларипаятту

Основные виды оружия в Каларипаятту

В Калари сохранились приемы боя с уникальным древним оружием, которое использовалось в древнем Шумере, а также оружием, свойственным только Индии. Среди специфического оружия, изучаемого учениками Каларипаятту, была Отту — боевая палка в форме слоновьего бивня.

Среди металлического оружия наибольший интерес представляет чурика, арабское название катара, меч кинжального типа, используемый в основном для нанесения ударов. А также уникальный гибкий меч Уруми, длиной от 1,5 до 9 метров. Плетение меча широко использовалось в древние арийские времена.

Приемы боя уруми и чурики были продемонстрированы в историческом фильме «Император Ашока» (2001). Разновидности боя уруми, состоящего из нескольких металлических плетей, используются и сегодня. Существует непроверенная информация о том, что во время сражения в 1306 году с монгольской армией одному мастеру Каларипаятту удалось убить 109 монгольских воинов с помощью уруми. Также проводились тренировки по тулвару — бою на индийских саблях.

Отличия от других единоборств

В каларипаятту большое значение придается игровым боям — театрализованным сражениям, в которых, следует отметить, используется боевое оружие

Несмотря на то, что Каларипаятту дало толчок развитию многих боевых искусств, техника сохранила свою самобытность и имеет много отличий от других дисциплин. Рассмотрим наиболее значимые из них:

  1. В этом боевом искусстве нет званий, поясов или степеней. Студенты не получают никаких наград или званий по мере прохождения обучения. Причина такого необычного подхода к боевой системе в том, что это не соревнование друг с другом, а путь самосовершенствования, у которого нет начала и конца. Даже достигнув значительных высот в каларипаятту, настоящие мастера не считают себя посвященными во все секреты дисциплины и продолжают учиться всю жизнь.
  2. Главная цель — это не приобретение ловкости, силы или скорости, а всестороннее самосовершенствование. Считается, что всем этим качествам учит сам мастер каларипаятту, поэтому не стоит заострять на них внимание. К занятиям нужно подходить с открытым умом и чистым сердцем. В то же время нужно быть готовым к обучению.
  3. Поскольку Каларипаятту является самой древней системой, она включает в себя ряд учений, таких как йога, аюрведа, астрология и духовные практики. Таким образом, это не только боевое искусство, но и глобальная система знаний, которой могут обладать лишь немногие. Мастера говорят, что все вышеперечисленные дисциплины развиваются параллельно, и ни одна из них не будет жизнеспособной в отрыве от других.

Особенности

Как боевое искусство, ставшее фитнес-направлением, Каларипаятту позиционирует свою главную цель как развитие духа через работу с телом. Основная цель — достижение абсолютной координации ума, энергии и тела. Этого можно достичь, только если ученик изучит боевые приемы, технику владения острым оружием, науку о мире и человечности, основы целительства и медитации. Только комплексные знания позволяют телу и духу оставаться в равновесии даже в самых экстремальных ситуациях.

Техника Каларипаятту возникла на основе изучения повадок восьми индийских животных-воинов: льва, боевого кабана, кобры, слона, тигра, лошади, боевого петуха и буйвола.

В настоящее время существует два вида каларипаятту: южный и северный. Южный представлен чистыми боевыми приемами, а северный — военными танцами. Южный вариант отличается высокой скоростью и точностью движений, а также большим количеством используемого оружия. В северной школе основное внимание уделяется развитию гибкости, силы и ритмичности движений. До этого была еще одна школа — центральная. Его стиль не распространен сегодня, на самом деле он представлял собой симбиоз двух предыдущих школ.

Существует легенда, согласно которой все движения этого боевого искусства являются результатом наблюдения за тигром, слоном, львом, павлином, лошадью, кабаном, бойцовым петухом и змеей.

Дети обучаются этому искусству с семилетнего возраста. Изначально к занятиям допускались только мальчики, но сегодня по всему миру открываются секции для женщин. Студенты разного происхождения, социального статуса и вероисповедания обучаются в одних и тех же группах, без дифференциации.

