Подводная лодка Акула (проект 941): технические характеристики, самый большой атомный крейсер

Срочная служба
Содержание
  1. История создания
  2. Конструкция подводной лодки «Акула»
  3. Корпус
  4. Силовая двигательная установка
  5. Все для безопасности
  6. Размеры подводных лодок в сравнении
  7. «Огайо» – 170,7 х 12,8 м
  8. Технические характеристики
  9. Водо-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт
  10. Турбина
  11. Движитель
  12. Резервные средства движения
  13. Радиоэлектронное оборудование
  14. Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения
  15. Глубины погружения
  16. Размеры
  17. Боевой потенциал
  18. Проект 971 «Щука-Б» – 110,3 х 13,6 м
  19. Компоновка и размеры
  20. На пролом!
  21. Водовозы
  22. Проект 945А «Кондор» – 110,5 х 12,2 м
  23. Вооружение
  24. Основное
  25. Второстепенное
  26. Тактико-технические характеристики
  27. Подводный отель
  28. Достоинства и недостатки
  29. Основные цели и задания
  30. «Дельта» – 167,4 х 11,7 м
  31. «Сивулф» – 107,6 х 12.2 м
  32. «Триумфан» – 138 х 12,5 м
  33. Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м
  34. Модификации
  35. Интересные факты
  36. Проект 955 «Борей» – 170 х 13,5 м
  37. «Вэнгард» – 149,9 х 12,8 м
  38. Конструкционная специфика корпуса
  39. Компоновка корпуса
  40. Реакторный и турбинные отсеки
  41. Три носовых отсека
  42. Три прилегающих к главному командному пункту
  43. Надежно изолированный носовой корпус торпедного отсека
  44. Корпус для размещения ГКП и радиотехнического оборудования
  45. Кормовой переходной корпус общей длиной 30 метров

История создания

Легенда мирового подводного кораблестроения была впервые спущена на воду в 1981 году в Северодвинске. После премьеры изображение исчезло и больше никогда не появлялось, но автомобиль уже получил свое имя, которое позже стало официальным.

строительство подводных лодок

Последующие версии, выпущенные в рамках этого класса, получили такое же название, а экипаж получил браслет с нарисованным на нем хищником. Иностранные журналисты дали лодке кодовое название «Тайфун», а несколько лет спустя она получила это название и в Советском Союзе.

Было приказано начать разработку первой подводной лодки, способной нести несколько современных твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39, превосходящих «Трайдент» (американскую ракету) по взрывчатому веществу и дальности полета.

Ракеты весили до 100 тонн, а количество ракет, необходимых для размещения на корабле, составляло 24. По этой причине длина советских кораблей была практически вдвое больше, чем у их зарубежных аналогов.

Работы по созданию подводной лодки начались летом 1976 года под руководством главного конструктора Сергея Никитича Ковалева. После завершения первой проектной документации были определены размеры «Акулы»: длина — почти 2 футбольных поля, высота — 9-этажное здание.

Первое официальное объявление о новом проекте было сделано на 26-м съезде КПСС, состоявшемся весной 1981 года. Леонид Ильич намеренно назвал машину «Тайфун», чтобы обескуражить и запутать противников холодной войны, которая началась почти сразу после победы СССР во Второй мировой войне. До этого момента вся информация о последней разработке оставалась секретной.

Конструкция подводной лодки «Акула»

Расположение энергоблока на подводной лодке «Акула» выполнено по уникальной схеме: он установлен в неподвижном корпусе с автоматической системой пожаротушения и отключения электроэнергии.

схема подводной лодки

Процесс контролируется импульсным оборудованием, предназначенным для наблюдения за работой и состоянием ядерных реакторов.

Его технические характеристики и конструкция означали, что корабль обладал удивительным для того времени запасом плавучести — более 40%, поскольку 50% его водоизмещения при погружении приходилось на воду, используемую в качестве балласта.

По этой причине многие называли подводную лодку «водным судном».

Такой запас плавучести и наличие палубы из специального сплава впервые сделали субмарину пригодной для боевой службы подо льдами Северного Ледовитого океана. Корабль способен пробивать блоки толщиной более 250 см, не причиняя никакого вреда корпусу.

Корпус

Одной из главных особенностей конструкции Shark 941 является многослойный корпус, отличающийся исключительной прочностью. В нем находится 5 жилых камер диаметром 10 м, расположенных параллельно друг другу. В носовой части расположены ракетные шахты, впервые построенные перед рубкой.

Рядом с ним находятся еще 3 отделения:

  1. Торпедный отсек.
  2. Модульная, в которой находится центральная опора.
  3. Кормовой механизм.

Планировка внутренних отсеков позволила снизить пожароопасность и повысить живучесть корабля.

