история спорта 11.01.2018 Поделиться:
Спорить о том, чье боевое искусство круче — бокс, борьба, муай-тай, карате или ушу — это бессмысленный спор о том, кто сильнее — слон или кит. Но на вопрос о том, какое боевое искусство является самым древним, уже ответили индийцы. Их традиционная борьба, Каларипаятту, еще никем не превзойдена: по разным источникам, ей от 1 300 до 2 300 лет. Disgusting Men предлагает выяснить, что это за искусство, как оно появилось и почему сегодня выглядит так комично. И самое главное: стоит ли учиться, если вы решите применить нечто подобное в драке в баре.
Происхождение Каларипаятту
Слово «Каларипаятту» состоит из двух частей. «Калари» по одной версии — это «священное место», «храм», по другой — «зал для упражнений», «гимнастический зал». «Payattu» — «битва», «сражение». Таким образом, получается, что Kalaripayattu — это буквально «битва в священном месте» или «битва в гимнастическом зале».
В целом, оба значения вполне подходят для современной версии искусства. Занятия проводятся в учебных залах, которые также являются храмами с алтарями, на которых совершаются подношения индуистским божествам. Традиционные залы калари — это небольшие залы, сильно утопленные в землю, с земляным полом и деревянными стенами. Занятия проводятся там по утрам, чтобы избежать удушающей индийской жары.
Первые достоверные упоминания о Каларипаятту относятся к 6-7 веку нашей эры, когда он окончательно сформировался во время многочисленных войн между династиями Чора и Чола. Однако сам термин «калари» для описания поля боя упоминается в литературе Сангам, датируемой III веком до н.э., но это было 2 300 лет назад. В ней также упоминается об использовании воинами различных видов оружия. Поэтому самые оптимистичные поклонники Каларипаятту считают эти записи первыми упоминаниями о его искусстве.
Более того, согласно легенде, основатель чань-буддизма (ныне более известного как дзен) по имени Бодхидхарма был мастером каларипаятту и обучал ему своих последователей. Если верить этой легенде, то знаменитое боевое искусство Шаолиня напрямую происходит от Каларипаятту.
Система тренировок и ступени мастерства
Система Каларипаятту состоит из четырех основных уровней и одного дополнительного, и изначально мастера брали учеников не младше семи и не старше двадцати лет, так как в это время тело и психика еще не полностью сформированы и из молодого человека легче вылепить будущего воина.
Первая ступень, майтари или майпаятту, посвящена технике движения, гибкости и ловкости. На этом этапе используются техники, имитирующие движения животных, и студенты уделяют большое внимание прыжкам, растяжке и высоким ударам ногами в воздухе. Во многом движения напоминают асаны из хатха-йоги. Перед тренировкой ученика намазывают специальными маслами, а мастер разогревает его, массируя ступни. Это помогает мышцам и связкам правильно развиваться.
Второй этап — Колтари — работа с деревянным оружием (в основном палками разной длины и толщины). Студент может вступить в эту стадию, когда он достиг серьезных успехов в работе со своим телом. Есть двухметровые палочки кеттуккари и семидесятисантиметровые палочки херувати.
Третий этап — Анкатари — работа с различным металлическим оружием. К ним относятся: Udawal (меч), Valwadi (щит и меч), Kadatilla (двуручный тяжелый меч), Katara (нож), Vakatti или aruval (серп, оружие одной из страшных богинь индуизма, Бхадракали), Parashu (топор), Kunda patatt (копье) и гибкий меч.
Уруми Вишчал, или ришти, — это гибкий меч, используемый против нескольких противников, и владение им является признаком гуррукалы, или настоящего мастера Каларипаятту. Длина такого меча может составлять от двух до шести метров, иногда он состоит из двух или более гибких металлических полос, прикрепленных к рукояти параллельно друг другу. В древние времена воины носили такое оружие, обернув его вокруг пояса. Чаще всего все вышеперечисленные виды оружия используются в сочетании с небольшим щитом, диаметром до полуметра.
Четвертый уровень, Верун Кай Тари, — это рукопашный бой. Только изучив возможности своего тела и научившись бороться с каждым из доступных видов деревянного и металлического оружия, ученик может использовать голые руки против одинаково безоружных или одного или нескольких вооруженных противников. В арсенал входят удары руками, ногами, локтями, удары головой, броски и многочисленные захваты рук с различными разрывами.
И пятая, дополнительная ступень — это марма-мура (татти-мура), которую могут пройти только избранные ученики, доказавшие свою преданность и адекватность за годы обучения. Это работа над больными местами. Индейцы насчитали их целых сто восемь и считают смертельным действовать по двенадцати из них.