На первом этапе обучения основное внимание уделяется самоконтролю и терпимости. Студентов учат смирению и пониманию. Затем ученики проходят физически сложные испытания, после которых они готовы к обучению бою с оружием (анкатхари). Для занятий выбирается специальное место. Он называется калари и представляет собой углубление в земле, покрытое пальмовыми листьями.

Обязательно есть алтарь с изображением божеств. На нем, в большинстве случаев, находится изображение Махакалы — богини войны.

Вход в калари начинается с правой ноги, после чего ученик должен коснуться пола рукой и поднести ее ко лбу. В знак уважения ученик кланяется. Затем он должен преклонить колени перед хозяином, прикоснувшись лбом к его ноге.

Не все студенты доходят до конца. Согласно древней мудрости, мастер должен внимательно наблюдать за своим учеником в течение 12 лет. Только после этого можно приступать к обучению ученика.

Отличия от других боевых искусств

Каларипаятту считается прародителем многих восточных боевых искусств, поэтому между ними много общего

Считается, что Каларипаятту дал начало многим восточным боевым искусствам, включая кунг-фу. Поэтому нет сомнений, что это боевое искусство имеет общие черты со многими школами. Но в то же время есть и некоторые важные различия.

Каларипаятту предполагает значительную работу не только над телом и духом. Практикующие также получают фундаментальные знания по аюрведе (медицине) и джйотиш (астрологии), которые не даются ни в одной другой школе боевых искусств.

Система тренировок и ступени мастерства

каларипаятту история индийский боевой стиль отвращение к мужчинам

Система Каларипаятту состоит из четырех основных и одного дополнительного уровня, и изначально мастера брали учеников не младше семи и не старше двадцати лет, так как в это время тело и психика еще не полностью сформированы и легче вылепить из молодого человека будущего воина.

Первая ступень, майтари или майпаятту, посвящена технике движения, гибкости и ловкости. На этом этапе используются техники, имитирующие движения животных, и студенты уделяют большое внимание прыжкам, растяжке и высоким ударам ногами в воздухе. Во многом движения напоминают асаны из хатха-йоги. Перед тренировкой ученика намазывают специальными маслами, а мастер разогревает его, массируя ступни. Это помогает мышцам и связкам правильно развиваться.

каларипаятту история индийский стиль борьбы отвратительные мужчины отвратительные мужчины

Второй этап — Колтари — работа с деревянным оружием (в основном палками разной длины и толщины). Студент может вступить в эту стадию, когда он достиг серьезных успехов в работе со своим телом. Есть двухметровые палочки кеттуккари и семидесятисантиметровые палочки херувати.

история каларипаятту индийский стиль борьбы отвратительные мужчины отвратительные мужчины

Третий этап — Анкатари — работа с различным металлическим оружием. К ним относятся: Udawal (меч), Valwadi (щит и меч), Kadatilla (двуручный тяжелый меч), Katara (нож), Vakatti или aruval (серп, оружие одной из страшных богинь индуизма, Бхадракали), Parashu (топор), Kunda patatt (копье) и гибкий меч.

история каларипаятту индийский стиль борьбы отвратительные мужчины отвратительные мужчины

Уруми Вишчал, или ришти, — это гибкий меч, используемый против нескольких противников, и владение им является признаком гуррукалы, или настоящего мастера Каларипаятту. Длина такого меча может составлять от двух до шести метров, иногда он состоит из двух или более гибких металлических полос, прикрепленных к рукояти параллельно друг другу. В древние времена воины носили такое оружие, обернув его вокруг пояса. Чаще всего все вышеперечисленные виды оружия используются в сочетании с небольшим щитом, диаметром до полуметра.

история каларипаятту индийский стиль борьбы отвратительные мужчины отвратительные мужчины

Четвертый уровень, Верун Кай Тари, — это рукопашный бой. Только изучив возможности своего тела и научившись бороться с каждым из доступных видов деревянного и металлического оружия, ученик может использовать голые руки против одинаково безоружных или одного или нескольких вооруженных противников. В арсенал входят удары руками, ногами, локтями, удары головой, броски и многочисленные захваты рук с различными разрывами.