По словам конструктора Ковалева: «Авария, произошедшая на «Курске», не может повториться на «Акуле». Даже если торпеда взорвется внутри субмарины, благодаря тому, что она находится внутри отдельного модуля, не будет серьезных повреждений носовой части и гибели всего экипажа.»

проект 941

В общей сложности «Акула» имеет 19 водонепроницаемых камер и две спасательные камеры для эвакуации всего экипажа. Они расположены под основанием командного пункта, рядом с корпусом выдвижного блока.

Силовая двигательная установка

Многотонная подводная лодка приводится в движение ядерной двигательной установкой, сконструированной по блочному принципу.

Вместе с рядом других устройств, соединенных конструкторами, это делает «Акулу» мобильной:

  1. Водо-водяной реактор, 190 МВт — 2 блока.
  2. Паротурбинная установка, имеющаяся в каждом корпусе — 2 единицы.
  3. Двухкаскадное растение — 1 шт.
  4. Семилопастный винт фиксированного шага с установленными кольцевыми обтекателями (фенестронами) — 2шт.

Кроме того, имеются 2 резервных двигателя мощностью 190 кВт каждый, они могут обеспечить непрерывную работу субмарины в случае остановки основных судов в течение нескольких часов.

Для маневрирования в ограниченном пространстве имеются 2 отдельных двигателя мощностью 750 кВт, установленных в гребном винте, с собственным гребным винтом, установленным на каждом борту судна.

Все для безопасности

По мнению большинства экспертов, в рамках проекта 941 было сделано невероятно много для обеспечения безопасности судна и экипажа. Различные технические решения опередили свое время и, вероятно, будут использоваться в конструкциях стручков будущего.

Конструкция самой лодки уже предусматривала взаимозаменяемость компонентов, изоляцию отдельных узлов и максимальную безопасность. Например, изолированный торпедный отсек позволял «Акуле» сохранять плавучесть даже в случае неудачного взрыва торпеды. Повреждение одного из прочных корпусов также гарантирует, что корабль не будет уничтожен.

Ядерные реакторы были оснащены устройствами автоматического отключения в случае потери мощности и импульсного управления. Расположение ракетных шахт вне прочных корпусов также способствовало безопасности. Например, 27 сентября 1991 года на архангельском ТК-17 произошла чрезвычайная авария: во время учебного пуска учебная ракета взорвалась и сгорела в шахте. На обычном однокорпусном судне такая авария могла бы стать фатальной, но «Архангельск» доплыл до порта на своей собственной мощности и отделался незначительным ремонтом.

На случай, если борьба корабля за выживание окажется безнадежной, проект предусматривал автономные плавучие спасательные камеры, способные вместить весь экипаж.

Размеры подводных лодок в сравнении

российские подводные лодки
российские подводные лодки

Подводные лодки класса «Огайо», серия кораблей в США, предназначенных для перевозки стратегических ракет, выделяются как главный конкурент проекта 941. Оба проекта были разработаны примерно в одно и то же время.

По своим размерам Ohio не сильно уступает Shark — 170,7 м в длину, 12,8 м в ширину и 11,1 м в осадке. Водоизмещение значительно отличается: американская подводная лодка весит 16746 и 18750 тонн над и под водой соответственно.

Несмотря на меньшие размеры, американская подлодка несет 24 баллистические ракеты Trident II D5. Его ключевым преимуществом является модульная система отдельных блоков, что облегчает постепенную модернизацию подлодки.

«Огайо» – 170,7 х 12,8 м

ВМС США
Эти гиганты являются самыми большими подводными лодками США и составляют основу стратегических ядерных наступательных сил США. Им регулярно приходится выполнять боевое патрулирование, проводя в море 60% своего времени. Размеры Ohio составляют 170,7 м и 12,8 м (длина и ширина соответственно).

Первая подводная лодка этой серии была введена в эксплуатацию в ноябре 1981 года. Все остальные подводные лодки были названы в честь американских штатов, за исключением USS Henry M. Jackson, которая была названа в честь сенатора.

Эти подводные лодки способны нести более двадцати ракет Trident II и более 150 крылатых ракет Tomahawk. Их вооружение также включает четыре 533-мм торпедных аппарата.

Технические характеристики

Открытые пусковые шахты

Технические характеристики подводных лодок проекта 941 являются самыми выдающимися в мире. Гигантские размеры в сочетании с надежной компоновкой и огневой мощью делают любой такой крейсер надежным средством ядерного сдерживания.

Водо-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт

Атомная электростанция относится к модульному типу. Он состоит из двух водоохлаждаемых реакторов ОК-650 на тепловых нейтронах. Тепловая мощность каждой составляет 190 МВт, общая мощность вала — 2х50000 л.с.

