Ниппон КэмпоДодзё – что такое додзё? Додзёкун

Боевые искусства

Что такое додзё

Не все последователи японских систем боевых искусств, особенно таких массовых, как, например, каратэ или дзюдо, имеют представление о том, что такое настоящее додзё и какова его истинная роль во всей системе воспитания воина — будо. .  Что же говорить о начинающих или практикующих восточные, но не японские боевые искусства? Западные люди считают, что если боевые искусства — это спорт, то додзё — это своего рода спортзал со всеми атрибутами: раздевалкой, душем, спортивными матами и другим подобным оборудованием.

Такое представление так же далеко от истины, как Земля от Марса. Обе планеты, предположительно, являются планетами Солнечной системы, но условия для жизни на них совершенно разные.  Стрельба, кстати, тоже спорт, но место для стрельбы — тир — совсем не похоже на спортзал. Точно так же японское додзё, или место для занятий японскими боевыми искусствами, мало похоже на традиционный спортзал, хотя бы потому, что японские системы рукопашного боя направлены не столько на совершенствование физического тела человека, сколько на совершенствование его духа. Важен дух, духовная составляющая! Выносливость японских солдат, которая для европейцев и американцев граничит с безумием, хорошо известна всем. Не зря изначально термин додзё — (японское 道場 do:jyo — место, где ищут путь) был местом для медитации и различных духовных практик в японском буддизме и синтоизме.

Dojokun

Бутокуден Додзё, Киото

Отношение к додзё

Такого или подобного понятия, как додзё, и такого подхода к месту рукопашного боя нет ни в одном другом боевом искусстве, ни западном, ни восточном. Такого нет ни в китайском кунг-фу, ни в английском боксе, ни в казахском куреше. Это уникально для Японии: карате, дзюдо, айкидо, сумо, кэндо, джиу-джитсу — практически все школы боевых искусств с оружием или без него, и, конечно, японское кэмпо — ниппон-кэмпо, подходят к тренировочной площадке с благоговением.

Вход в додзё

При входе в додзё обязательно наличие шкафчиков для обуви.

При входе в каждое додзё каждый должен снять обувь и поставить ее на специальную деревянную полку и в шкафчики. При входе в зал обязателен традиционный поклон стоя, называемый додзё-рай (приветствие додзё).  При выходе из додзё-рай также обязателен: стоять лицом к додзё и спиной к выходу. Западному человеку постоянные поклоны могут показаться легкомысленными и ненужными, театральными. Да, церемония посещения додзё в корне противоречит нашему пониманию и отношению к месту физических упражнений. Для японцев само упражнение, не только в рукопашном бою, является таинством, искусством постижения знаний (гэко), и они относятся к нему чрезвычайно серьезно и уважительно. «Театр начинается с вешалки». — помните эти слова Станиславского? Сама церемония дисциплинирует занимающегося, настраивает его на занятие, позволяет подойти к началу упражнения полностью сконцентрированным и провести тренировку максимально эффективно.

Бутокуден Додзё Киото

Бутокуден додзё в Киото, 2017 год.

Рэйги – взаимоотношения  в додзё

Понятия додзё (место для тренировок) и рэйги (этикет, протокол взаимоотношений) тесно связаны между собой.  В основе reigi лежит rei (поклон) — жест, выражающий уважение. В старые времена только этикет был той тонкой гранью, которая отделяла жизнь от смерти.  Изучая свой путь в додзё, все ученики и учителя устанавливают отношения друг с другом, чтобы, объединяя усилия с разных сторон, стремиться к одной цели — пониманию боевого искусства.  Кстати, в японских додзё и в японских боевых искусствах нет тренеров. Они учителя и ученики, а не спортсмены. Мы же не называем учителя, который учит нашего ребенка алгебре и геометрии, репетитором по математике? Японцы также считают неправильным называть тренером человека, который обучает вас боевому искусству. Это искусство! Вот почему это Мастер с большой буквы. Проявляя уважение к учителю, ученики тем самым проявляют уважение к знаниям и навыкам, которые им прививаются вниманием к любым словам учителя.  Слово учителя становится сильнее любых страхов, тревог и мыслей типа «я больше не могу». Соблюдая правила этикета рэйги, они учатся контролировать свои эмоции, оставаться спокойными и сосредоточенными во время занятий и полностью концентрироваться на работе над собой в додзё. Иерархия отношений, регулируемых этикетом рейги в Ниппон Кемпо, как и во всех японских боевых искусствах, такова:

В додзё есть учителя, сенсей (яп. 先生 сенсей, дословно «рожденный раньше», «первенец», «старший»), старшие опытные ученики, сенпай (яп. 先輩 дословно «товарищ, стоящий впереди») и кохай (яп. 後輩 ко:хай, дословно «товарищ, стоящий сзади»).