И пятая, дополнительная ступень — это марма-мура (татти-мура), которую могут пройти только избранные ученики, доказавшие свою преданность и адекватность за годы обучения. Это работа над больными местами. Индейцы насчитали их целых сто восемь и считают смертельным действовать по двенадцати из них.

Также, параллельно с изучением техник членовредительства, студент знакомится с техниками исцеления и массажа, духовными практиками и техниками самопознания. К обучению допускаются как мальчики, так и девочки; хотя девочки в Индии получают образование до двадцати лет, потому что после этого они выходят замуж, и мужья запрещают им продолжать образование, очевидно, с целью избежать профессионального пинка со стороны жены.

Вся система, по всей вероятности, была разработана для подготовки будущего профессионального воина, принадлежащего к касте найиров, в условиях древней Индии, о чем свидетельствуют приемы и оружие, владение которыми считается признаком высшего мастерства. В изучении каларипаятту мальчик из касты воинов провел свое детство. Сначала его обучали владению своим телом, одновременно приучая к дисциплине и послушанию, ведь это верх безрассудства — давать боевым и неуправляемым подросткам возможность убивать или калечить.

Постепенно, по мере того как мальчик становился все более физически подготовленным и умственно грамотным (одновременно его обучали медитации и другим атрибутам саморазвития), ему давали оружие первого уровня — деревянные палки. И это правильно: во-первых, палка — это то, что можно найти практически везде, особенно в Индии с ее джунглями, а во-вторых, ученик не должен сильно травмировать себя или своего партнера во время спарринга.

история каларипаятту индийский стиль борьбы отвратительные мужчины отвратительные мужчины

И только повзрослевший юноша был обучен владению смертоносным железным оружием. Позже молодого и зрелого воина обучали сражаться без оружия, на всякий случай. Основной упор в тренировках делался на убийство противников. И упор в обучении делался на работу против вооруженного противника, потому что древние мастера не могли представить, что два воина каким-то чудом умудрятся потерять все свое оружие и начнут убивать друг друга голыми руками.

Боевое искусство гибкого меча свидетельствует о том, что Индия в древности была не очень богата доспехами и шлемами, ибо эффективность такого чисто режущего оружия против любых доспехов близка к нулю. Судя по всему, у противников либо вообще не было доспехов, либо они закрывали только часть тела (кирасы и перчатки), и всегда можно было схлопотать по незащищенному лицу или ногам.

история каларипаятту индийский стиль борьбы отвратительные мужчины отвратительные мужчины

И глазурь на торте — точечная работа. Такой навык может быть кульминацией целой пирамиды навыков, но, честно говоря, эффективность таких техник очень ограничена. Кроме того, по мнению мастеров, некоторые точки не так чувствительны для женщин, как для мужчин (где-то можно услышать горький плач адептов многих «смертельных» стилей).

Современный Каларипаятту

В современной Индии Каларипаятту начал активно развиваться с 1920 года как символ сопротивления британскому колониальному правлению и особенно с началом всемирного интереса к боевым искусствам в целом и рукопашному бою в частности.

В Каларипаятту различают северный стиль, где много акробатики, гибкости, высоких прыжков и атак на разных уровнях, и южный стиль, где основой являются тяжелые удары, работа с оружием и воздействие на болевые точки.

история каларипаятту индийский стиль борьбы отвратительные мужчины отвратительные мужчины отвратительные мужчины отвратительные мужчины

Когда британцы захватили Индию, они запретили национальную борьбу, видя в ней символ сопротивления их правлению, поэтому система ушла в подполье, передаваясь тайно от мастера к сыну или любимому ученику. Теперь, что вполне понятно, она вышла из тени и стала популярной, настолько, что даже попала в холодную Россию, где ее преподавали в Санкт-Петербурге в течение пятнадцати лет и некоторое время преподавали в Москве.

Читайте также: Хорунжий это какое звание в казачьих войсках

Оцените статью
Военное дело
Adblock
detector