Турбина

Подводная лодка «Акула» имеет две паротурбинные установки. Каждый из них расположен в кормовых отсеках главных корпусов, что повысило живучесть подводной лодки. Двухкаскадные резиновые кабельные демпферы и блоки обеспечивают виброизоляцию агрегатов, снижая общий уровень шума.

Движитель

«Акула» имеет два низкоскоростных семилопастных винта фиксированного шага. Для снижения создаваемого шума пропеллеры помещены в кольцевые кожухи (фенестроны).

Резервные средства движения

Резервные двигательные средства подводной лодки проекта 941 включают два дизель-генератора ASDG-800 мощностью 800 кВт, два двигателя постоянного тока мощностью 190 кВт и свинцово-кислотную аккумуляторную батарею. Для маневрирования в ограниченном пространстве предусмотрены два подруливающих устройства с двигателями мощностью 750 кВт и поворотные подруливающие устройства. Они расположены в носовой и кормовой частях.

Радиоэлектронное оборудование

Изначально Shark был разработан для полярной службы.

Электронное оборудование и вооружение включает следующие системы:

  • Омнибусная боевая информационно-управляющая система;
  • Гидроакустическая система «Скат-КС», которая на ТК-208 была заменена на «Скат-3»;
  • Гидроакустическая станция поиска мин MG-519 «Арфа»;
  • Эхолот MG-518 «Север»;
  • Радиолокационная система МРКП-58 «Буран»;
  • Навигационная система «Симфония»;
  • Комплекс радиосвязи «Молния-Л1» и система спутниковой связи «Цунами»;
  • Телевизионный комплекс МТК-100.

Также предусмотрены две всплывающие антенны буйкового типа. Они позволяют принимать сигналы, сообщения и обозначения целей на глубине 150 м, а также подо льдом.

Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения

Подводные лодки «Акула» имеют следующие скорости

  • надводная скорость — 12 узлов;
  • скорость подводной лодки — 25 узлов (46,3 км/ч);
  • автономная навигация — до 6 месяцев.

Надводное водоизмещение составляет 23 200 тонн, подводное водоизмещение — 48 000 тонн. Эти подводные лодки в шутку называют подводными крыльями, поскольку при погружении половина их веса приходится на балластную воду.

Глубины погружения

Подводные лодки проекта 941 могут погружаться на глубину до 500 м. Оперативная глубина составляет 400 м, радиосвязь обеспечивается до 150 м, баллистические ракеты могут быть выпущены до 55 м.

Размеры

Размеры подводной лодки проекта 941 следующие:

  • длина ватерлинии — 172,8 м;
  • Ширина корпуса — 23,3 м
  • Осадка по ватерлинии — 11,2 м.

Благодаря этим параметрам, «Акула» — это самая большая в мире подводная лодка, специально предназначенная для перевозки ракет Р-39, с экипажем 160 человек, включая 52 офицера.

Боевой потенциал

Силы подводной лодки
Пусковые колодцы атомных подводных лодок «Тайфун

В случае ядерного конфликта «Тайфун» может одновременно выпустить по противнику 20 ракет Р-39 с ядерными двигателями, каждая из которых оснащена десятью 200-килотонными боеголовками залпового огня. Такой ядерный тайфун может превратить все Восточное побережье США в пустыню в течение нескольких минут.

Пуск ракеты с атомной подводной лодки

Помимо баллистических ракет, корабль нес более двух десятков обычных и ракетных торпед и мобильные комплексы ПВО «Игла». Транспортный корабль «Александр Брыкин» водоизмещением 16 000 тонн, рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ, был разработан специально для оснащения «Тайфунов» ракетами и торпедами.

Проект 971 «Щука-Б» – 110,3 х 13,6 м

Проект 971
Советский Союз есть за что критиковать, но только не за его слабые армию и флот. Именно СССР построил одну из самых больших в мире атомных подводных лодок «Щука-Б». В отличие от «Кондоров», корпус этой подводной лодки был изготовлен из легированной стали. Длина этой массивной стальной «рыбы» составляет чуть более 110 метров, а ширина — более 13 метров.

Проект «Щука-Б» (1983-2001 гг.) выполнялся на машиностроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске и несколько раз пересматривался. Усовершенствованные лодки были названы западными военными чиновниками «Улучшенная Акула», или «Акула-II». Самая модернизированная подводная лодка, К-335 «Гепард», получила западное название «Акула-III». ВМС Индии также эксплуатируют один из модернизированных «Шук-Б» (K-152 «Нерпа»). На нем отсутствует система SOX и возможность запуска акустических контрмер.