Кю-Бутокуден

Занятия по ниппон-кемпо в Бутокуден Додзё, Киото

Это часть kodansha, японской многоуровневой системы оценок, которая также используется в обычном японском обществе.

Коданша (kodansha/kyudansha) — японская система квалификации, степень мастерства учащихся. Она указывает на степень достижений практикующего будо в виде ранга ученика (кю) и уровня мастерства (дан).

Взаимотношения сэмпаев и кохаев в додзё

Уровни учеников в самурайском додзё — кохай не имеют никакого отношения к ученическим рангам кю, поясам и данам мастеров. Ранг кохай-семпай определяет только степень опыта человека, практикующего будо, и его отношение к ученикам в додзё. Тот, кто практикует дольше, — сампай; тот, кто практикует меньше, — кохай. Кохай может иметь более высокий кю, чем сэмпай, но это ничего не меняет в додзё — кохай остается кохаем, сэмпай — сэмпаем.  Семпаи считаются самыми старшими учениками в додзё. Они обучают младших учеников этикету рэйги, правилам и манерам поведения в додзё, а также следят за их соблюдением.

Додзё Казахстан 2014.

Ниппон Кампо додзё в Алматы, Казахстан, 2014 г.

В дополнение к этой градации существует еще одна, которая не связана с тем, кто кого учит, но определяет степень приверженности ученика к Будо в целом, к этой школе и к этому конкретному додзё. Только что пришедшие ученики с белыми и цветными поясами называются муданша (японский: 無段者).  Проведя некоторое время в практике и поняв, что это тот путь, который они искали, они будут признаны учениками, которые твердо встали на Путь Воина. Таких учеников называют юданша (有段者).

Додзё

Учитель и ученик

Взаимоотношения между сэнсеем и учениками

Став учеником Мастера, ученик обязуется соблюдать три основных принципа обучения: гири, несин и дзитоку. Гири означает принятие ответственности за свои действия и обещания. Несин означает неизменное усердие и стремление к знаниям. Дзитоку говорит, что ученик учится сам, чтобы правильно понимать боевое искусство, не слепо подражая кому-либо, а постоянно анализируя собственное поведение. Результат правильного обучения и следования этим трем принципам будет виден в уровне шисей, достигнутом учеником через некоторое время.

Шисей, или постоянная готовность к встрече с опасностью, — это единство физической подготовки и психологического настроя. Это один из трех принципов Ниппон Кенпо, наряду с кинто (естественное усилие) и коку (правильное сочетание энергии и дыхания).

Додзё и ученик

В ниппонском кэмпо отношения между учеником и учителем строятся на осознании и понимании древнего самурайского кодекса чести Бусидо.

Ученик относится к своему додзё как ко второму дому, поскольку проводит там большую часть своей жизни. Такое отношение создает атмосферу истинного боевого духа, духа истинного будо (Син 性). В боевых искусствах «син» означает «духовное отношение». Это один из трех основных принципов будо: вадза 技 (техника), ки 気 (энергия) и син (дух). Люди, которые не уважают законы додзё и для которых ярлык «рэйги» кажется ненужным театральным представлением, не могут по праву стать членами «додзё».

Из чего состоит додзё

Каждое додзё состоит из нескольких зон или отдельных комнат. Первая зона — это вход в додзё. Здесь есть специальные шкафчики для обуви. После смены обуви учащийся проходит во вторую зону — гардероб. Рядом с гардеробом находятся туалеты и душевые. Эти подсобные помещения часто украшены различными картинами и какеэмоно.

Какэмоно (японский: 掛物 ) — это вертикально подвешенный свиток из бумаги или шелка, наклеенный на специальную основу и снабженный по краям деревянными валиками. Он может содержать рисунок или японскую каллиграфию. Элемент архитектурного стиля сёин-дзукури, разработанного в Японии в 15-16 веках.

После того как ученики одеты для занятий кэйкоги (доги), они проходят в главный зал додзё с главной стеной, сёмен, расположенной перед входом.

Keikogi(dogi) — название, которое мы используем для одежды боевых искусств, кимоно, в корне неверно. Кимоно — это разговорное японское слово, обозначающее одежду. Одежда для занятий боевыми искусствами называется кейкоги (одежда gi, geiko/keiko — тренировка, упражнение). Другое название — dōgi (gi- одежда, do — путь) .