Также, параллельно с изучением техник членовредительства, студент знакомится с техниками исцеления и массажа, духовными практиками и техниками самопознания. На учебу принимаются как мальчики, так и девочки; хотя девочки в Индии получают образование до двадцати лет, потому что после этого они выходят замуж, и мужья запрещают им учиться дальше, видимо, из желания избежать профессиональных пинков со стороны жены.
Вся система, по всей вероятности, была разработана для подготовки будущего профессионального воина, принадлежащего к касте найиров, в условиях древней Индии, о чем свидетельствуют приемы и оружие, владение которыми считается признаком высшего мастерства. В изучении каларипаятту мальчик из касты воинов провел свое детство. Сначала его обучали владению своим телом, одновременно приучая к дисциплине и послушанию, ведь это верх безрассудства — давать боевым и неуправляемым подросткам возможность убивать или калечить.
Постепенно, по мере того как мальчик становился все более физически подготовленным и умственно грамотным (одновременно его обучали медитации и другим атрибутам саморазвития), ему давали оружие первого уровня — деревянные палки. И это правильно: во-первых, палка — это то, что можно найти практически везде, особенно в Индии с ее джунглями, а во-вторых, ученик не должен сильно травмировать себя или своего партнера во время спарринга.
И только повзрослевший юноша был обучен владению смертоносным железным оружием. Позже молодого и зрелого воина обучали сражаться без оружия, на всякий случай. Основной упор в тренировках делался на убийство противников. И упор в обучении делался на работу против вооруженного противника, потому что древние мастера не могли представить, что два воина каким-то чудом умудрятся потерять все свое оружие и начнут убивать друг друга голыми руками.
Боевое искусство гибкого меча свидетельствует о том, что Индия в древности была не очень богата доспехами и шлемами, ибо эффективность такого чисто режущего оружия против любых доспехов близка к нулю. Судя по всему, противники либо вообще не имели доспехов, либо они закрывали только часть тела (кирасы и перчатки), и всегда можно было ударить плетью по незащищенному лицу или ногам.
И глазурь на торте — точечная работа. Такой навык может быть кульминацией целой пирамиды навыков, но, честно говоря, эффективность таких техник очень ограничена. Кроме того, по мнению мастеров, некоторые точки не так чувствительны для женщин, как для мужчин (где-то можно услышать горький плач адептов многих «смертельных» стилей).
Современный Каларипаятту
В современной Индии Каларипаятту начал активно развиваться с 1920 года как символ сопротивления британскому колониальному правлению и особенно с началом всемирного интереса к боевым искусствам в целом и рукопашному бою в частности.
В Каларипаятту различают северный стиль, где много акробатики, гибкости, высоких прыжков и атак на разных уровнях, и южный стиль, где основой являются тяжелые удары, работа с оружием и воздействие на болевые точки.
Когда британцы захватили Индию, они запретили национальную борьбу, видя в ней символ сопротивления их правлению, поэтому система ушла в подполье, передаваясь тайно от мастера к сыну или любимому ученику. Теперь, что вполне понятно, он вышел из тени и стал настолько популярным, что даже добрался до холодной России, где его преподают в Санкт-Петербурге в течение последних пятнадцати лет, а некоторое время преподавали и в Москве.
Каларипаятту в гипотетической уличной драке
Самый актуальный вопрос: как насчет спортивной и уличной составляющей Каларипаятту? Да, почти ничего. В любом случае, никаких соревнований или степеней мастерства в этом искусстве нет, и вообще, изначально, в шестом веке, это было нормально, потому что постоянную практику давала жизнь воина. Навыки закалены в стычках с врагами, дикими зверями и разбойниками.
Но сейчас, в наше мирное время, вопрос о том, как сохранить высокую боевую доблесть, остается открытым. Тем более что ходить по улице с мечом и щитом — не самое обычное занятие; да и правоохранительные органы не слишком обрадуются, если кто-то выхватит капусту у парочки недоумков из подворотни. Что касается техники, то северная школа прыжков не подходит для наших ледяных широт — слишком легко получить пинок под зад в разгар схватки.
Вопрос о полноконтактных рукопашных спаррингах остается открытым. Возможно, они проводятся в группах, но все, что можно найти в Интернете, — это недоразумения, и неясно, кто из этих людей занимается боксом, а кто — адепт каларипаятту.
Сами сегодняшние мастера говорят, что Каларипаятту — это не спорт и не прикладная дисциплина, а способ духовного и физического самосовершенствования. Поэтому в сегодняшней реальности индийский боевой стиль — для тех, кто хочет погрузиться в экзотику, самообразовываться и тренировать свое тело. Для самообороны и спортивных достижений вам потребуется нечто иное.
Читайте также: Мэнни Пакьяо