В 2017 году на вооружении оставались четыре подводные лодки класса «Щука-Б». Каждый из них оснащен четырьмя 650-мм торпедными установками, четырьмя 533-мм ТА, ИРС «Калибр-ПЛ» и переносными мобильными комплексами ПВО «Стрела-3М».

Компоновка и размеры

Проект атомной подводной лодки

Особого внимания заслуживают размеры и планировка гигантской атомной подводной лодки. Под оболочкой легкого корпуса скрывался не совсем типичный «катамаран» с 2 массивными корпусами, расположенными параллельно. Герметичные капсулы были созданы для торпедного отсека и центральной станции с прилегающим к ней отсеком радиовооружения.

Проект 941 Тайфун

Все 19 отсеков лодки сообщались между собой. Горизонтально складывающиеся рули Shark располагались в носовой части лодки. Рубка была значительно усилена округлой крышкой и специальными укреплениями на случай затопления льдом.

Акула SS

«Акула» поражает своими гигантскими размерами. Недаром она считается самой большой подводной лодкой в мире: ее длина почти 173 метра эквивалентна двум футбольным полям. Что касается подводного водоизмещения, то здесь не обошлось без рекорда — около 50 000 тонн, что почти в три раза превышает соответствующие показатели USS Ohio.

Атомная подводная лодка

На пролом!

Существует мнение, что рекордные размеры «Акул» имели свои преимущества. В частности, при всплытии в высоких полярных широтах подводная лодка якобы могла не искать отверстия во льду, а ломать лед своим мощным корпусом. Реальность несколько иная. В 1990 году ракетоносная подводная лодка ТК-202 предприняла более 10 попыток выйти на поверхность через корку твердого льда, и не все они были успешными. Как вспоминают участники экспериментального рейса, всплытие было на грани срыва, и корабль быстро исчерпал запас сжатого воздуха. А по возвращении на базу были обнаружены многочисленные повреждения легкого корпуса, пластикового обтекателя гидроакустической станции, выдвижного оборудования и подвесной арматуры.

Водовозы

Ведущая «Акула» — ТК-208, поступившая на флот в декабре 1982 года, была сразу же названа «водным судном». Однако военные финансисты не шутили. Расходы на техническое обслуживание и капитальный ремонт одной лодки как минимум вдвое превышали эксплуатационные расходы строящихся подводных лодок проекта 667 BDR Kalmar и новых подводных лодок проекта 667 BDRM Dolphin. В то же время, Dolphin нес всего на четыре ракеты (жидкостные Р-29РМ) меньше, чем Shark. А характеристики ракет с точки зрения полезной нагрузки и дальности полета были практически одинаковыми.

Большой вес Р-39 создал для военно-морского командования еще одну проблему — ракету нельзя было поднять ни одним краном, используемым на флоте. Для того чтобы справиться с «акулами», конструкторы построили двухопорный козловой кран грузоподъемностью 125 тонн. Один из них был установлен на ракетной базе Беломорской военно-морской станции в Северодвинске, другой — на постоянной базе «акула» в литовской Западле.  Для транспортировки и погрузки ракет в шахты подводных лодок в начале 1980-х годов был спущен на воду специальный корабль — ракетный катер «Александр Брыкин», водоизмещением 16 000 тонн.

Еще одним дорогостоящим строительным проектом для «Акулы» является плавучий док ПД-50, построенный в 1980 году в Швеции по заказу ВМФ СССР. И по сей день он считается одним из самых больших в мире.

Проект 945А «Кондор» – 110,5 х 12,2 м

Проект 945A
Первая, но не единственная среди крупнейших подводных лодок России. На сегодняшний день в эксплуатации находятся два «Кондора» длиной 110,5 м и шириной 12,2 м.

Корпус подводных лодок класса «Кондор» изготовлен из легкого и прочного титана, что позволяет кораблю достигать больших глубин и снижает уровень издаваемого шума. Кондоры» могут похвастаться шестью 533-мм торпедными установками, 40 торпедными аппаратами, крылатыми ракетами S-10 Grenade и восемью ПЗРК «Игла» и «Игла».

Вооружение

Подводная лодка «Акула» оснащена основным и вспомогательным вооружением, предназначенным для уничтожения целей противника, находящихся в прямой видимости или на расстоянии более 8 000 км.

Основное

Эта подводная лодка оснащена баллистическими ракетами Д-19 стартовой массой 90 т и длиной 17 м. Дальность полета в боевом варианте составляет 8 300 км с разделительным отсеком для 10 боеголовок по 100 килотонн каждая.

На протяжении всей истории применения этого оружия подводная лодка проекта 941 и ее последующие модификации были его единственным носителем; других аналогов, способных принять такое количество взрывчатого вещества, не существует.