Четыре стороны главного зала додзё идеально ориентированы на определенные части света: север, юг, восток и запад, и имеют конкретное назначение. Конечно, в современном додзё такая строгая ориентация в пространстве весьма относительна, так как в современных зданиях трудно найти помещения, четко расположенные по частям света, но общая внутренняя ориентация остается неизменной.

  • Камиза (上座 ) в переводе с японского означает буквально «верхнее место» или «почетное место». Северная часть. Олицетворение силы и мощи. Это главное место додзё, предназначенное для учителей и почетных гостей. Он расположен перед входом со стороны Шомена. Тории (鳥居, буквально «птичье гнездо»), или ритуальные ворота, устанавливаемые перед святилищами японской религии синто, обычно располагаются здесь. Внутри тории находится портрет основателя стиля, эмблема школы или каллиграфические надписи на деревянных досках эма, каллиграфические свитки какэмоно или какэдзику и национальный флаг. Различные атрибуты боевых искусств (мечи, самурайские доспехи, бонсай) украшены, чтобы символизировать духовные ценности стиля.

Ниппон кэмпо Киев

Изображение жилета спереди. Ниппон кэмпо додзё, Киев.

Само слово «камиза» содержит корень слова «ками». Камидза — это место, где живут ками, духи, духовные сущности, наполняющие природу и окружающий мир. Но не только духи могут быть ками в Японии, они также могут быть людьми, в которых есть что-то особенное и которые вызывают глубокое уважение у других. Камиза — священное место японских додзё.  Камиза — это сердцевина и духовное ядро додзё, без него додзё было бы просто гимнастическим залом. Идеологическая, философская и духовная направленность — вот что отличает додзё японских боевых искусств от обычных спортзалов рэппай.

  • Симодза (японский: 下座) находится напротив камидзо, со стороны входа в додзё. Южная сторона. Это место ассоциируется с молодостью, ростом, надеждой и будущим. Именно здесь обычно находятся самые неопытные студенты.

Симосэки додзё Ниппон кэмпо Осака

  • Симосэки в Ниппон Кампо Додзё, Осака

Дзёсэки (яп. 上席) — это восточная, «верхняя» сторона, справа от входа, если стоять перед камидзо. Восток — это место, где восходит солнце. Здесь располагается учитель в случае, если камидзо занято почетным гостем. Как правило, здесь живут старейшие ученики школы, или сапаи. Во время испытаний студентов экзаменаторы и судьи располагаются у восточной стены.

В современных додзё эту часть стены часто закрывают зеркалами, чтобы ученики могли видеть свои ошибки на расстоянии. Стена также украшена различными моделями оружия, которое используется в боевом стиле.

  • Симосэки (яп. 下席) — западная, «нижняя» сторона слева от входа. Обычно эта сторона пуста. Во время посещения занятий здесь сидят зрители. Когда проводится тест, студенты, сдающие тест, подходят к этой стене.

Осака додзё

Додзё в Осаке: сэнсэй и почетные гости сидят возле камидза. Справа, у восточной стены, дзёсэки, находятся старшие ученики (семпаи). Слева от западной стены симосэки — младшие ученики (кохай).

Когда начинается и заканчивается занятие, все ученики встают перед камиза, а учитель (учителя) стоит во главе учеников. Студенты часто кланяются ему или ей, когда проходят мимо камизы, тем самым демонстрируя уважение к традиции и духовному наследию учителя и основателя стиля.

В идеале в додзё есть еще одна небольшая комната. Этот кабинет оснащен различными аппаратами и приспособлениями для дополнительного развития. В этой комнате хранятся различные накладки и макивара, традиционные приспособления для догу и подражания противнику, которые используются в упражнениях сэйри ундо или танрэн.

Зал поддержки сейри ундо Казахстан 2014

Спортивный зал «Сейри ундо», Алматы, Казахстан, 2014.

Посетив додзё в качестве зрителя, любой человек, знакомый с информацией, которую мы предоставили выше, может оценить уровень подготовки, которую здесь проводят.

Додзёкун Ниппон-Кэмпо

Поведение всех практикующих боевые искусства в додзё регулируется кодексом, который называется Додзё-кун. Додзёкун — это свод основных правил поведения, которые обычно записываются всего из нескольких пунктов.