Полный боекомплект выстреливается одним выстрелом или последовательными залпами, как на поверхности, так и из погруженного состояния. Максимальная глубина погружения D-19 составляет 56 м, при этом погодные ограничения отсутствуют.

Всего на борту подводной лодки «Акула» имеется 20 таких ракет, хотя первоначально Ковалев планировал установить 24, но командующий флотом С.Г. Горшков решил остановиться на 20.

Второстепенное

Помимо стратегического оружия, на борту подводной лодки имеется противоминный комплекс, шесть торпедных аппаратов с 533-мм стволами для огневой поддержки ракето-торпед, восемь ПЗРК «Игла-1» и ряд радиоэлектронного вооружения:

  1. «Омнибус», информационная система военизированного контроля.
  2. «Скат-КС» — гидролокационная система.
  3. «Арфа МГ-519», гидроакустическая система для поиска мин.
  4. «Север МГ-518», эхолот для измерения толщины льда.
  5. «БуранМРКП-58» — радиолокационная установка.
  6. «Симфония», навигационное устройство.
  7. «Молния Л-1», блок радиосвязи, оснащенный спутниковой системой «Цунами».
  8. МТК-100, телевизионная установка.
  9. 2 антенны — буйки, которые, когда лодка находится на глубине более 150 м, всплывают и принимают радиосигналы и информацию со спутника.

Холодная война, начавшаяся после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и продолжавшаяся в течение длительной гонки вооружений между двумя мировыми державами, закончилась отчасти благодаря подводным лодкам серии «Акула».

Внушительные размеры корабля и огромный арсенал на его борту, позволявший в любой момент выпустить залп из 20 ракет в любую точку мира, позволили урегулировать давний конфликт и положить ему конец, подписав мирный договор.

Тактико-технические характеристики

Как выразился начальник штаба Северного флота, впервые посетивший Акулово: — «Выставив его на всеобщее обозрение в качестве памятника, вы можете быть уверены, что, увидев его, человечество навсегда избавится от идеи развития войны».

От посторонних глаз скрыт даже не огромный потенциал и сложное вооружение, а внешний вид и устрашающие размеры корабля.

Ознакомьтесь с его техническими характеристиками в таблице ниже:

Тип судна TRKSN
Поверхностная скорость, узел 13
Скорость погружения, узлов 26
Водоизмещение (над водой), t 23 100
Водоизмещение (под водой), t 49 000
Длина, м 172,9
Ширина, м 23,4
Высота, м 23,4
Рекомендуемая глубина погружения, м 400
Максимальная глубина погружения, м 500
Экипаж/офицеры 160/ 52
Продолжительность автономной навигации, дни 180

Подводный отель

Из-за размеров судна дизайнеры не были ограничены в пространстве при проектировании внутренних помещений, в том числе тех, которые предназначены для повышения комфорта экипажа.

Самые большие подводные лодки в мире. Рассказываем о проекте

На борту «Акул» имелся тренажерный зал, сауна из дубовых досок, бассейн 2х4 м глубиной 2 м, 4 душевые кабины, 9 гальюнов и даже отдельная комната для курения. Экипаж размещался в каютах на 2, 4 и 6 человек с письменными столами, книжными шкафами, гардеробами, умывальниками и телевизорами. Оборудование экипажа обеспечивало очень высокую степень автономности во время плавания. Подводная лодка может нести вахту под арктическими льдами до шести месяцев.

Такого комфорта на подводных лодках еще не было. По этой причине моряки неофициально прозвали корабли этой серии «плавучим Хилтоном».

Достоинства и недостатки

«Акула на якоре».

С появлением высокоточных стратегических баллистических ракет стационарные пусковые шахты стали терять свое значение с точки зрения гарантированного ответного удара. Для восстановления этого потенциала были разработаны атомные подводные крейсера проекта 941.

Преимущества подводных лодок Shark заключаются в трех ключевых аспектах:

  • Способность нести службу в Арктике, в том числе на ледяных шельфах;
  • Тяжелая Р-39, не имеющая аналогов среди стратегических транспортных ракет
  • Повышение безопасности и живучести экипажа и подводной лодки благодаря конструктивной схеме.

Появление этих крейсеров на вооружении советского флота побудило США подписать договор ДОВСЕ-2, и именно эти корабли обеспечили паритет мировых держав в холодной войне, их изображения до сих пор внушают трепет и страх перед возможной ядерной войной.

Недостатки проекта 941 имеют под собой спорную основу. Были высказаны претензии к размерам, вызванные низким качеством твердого топлива R-39, управляемости и контролируемости подлодки, шуму и высокой стоимости. В современном анализе существует мнение, что для СССР было важнее показать масштаб и мощь, чем практическую эффективность и целесообразность.

Однако сравнение спецификации с зарубежными и отечественными аналогами показывает, что большинство этих претензий не имеют под собой никаких оснований. Существуют некоторые проблемы с шумом и стоимостью, но они находятся в приемлемых пределах с поправкой на время разработки и пропорциональность.

Основные цели и задания

Подводные лодки проекта 941 «Акула» являются атомными стратегическими крейсерами. Помимо основного вооружения, они несут на борту межконтинентальные твердотопливные баллистические ракеты. Мобильность этих судов позволяет им уклоняться от атак противника и достигать нужной огневой точки.

Это гарантирует ответный ядерный удар в случае применения ядерного оружия. В сочетании с другими средствами сдерживания наличие таких подводных лодок на вооружении ведущих держав обеспечивает определенный военный паритет.

В тактические задачи этой атомной подводной лодки входило патрулирование, участие в учениях и испытание нового оружия. Из-за своих размеров подводная лодка не была предназначена для активного участия в морских боях в составе флотов.

«Дельта» – 167,4 х 11,7 м

Подводная лодка
Это собирательный термин для обозначения четырех типов стратегических атомных подводных лодок, собранных в СССР. Кодовые названия проектов следующие:

  1. «Мурена».
  2. «Мурена-М».
  3. «Кальмар».
  4. «Дельфин».

Последняя модификация, «Дельфин», имеет длину 167,4 метра и ширину 11,7 метра. Эта большая стальная рыба была введена в эксплуатацию в декабре 1984 года. Из семи построенных «Дельфинов» пять до сих пор числятся в составе ВМФ России.

Враги «Дельфинов» будут недовольны, поскольку они оснащены четырьмя 533-мм ТА, 12 торпедами, 16 баллистическими ракетами и от четырех до восьми ПЗРК «Игла» и «Игла-1».

«Сивулф» – 107,6 х 12.2 м


Эта серия атомных подводных лодок строилась для ВМС США с 1989 по 1998 г. «Морские волки» стали ответом на строительство в Советском Союзе подводных лодок проекта 971 «Щука-Б». Всего было построено три корабля, хотя первоначальный план предусматривал строительство 12 подводных лодок этой серии.

Сивульфы имеют длину 107,6 м и ширину 12,2 м соответственно. Эти подводные лодки оснащены одним ядерным реактором и развивают скорость 18 узлов.

Вооружение, установленное на американских подводных лодках, включает восемь 660-мм торпедных аппаратов, 50 торпед или ракет и 50 крылатых ракет «Томагавк».

«Триумфан» – 138 х 12,5 м


Солнечная Франция — одна из немногих европейских стран, которая может позволить себе построить огромную, тяжелую и дорогую подводную лодку. В период с 1989 по 2009 год были построены четыре подводные лодки класса «Триумфант» длиной 138 метров и шириной 12,5 метров. Первоначально планировалось построить шесть, но планы французского флота изменились в связи с распадом Советского Союза.

«Триумфы» вооружены четырьмя 533-мм торпедными аппаратами, 10 торпедами, восемью крылатыми ракетами Exocet SM39, запускаемыми с ТА, и ракетами M45 и M51.

Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м

Проект 941
Известные на Западе как класс «Тайфун», а российским морякам как «Акула», эти величественные стальные гиганты были разработаны в качестве противовеса американским подводным лодкам класса «Огайо» во время холодной войны.

Имея длину 172,8 метра и ширину 23,3 метра, «монстры» обладали надводным и подводным водоизмещением 23 200 тонн и 48 000 тонн соответственно, что больше, чем у их конкурентов — американских подводных лодок. Их высота (26 метров) была сопоставима с высотой девятиэтажного здания.

По сути, миссия «Акул» заключалась в том, чтобы вызвать ядерный апокалипсис на Западе, если холодная война перейдет в горячую фазу.

Проект 941
Свое хищное прозвище крупнейшая в мире атомная подводная лодка получила благодаря изображению акулы, нарисованному перед первым запуском, который состоялся в сентябре 1980 года.


Внутри легкого корпуса гигантской подводной лодки находятся пять жилых корпусов. В случае неисправности в одном из корпусов экипаж, находящийся в других корпусах, будет в безопасности, а вспомогательное оборудование продолжит работу.

Два ядерных реактора обеспечивают эти стратегические подводные крейсера энергией, необходимой для достижения максимальной подводной скорости около 25 узлов.

Схема проекта 941
Вместо того чтобы постоянно перемещаться по морям и океанам, «Акулы» были спроектированы таким образом, чтобы оставаться к северу от Полярного круга в течение шести месяцев, ожидая команды для запуска своего «прощального салюта миру». — Баллистические ракеты R-39 Variant.