  • Мы будем тренировать наши сердца и тела, чтобы достичь сильного и непоколебимого духа.
  • Мы будем следовать истинному значению боевого пути будо, чтобы быть готовыми в любое время.
  • Мы будем следовать правилам этикета Рейга — уважать старших и воздерживаться от насилия.
  • Мы никогда не забудем истинную добродетель скромности и всегда будем следовать принципам рейшики.
  • Мы будем стремиться к мудрости и силе, не обращая внимания на другие желания.
  • Изучая «Ниппон Кампо», мы будем стремиться на протяжении всей своей жизни исполнить истинную цель Пути.

Додзёкун, написанный на свитке макимоно, вывешивается у входа в додзё. Каждый ученик, выбравший путь будо, должен выучить эти правила и соблюдать их на протяжении всей жизни.

Додзёкун. Код Dojo

Додзёкун. Код додзё. Этот кун додзё вывешивается у входа в додзё.

Рэйсики – правила поведения в додзё

Правила поведения в додзё, или рашики, подробно описывают, как ученик должен вести себя в различных ситуациях в додзё.

Распространенный пример Рашики :

  1. При входе и выходе из додзё кланяйтесь в сторону камидзо.
  2. При входе в додзё снимите обувь и аккуратно поставьте ее на отведенное место
    в указанном месте.
  3. Вы можете покидать додзё только с разрешения сэнсэя.
  4. Не опаздывайте на тренировки. Если вы опоздали, сядьте на симосу и дождитесь разрешения войти на татами от сенсея или замещающего его семпая.
  5. Ваша одежда для тренировок должна быть чистой и выглаженной. Ваши руки и ноги также должны быть чистыми.
  6. Во время тренировки запрещается носить украшения, жевать жвачку и есть.
  7. Сидеть на татами можно в сёдзи или агура (табурет), если у вас болят ноги.
  8. Когда сенсей демонстрирует или объясняет технику во время урока, вы должны сидеть в сеиза, тихо и
    внимательно слушала его. Когда он закончит, поклонитесь сенсею, а затем своему партнеру и начните
    класс.
  9. Если вы услышите сигнал к остановке, немедленно остановитесь, поклонитесь партнеру и сядьте в сэйдза.
  10. Бесцельное хождение по додзё строго запрещено. Либо практикуйте, либо ждите своей очереди, сидя в сейзе.
  11. Если вам нужно что-то спросить у сенсея, никогда не кричите на него. Подойдите к нему, поклонитесь (по возможности стоя) и подождите.
    (Стоя) и ждите, пока он повернется к вам.
  12. Когда вы получаете инструкции от своего сенсея, внимательно следите за ним. Поклонитесь, когда он закончит.
  13. Сведите разговоры к минимуму, не говорите громко.
  14. Только сенсей решает, будете ли вы заниматься в его группе или нет. Знания нельзя купить. Деньги, которые вы платите
    который вы платите каждый месяц, используется для оплаты аренды. Кроме того, заплатив этот взнос, вы получаете возможность мин.
    Вы можете поблагодарить учителя за то, чему вы научились.  Вы должны учителю заплатить за уроки.

В заключение я хотел бы привести слова известного мастера каратэ-до Гитина Фунакоши: «Додзё номо, каратэ до омоу на». Буквально: «Не верьте, что каратэ-до практикуется только в додзё».  Обучение технике в додзё не важнее характера, который можно совершенствовать и укреплять в повседневной жизни.

По такому же принципу вы можете создать додзё у себя дома. Взяв самое необходимое и отбросив все ненужное. Самое главное — иметь желание.

Тренер и оружие на стене в додзе Казахстан 2014.

На стене — тренажеры и оружие. Додзё Алма-Ата, Казахстан

За свою жизнь я создал два додзё: одно в Киеве и одно в Казахстане в период с 2012 по 2014 год, но владельцы этих додзё не понимали, что такое Путь Воина и что такое Будо. Поэтому, к сожалению, со временем эти додзё превратились в обычные фитнес-залы.

Уважение, проявляемое в додзё, также проявляется в действиях в жизни.  Додзё — это место, где каждый, кто его посещает, пытается понять суть жизни, практикуя самооборону и боевые искусства — это не обычный спортзал. Скорее, это место является местом просветления, храмом духа в западной терминологии. Это место, где глубина отношения человека к выбранному им способу достижения цели в овладении самообороной переносится на все его окружение. Когда вы входите в правильно оборудованное додзё, вы чувствуете, что попали в другой мир, мир настоящего воина.

Читайте также: Как правильно поставить удар в боксе

Оцените статью
Военное дело
Добавить комментарий

Adblock
detector