Учитывая длительность и характер своей миссии, этот советский атомный ракетный крейсер был спроектирован с учетом комфорта экипажа. На самом деле, жилые помещения на «Акулах» были настолько роскошными, что моряки советского (а затем и российского) флота дали этим огромным кораблям прозвище «плавучие Хилтоны».

Фотография интерьера проекта 941
Вместо утилитарной стальной мебели с минимальной обивкой в интерьере «Акулы» есть удобные мягкие кресла, двери во всю длину, полностью оборудованный тренажерный зал, бассейн с пресной или соленой водой, солярий и даже сауна со стенами из дубовых досок. В каютах экипажа имеются телевизоры, умывальники и кондиционеры.

Однако триумф огромных и грозных «Акул» был недолгим. Из семи запланированных подводных лодок шесть были построены в 1980-х гг. и выведены из эксплуатации менее чем через десять лет, в 1990-х гг. Российское правительство просто не могло позволить себе содержать в строю самые большие в мире ракетные подводные лодки.


Сегодня в эксплуатации находится только одна модернизированная «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской». Крупнейшая в мире подводная лодка служит полигоном для испытания современных баллистических ракет подводного базирования (БРПЛ «Булава»).

Модификации

Как упоминалось ранее, первая подводная лодка «Акула» была спущена на воду в декабре 1981 года.

Первоначально планировалось построить 7 подобных судов, но из-за соглашения об ограничении количества стратегических вооружений Советы ограничились 6.

Работы над 7-й моделью ТК-210 были остановлены, а корпус разобран для утилизации.

Собранные и используемые модификации показаны ниже:

  • ТК-208 «Дмитрий Донской», строительство начато 17.06.1976, запущен 4 года спустя. В 2002 году он был выведен из эксплуатации для очередной модернизации. В настоящее время он перевооружен на новый тип оружия «Булава».
  • ТК-202, облетанный в 1982 году, был принят на вооружение ВМС на 1 год позже, только в 1983 году. После 22 лет службы он был распилен на металлолом.
  • ТК-12 «Симбирск» находился на вооружении с 1983 по 1998 год, после чего был сдан на слом. В 2005 году судно было доставлено в Северодвинск и сдано на слом американцам.
  • ТК-13, поступивший на вооружение в 1985 году, прослужил до 2007 года, после чего был списан на металлолом. К настоящему времени она полностью демонтирована и переработана, а ядерный реактор перевезен на длительное хранение за Полярный круг.
  • ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северный» были выведены из состава ВМФ России в 2006 году. Решение об их дальнейшей судьбе еще не принято.

Почти все более поздние модификации «Акулы», разработанные Советским Союзом, были утеряны. На сегодняшний день только 2 находятся под вопросом и 1 работает. Все остальные были демонтированы. Главной причиной стали итоги переговоров о сокращении ядерных вооружений и окончание холодной войны. На сегодняшний день все запасы баллистических ракет Д-19 демонтированы, и нет ни причин, ни мотивации для их дальнейшего производства.

Интересные факты

Поверхностное мнение о том, что подводные лодки проекта 971 принадлежат компании Shark, ошибочно. Модель является индивидуальной разработкой генерального конструктора Чернышева и Фарафонтова и их соратников.

Подводная лодка Shark Tank

Разработка получила обозначение «Щука-Б», основанное на ранних работах над проектом 941 «Барракуда». В то же время НАТО назвало его преемником советского гиганта и обозначило как подводную лодку Shark (Acula).

Помимо этого, есть еще несколько интересных нюансов, связанных с подводной лодкой:

  1. Технические характеристики модели 941 настолько впечатляют, что до сих пор не создано ни одного аналога.
  2. Длина корабля превышает размеры самого большого самолета AN 225 ровно в 2 раза.
  3. В Северодвинске пришлось построить новый цех, который стал крупнейшим производственным объектом в мире.
  4. Члены экипажа одной из модификаций рассказывают, что после первого взлета на теплой воде произошел интересный инцидент. Когда запустились двигатели, рядом с кабиной зависла настоящая акула. Как только двигатели подводной лодки заработали на полную мощность, лодка и акула начали двигаться одновременно. После этого факта моряки подводной лодки были уверены в названии своего судна.

История строительства таких кораблей закончилась так же внезапно, как и началась. На сегодняшний день из 7 моделей подводных лодок в строю остается только «Дмитрий Донской».

Корабль был модернизирован и прошел капитальный ремонт, длившийся несколько лет, в результате чего он остается в составе ВМС страны как минимум до 2020 года.

Проект 955 «Борей» – 170 х 13,5 м

Проект 955
Номер два в списке самых больших подводных лодок — снова российская разработка, одна из самых передовых в мире. Проект «Борей» был запущен в 2011 году, а в мае 2018 года было объявлено, что до 2027 года планируется построить 14 судов этого типа.

В долгосрочной перспективе именно Борей заменит номер один и номер четыре в нашем списке.

Размеры подводной лодки составляют 170 метров в длину и 13,5 метров в ширину. Этот гладкий, смертоносный красавец может двигаться под водой со скоростью 29 узлов и оснащен шестью 533-мм торпедными установками, шестью 324-мм гидроакустическими установками, торпедами, торпедными ракетами и крылатыми ракетами (включая «Оникс» и «Калибрас»), а также 16 пусковыми установками «Булава».

«Вэнгард» – 149,9 х 12,8 м


Гордость британского флота, длина которого составляет более 149 метров, а ширина — более 12 метров. Серия Vanguard состоит из четырех атомных подводных лодок, история которых началась в 1990-х гг. Они были построены в огромном крытом эллинге (строительной или ремонтной мастерской) длиной 260 м и шириной 58 м. Его размеры позволяли строить не только атомные подводные лодки, но и эсминцы с управляемыми ракетами.

Первоначально планировалось построить шесть или даже семь подводных лодок, но после распада СССР у Великобритании и других стран НАТО отпала необходимость в большом количестве подводных лодок в качестве средства ядерного сдерживания.

Vanguards несут четыре 533-мм ТА, 16 баллистических ракет Trident II D5 и телеуправляемые торпеды Spearfish или Tigerfish.

Конструкционная специфика корпуса

Диаграмма

Компоновка корпуса

Общая конструкция подводных лодок проекта 941 «Акула» состоит из пяти отдельных прочных корпусов, соединенных единым внешним корпусом. Два из них считаются ядрами, диаметр которых в некоторых местах достигает 10 м. Впереди между ними находятся ракетные шахты.

Основные корпуса имеют проходы в передней, средней и задней частях лодки. Всего предусмотрено 19 водонепроницаемых отсеков. В основании рубки находятся два всплывающих отсека, предназначенных для эвакуации всего экипажа.

Помимо двух основных корпусов, есть три дополнительных — торпедный отсек, модуль управления и механический отсек. Все они изолированы друг от друга, что повышает пожарную безопасность и выживаемость подводной лодки в чрезвычайных ситуациях.

Внешний легкий корпус выполнен из стали и имеет нерезонирующее, звукопоглощающее и антибликовое резиновое покрытие. Прочная обшивка корпуса изготовлена из титановых сплавов. Особое внимание было уделено рубке, поскольку направляющие рубки способны пробивать полярный лед толщиной до 2,5 м.

Подводная лодка имеет крестообразную корму с горизонтальными рулями за гребными винтами. Передние горизонтальные рули являются выдвижными.

Для экипажа предусмотрено комфортабельное жилье. На судне есть комната отдыха, тренажерный зал, бассейн 4х2х2 м, солярий, сауна, «живая» зона, две каюты для офицеров и матросов. Мичманы размещаются в каютах небольшой площади, офицеры — в двух- и четырехместных каютах с санузлами, телевизорами и кондиционерами.

Реакторный и турбинные отсеки

Реакторная и турбинная камеры расположены в кормовой части двух главных корпусов. В кормовой части между турбинными отделениями имеется отдельный шлюз.

Три носовых отсека

Два носовых отсека главных корпусов являются гидроакустическими. Между ними в изолированном корпусе находится торпедный отсек. Смежные отсеки основного корпуса являются ракетными отсеками.

Три прилегающих к главному командному пункту

Три смежных отсека главного командного пункта обеспечивают живучесть лодки. Здесь же находятся всплывающие спасательные камеры.

Надежно изолированный носовой корпус торпедного отсека

Торпедный отсек изолирован от основных корпусов сплошной обшивкой. По словам главного конструктора С.Н. Ковалева, ситуация, постигшая атомную подводную лодку «Курск» после взрыва торпеды, не имела бы таких катастрофических последствий для «Акулы».

Корпус для размещения ГКП и радиотехнического оборудования

Главный командный пункт (ГКП) расположен в центральной части, в рубке. Он имеет изолированный от других отсеков корпус. Все радиооборудование, обеспечивающее управление лодкой, расположено в одном месте.

Читайте также: ВПО-221 Ланкастер – охотничий карабин серии «Вепрь» от Молот-Оружие

Кормовой переходной корпус общей длиной 30 метров

Переходный корпус в кормовой части — технические отсеки, от реакторного до турбинного отделения. Отдельной изоляции от общих отсеков нет, но есть герметичное уплотнение.

Оцените статью
Военное дело
Adblock
detector